Внеурочная деятельность 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Календарно- тематическое планирование 1 класс  по духовно- нравмственному воспитанию " Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Истоки» для  1  класса разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1; утвержденной  приказом №114 от 01.09.2015 года
  • Учебного плана на 2017-2018 учебный год МБОУ СОШ №1;утверждённого приказом № 128 от 31.09.2017 г.

Авторской рабочей программы по курсу «Истоки», А.В.Камкина  «Истоки », Москва «Просвещение» 2014 г.

 «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направленность: духовно- нравственная.

Место программы в структуре ООП

  Основная  общеобразовательная программа школы (ООП) реализуется МБОУ СОШ №1 через учебный план и внеурочную деятельность.

  Внеурочная деятельность рассматривается в ООП школы отдельным блоком и осуществляется во второй половине дня. Курс  « ИСТОКИ возрождения» организуется по направлению развития личности духовно- нравственному.

  Занятия проводятся 1 раз в неделю, что составляет 33 часа (33 учебные недели) Продолжительность занятий в 1-х классах – 25 мин.
Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Новизна программы.

Отличительной особенностью  

предлагаемой программы является результат совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

Формы работы  можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
«Истоки»– уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования 
и общества в целом.

Подходы к реализации данной программы.

 Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность 
и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий 
и методов работы педагога.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»; 
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.

Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов); 
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. 
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности духовно – нравственного направления « Истоки»

Задачи курса– научить ребенка почувствовать 
и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Программа «Истоки » оформилась на волне педагогических, философских 
и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. 
Образовывать – значит, как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической 
и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности 
и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы
составляет социокультурный подход к содержанию образования. 
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. 


Ценностные ориентиры содержания программы во внеурочной деятельности.

В качестве задач выдвигаются: 
· освоение 
и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека 
и социума, в котором живет 
и развивается ребенок;
· оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями; 
· личностное осмысление отношения к ближайшему природному 
и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
· развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать 
и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира 
и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся 
и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних 
и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой 
программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает 
и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации. 
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры 
и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания — истоки, и выстраивая собственное развитие как своёжизнетворчество в ее контексте. Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы  приоритете тех иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных 
и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так 
и их противопоставление. Развитие 
и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных 
и общечеловеческих ценностей в сфере материальной 
и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.


Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

  • межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
  • ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

  • изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
  • изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
  • обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.

Содержание  работы по внеурочной деятельности   


Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.


В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».   Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической 
и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития  культуры здоровья учащихся, 
программа нацелена на 
решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
· формирование навыков 
и умений, необходимых для сохранения 
и укрепления духовного 
и физического здоровья;
· укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
· привитие любви к труду как значимой основе жизни 
и личностного совершенствования;
· раскрытие индивидуальных наклонностей 
и особенностей каждого ребенка, ориентация его на путь самосовершенствования.

      Тематика первого класса в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств 
и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность 
и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении — слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности 
и по культурно-исторической, социально-правовой 
и другим содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей 
и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.
 Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.
Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Новосибирской области, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта. 
Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи 
и начальной школы.
Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания 
и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». 
Содержательное наполнение данной темы может варьироваться в зависимости от запросов семьи 
и детей, национальных традиций субрегиона, в котором находится ОУ, на основе обращения к тем образам культуры, которые отражают светлые, духовно возвышающие устремления человека.
Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить 
и быть любима, наказывать 
и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного 
и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической 
и культурно-исторической содержательным линиям, в единстве 
и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
«Слово», «Образ» и «Книга» соотносимы с категорией «информация», поскольку сегодня ребенок с раннего детства опосредованно сталкивается с различными ее источниками. Обращение к метапонятию «Информация» вызвано стремительным процессом становления постиндустриальной цивилизации 
и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия 
и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей
и необходимости защиты духовного мира ребенка от манипулирования с помощью мощных средств медиакультуры, опирающихся на информационные технологии. «Информация» выступает для ребенка как ценность-проблема, позволяющая увидеть многообразный мир сообщений людей друг другу о своих состояниях, намерениях, предпочтениях. Через переживание ценностной значимости информации ребенок выходит на различение ее источников как заслуживающих доверия 
и опасных, разъединенных с миром человеческих ценностей.


