Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» музей «Русская изба» Занятие – экскурсия: «Русская печка в русских народных сказках» 1 классы
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Трушина  Ирина  Евгеньевна

Цель:                                                                                                                                                 

Познакомить детей с культурой, бытом и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_pechka_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ   «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ No30 имени К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

______________________________

107076, Москва, ул. Олений вал, д. 22

тел. 8 (495) 603-07-33

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                           

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности» музей «Русская изба»

Занятие – экскурсия: «Русская печка в русских народных сказках» 1 классы

Автор: Трушина И. Е. – воспитатель.                                                                       Методическая поддержка: Нестерова Т. Б. – руководитель музея.

        Москва 2017г.

Цель:                                                                                                                                                  Познакомить детей с культурой, бытом и традициями русского народа.

Задачи:

1) Образовательные:

  • Знакомство обучающихся с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа;
  • Приобщение младших школьников к русскому фольклору.

2)  Развивающие:

  • Развитие детской речи и коммуникативных умений младших школьников;  
  • Развитие воображения, творческих способностей и познавательной активности обучающихся первых классов;
  • Развитие эмоциональной сферы через общение с предметами старины.

3) Воспитательные:

  • Воспитание патриотических чувств через интерес к культуре, обычаям и   традициям русского народа;
  • Воспитание бережного отношения к старинным вещам и культуре общения с музейными экспонатами.

4) Коррекционные:

  • Развитие слухового восприятия обучающихся;
  • Развитие словарного запаса по теме занятия.

                          Оборудование:

1. Таблички со словарем по теме занятия.                                                                             2. Иллюстрации к занятию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           3. Выставка книг (русские народные сказки)                                                                      4. Таблички с вопросами и заданиями к викторине.                                                              5. Призы для победителей викторины.                                                                                  6. Таблички со словами  к игре «Каравай»                                                                  7. Костюмы и инвентарь для инсценировки.                                                                                            8. Экспонаты музея «Русская изба».              

             Словарь:

«Белая изба», «чёрная изба», лежанка, чугунок, ухват, кочерга, поленья, невестка, именины, коромысло, каравай, валенки.

        План занятия:

1) Организационный момент.                                                                                                                            2) Беседа с обучающимися об истории русской печки.                                                                  3) Работа с выставкой книг.                                                                                                                                                                                                                    4) Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению».                                                                                             5) Викторина по русским народным сказкам.                                                                                       6) Награждение победителей викторины и поздравление «артистов».                                                           7) Игра – хоровод «Каравай».                                                                                                            8) Подведение итогов занятия.  


                       Ход занятия:

1.  Организационный  момент.

Отгадайте загадку:

                     Из трубы идут колечки,

         Это дым из нашей … (печки)

2. Беседа об истории русской печки.

     Воспитатель:  Какой предмет на Руси в древности был самым главным? Почему?    (русская печка)

     Воспитатель:   Печка и кормила людей, и грела в суровые морозы, и лечила, и мыла – парила. Про печку сложили пословицу: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».    

     Воспитатель:  Печка появилась на Руси очень давно и была без трубы. Топили печь « по – чёрному». Дым наполнял помещение и выходил в отверстие в стене. Такая изба называлась «чёрная». (иллюстрация)

Царь Пётр первый  издал указ, строить печки с трубами. Почему? (опасная печка, приводила к пожарам) Сначала трубы были деревянными (иллюстрация),                                                                                                                                           А потом стали кирпичными. Русская изба с кирпичной трубой стала называться «белой избой» (иллюстрация).                                                                                            Современные печки такие же, с кирпичной трубой. Место на печи (лежанка) было самое тёплое в доме, здесь грелись дети, а также лечились все члены семьи. (иллюстрация)                    

   Русскую печку в крестьянской избе называли «бабьим углом». Женщины готовили здесь пищу для всей семьи: хлеб, пироги, щи, кашу. В печке можно было даже мыться.

        Воспитатель:  Как называются эти предметы? Для чего были нужны хозяйке? (ухват, чугунок (горшок), кочерга, поленья (дрова), валенки)

3.Работа с выставкой книг.              

