Урок русского языка "Корень слова" 2 класс
презентация к уроку (2 класс) по теме

Алиева Зылха Ремзиевна

План конспекта урока и презентация на тему "Корень слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova.pptx1.28 МБ
Файл korn_slova.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС Тема урока : «Корень слова»

Слайд 2

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

Слайд 3

1.Жир, жизнь, чукча, житель, пружина. 2 . Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов. 3 . Гора, горка, горный, гореть. 4. Лесенка, лесник, лес, лесной.

Слайд 6

сад р ассада посадки с адовод садовник

Слайд 7

Слова, которые близки по значению и имеют общую (одинаковую) часть называют родственными или однокоренными. Корень – это общая часть родственных слов. -Выпишите эти слова, выделите корень



Предварительный просмотр:

 2-Г класс

11.10.18г.

Тема: . Корень слов (первое представление).     24 урок

Тип: изучение нового материала

Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень» слова;
  • учить детей находить общую часть в словах (корень),
  • распознавать и подбирать родственные слова;
  • различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, память;
  • совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог,
  • развивать монологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;
  • воспитывать чувство ответственности за свой труд;
  • умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформировать умение находить родственные слова и выделять общую часть.

- различать однокоренные

- расширять словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать слова по значению, написанию;

-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

-определять тему;

-освоение элементов письменных букв;

-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре;

-умение объяснить свой выбор;

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока:

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Руки (на месте)

Ноги (на месте)

Локти (края)

Спина (прямая)

2. Проверка д.задание

 Стр.60,упр.83

-Какие родственные слова встретились в стихотворении?

- Что у них общее?

-Как называют такие слова?

3.Мотивация к деятельности.  

Есть очень хорошая русская пословица (Слайд): «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Объясните значение пословицы.

- Действительно, знания ведут человека к свету. С умным человеком интересно общаться, у него великое будущее, перед ним все дороги жизни открыты. А вот человеку, у которого недостаточно знаний, в жизни будет сложно добиться признания. Вам же я желаю, на наших уроках обогащаться, получать, как можно больше знаний.

4.Актуализация знаний. .

На доске записаны группы слов(слайд)

1.Жир, жизнь, чукча, житель, пружина.  (правило ЖИ)

2. Ира, Москва, одуванчик, Садовая, Иванов. (имена собственные)

3. Гора, горка, горный, гореть.

4. Лесенка, лесник, лес, лесной.        

В каждой строчке найти «лишнее» слово и объяснить, почему.

- Со всеми заданиями вы смогли справиться?

5. Тема урока. Целеполагание. Мотивация.

Чтобы узнать тему урока, мы должны ответить на вопрос:

 - Что общего между словом и деревом?   (предположения детей)

У каждого из вас на парте лежит изображение дерева. Вспомните и назовите, из каких частей оно состоит.  (Корень, ствол, крона: ветви с листьями)

- А только у деревьев такие части? (нет, у всех растений)

- А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение и удерживает его в земле?

- Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она –корень слова.

- Так, что же общего между словом и деревом?

-Какая же тема нашего сегоднешнего урока?

Корень слова – тема нашего урока.

Кто сформулирует цель урока. Чему будем учиться?

- Узнаем, что такое корень слова, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

- А почему нужно знать, что такое корень слова, уметь находить корень в словах?

- Где вам это пригодится?

Если мы будем знать что такое корень слова и уметь его находить и подбирать слова, то (ответы детей)

6.Гимнастика для кистей рук. Каллиграфическая минутка.(слайд)

- Волшебница Осень приглашает нас в осенний лес. Закроем глазки и мысленно перенесемся в сказочный лес.

- В осеннее царство тихонько мы входим,
Вот лес осенний, в него заходим.
Вперёд пока нельзя идти, 
Осенние листья у нас на пути.

- Под осенними листьями каллиграфическая минутка. Для чего мы проводим каллиграфическую минутку? (ответы детей)

лЛл // лЛл //

лес лесок лесной

- Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Выделите корень в словах и обозначьте ударение

-. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной)

- Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные)

- Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику.

7. Знакомство со способом действия.

Если мы посадим семя любого растения, то прорастать оно начнет с корня. Так и слова, тоже начинают «расти» с помощью корня. Послушайте одну историю, рассказанную в стихотворении. (по ходу чтения стихотворения на доске появляются однокоренные слова) (слайд)

                Как-то много лет назад

                Посадили странный сад

                Не был сад фруктовым –

                Был он только словом.

                Это слово – слово корень

                Разрастаться стало вскоре

                И плоды нам принесло –

                Стало много новых слов.

                Вот из сада вам рассада

                Вот ещё посадки рядом

                А вот садовод

                С ним садовник идёт

                Очень интересно

                Гулять в саду словесном.

- Что объединяет все эти слова?

- Что у них общего?

- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.

- Какую общую часть слова они имеют?

(слайд)Слова, которые близки по значению и имеют общую (одинаковую) часть называют родственными или однокоренными.

Корень – это общая часть родственных слов.

-Выпишите эти слова, выделите корень

8. Физкультминутка.  

9.  Закрепление изученного материала:

А.  Образование однокоренных слов

         У каждого из вас на дереве написаны слова (море,свет)

- Найдите родственные слова. Зачитайте. 

- Назовите общую часть родственных слов.  

- Как называется общая часть родственных слов?  (корень)

Б.  Работа в тетради.

-Запишите эти слова

В. Работа с учебником

   Стр.62,упр 87

10. Самостоятельная работа.  

Сейчас вы поработаете в парах. У вас есть два корня вод и сол. Ваша задача подобрать и записать на листочках дерева как можно больше однокоренных слов.

Проверкаhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sxoiEt85cpQwbRffkAes-kw&rev=1&h=45&w=42&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sbIpE_gYM7_sRT9LNoCbbVQ&rev=1&h=45&w=42&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s0ida1106DtLmEsSDx59aXA&rev=1&h=45&w=42&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sYEaznlz6YXQFMNkD7IP_kQ&rev=1&h=46&w=45&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=skGhLEJIATdMqrXuN-yJL7g&rev=1&h=45&w=42&ac=1

11.Рефлексия деятельности. 

 Перед Вами на партах у каждого карточка с заданием. Нужно в каждом ряду зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова. Выделить корень.

  1. Чайка, чайник, чай.
  2. Море, моряк, морской.
  3. Лиса, лисица, лесник.
  4. Буря, ветерок, ветер.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте выполнение задания . Поставьте смайлик за работу

12.Подведение итогов

С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

Что нового узнали на уроке, чему учились?

Что понравилось на уроке? Что было интересно? Что не понравилось на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Оценка деятельности учащихся.

 Домашнее задание

Стр.63,упр.91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...