        Воспитатель: Русские люди придумывали сказки про печку. Какие вы знаете сказки? ( «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «По щучьему веленью»)                    

       Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, иллюстрацию к какой сказке я вам показываю? ( «Гуси – лебеди»)                                                                                                                                                                                  - Что видите на картинке?  (Мама велит девочке беречь братика, никуда не уходить)                                                                                                                                                                                  - Как старшая сестра должна была ухаживать за братиком?  (играть, гулять с ним, кормить, укладывать спать, петь колыбельную песню)                                                

          Воспитатель: Маленькие дети спали в колыбелях или люльках, мамы, бабушки или старшие сёстры пели им колыбельные песни. Девочка садится рядом с люлькой, покачивает её и напевает «Колыбельную».   (фото)                                                                        - Послушалась ли девочка маму? (Нет, она посадила братика под окошко и убежала играть с подружками)                                                                                                                                          -  Что случилось с Иванушкой? (налетели гуси – лебеди и унесли братика)                                                                                    -   Кто помогал девочке спасать Иванушку?  (яблонька, печка, речка, заяц, мышка)                                                                                                                                                                                                                                                                                         - Машеньке удалось спасти Иванушку? (да)      

           Воспитатель: Давайте возьмём следующую книжку.                                                                                                        – К какой сказке относится иллюстрация? («По щучьему велению)                                            - Что видите на картинке? (Емеля лежит на печи)                                                                   - Почему он лежит на печи? (Он ленивый, ничего не хочет делать)                                                                                                              

 4. Инсценировка отрывка сказки «По щучьему велению»

 Выходят две невестки.                                                                                                                              Первая (с коромыслом): Емеля, сходи за водой.                                                                                                        Емеля (зевая и потягиваясь): Неохота!                                                                                                                                                 Вторая (с ведром): Сходи, братья приедут, подарки привезут.                                                                 Емеля: Ну, ладно. (поднимается, надевает валенки, берёт коромысло с ведром и идёт за водой)

           Воспитатель: Какое чудо случилось с Емелей? (Он поймал щуку, и она стала выполнять все его желания)                                      

        


5. Викторина по русским народным сказкам: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению».

         Задание: Выбрать правильный ответ

1) Как звали главного героя сказки?

           а) Иван

б) Федя

в) Емеля

2) Какую рыбу поймал Емеля в пруду?

а) акулу

б) щуку

в) карася

3) Какие слова должен произнести Емеля, чтобы желание исполнилось?

а) по щучьему велению, по моему хотению

б)  по щучьему велению, по моему желанию

4) Какие Емелины вещи сами пошли домой?

            а)  валенки

б) штаны

в) вёдра

5) На чём Емеля поехал рубить дрова?

 а) на печи

б) на санях без лошади

в) на телеге

6) На чём отправился Емеля к царю во дворец?

а) на печи                                                                                      


б) на санях                        

в) на телеге

7) Куда посадил царь Марью и Емелю?

а) в колодец

б) в бочку

в) в тюрьму

8) Что случилось с Емелей, когда он с царевной выбрался из бочки?

а) научился летать

б) заснул крепким сном

в) стал умным и красивым

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

         Задание: Сказка рассыпалась ,надо её собрать.

1. Гуси – лебеди унесли братца.                                                                                                                       2. Девочка встретилась с печкой.                                                                                                                                                    3. Девочка в избушке у Бабы Яги.                                                                                                            4. Девочка встретилась с яблонькой.                                                                                                                    5. Машенька побежала искать Иванушку.                                                                                            6. Девочке помогает мышка.                                                                                                                                              7. Девочке помогает печка.                                                                                                                                                  8. Дети вернулись домой.                                                                                                                               9. Девочке помогает яблонька.

6. Награждение победителей викторины, поздравление артистов.

7. Игра – хоровод  «Каравай»

          Воспитатель:  В старину русские люди праздновали не День рождения, а именины. К именинам пекли много угощений: пироги, пряники, караваи. Каравай – это пшеничный хлеб круглой формы.  В честь именинника водили большой хоровод и пели: «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Сейчас мы с вами поиграем в эту игру.                                                                                                 Игра – хоровод «Каравай».                                                                                

8. Подведение итогов занятия.                                                                                                                     Воспитатель: О чём сегодня говорили? Чем занимались? (ответы детей)  Понравилось ли вам занятие? Спасибо всем. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза" (с применением новых технологий, совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

презентация к сказочной викторине (для конкурса "Как ты знаешь русские народные сказки")

презентация к сказочной викторине (для конкурса "Как ты знаешь русские народные сказки")...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Открытое занятие в рамках конкурса: «Школьный музей – новые возможности». ТЕМА: «Хлеб - всему голова».

Занятие разработано для детей с особенными образовательными потребностями  с ОВЗ по слуху...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...