Первый класс
Тема «Мир» (10 часов)
МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, — мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) 
и внешняя. 
МИР ПРИРОДЫ.Красота природы. Царства живой 
и неживой природы. Стихии природы: земля, вода, воздух, огонь. Земля-кормилица. Огонь – благо 
и опасность. Священный огонь. Вода — источник жизни. Небо, светила, звезды. Путеводная звезда. 
АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ. Единство здоровья духовного 
и физического. Народные представления о богатыре: сила, доброта, справедливость. Былинные 
и сказочные богатыри. Как сохранить здоровье.
Тема «Слово» (10 часов)
Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. 
МИР– глубина смысла в русском языке. Родной язык выражает социокультурный опыт народа. Богатство 
и красота родной речи в созвучии с сердцем ребенка. Какое первое слово я дарю всем людям.
ДОБРОЕ СЛОВО– исток радости. Какие слова душу радуют. Азбука волшебных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы… 
Слова приветствия: «Доброе утро», «Добрый день». Смысл жизни — делать добро. Почему добро побеждает зло?
ЧЕСТНОЕ СЛОВО— основа крепкой дружбы. Верность слову. Верный друг. Честь. Почему важно беречь честь смолоду?
СВЯТОЕ СЛОВО– исток мира. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Родители — самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях — основа порядочности человека.
Тема «Образ» (6 часов)
РОДНИК— начало жизни. Реки, озера моего края. Русские сказки о живой 
и мертвой воде. Почему люди берегут источники воды? Святой источник 
и Святая вода.
ПЕРВЫЙ ОБРАЗ– исток видимого. Первый образ, увиденный человеком. Не все увиденное есть Образ. Безобразное (безобразное). Сказочный образ. Слово Образа. 
Светлый образ. Солнце – исток света 
и тепла. Образ Солнца в сказках. Светлый путь. Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА.Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность.

Духовный образ человека. Образ человека 
и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека. 
Тема «Книга» (7 часов)
КНИГА– семья Слова 
и Образа. Как Книга передает Слово 
и Образ? Согласие Слова 
и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы 
и Слова.
ПЕРВАЯ КНИГА. Первая прочитанная книга. Первая услышанная сказка. «Мои 
Истоки » — первая авторская Книга. Какие Образы 
и Слова ты хотел бы в ней передать. Кому ты хотел бы посвятить свою книгу.
ЖИВАЯ КНИГА. Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи 
и сказки. Какую сказку ты рассказал бы всем детям?
МИР КНИГИ. В книге сосредоточена мудрость народа. Торжество Света 
и Добра. Вечные 
и великие книги. Свет учения. Выбор книги, книжные открытия. Чтение как ценность.


1 класс

 Мир. Слово. Образ. Книга.

МИР – 10 ч.

СЛОВО – 10 ч.

ОБРАЗ – 6 ч.

КНИГА- 7 ч.

Введение в предмет. Родители

Слово

Родник

Книга

Мир и лад

Золотое сердечко

Образ Родины

Книга книг

Истоки и школа

Доброе слово

Образ защитника Отечества

Живое слово книги

Дар

Честное слово

Образ праздника

Первая книга

Истоки и радуга

Слово о родителях

Мир книги

Сказки А.С. Пушкина

Святое слово

Родной край

Жизнь

Обобщающий урок

Обобщающий урок

Щит и герб

Обобщающий урок

Эксурсионное занятие

Эксурсионное занятие

Илья Муромец

Эксурсионное занятие

Обобщающий урок

Весна и слово

                                           

  Итого :  33 часа

Требования к уровню подготовки планируемых результатов учащихся 1 класса

метапредметные

личностные

-осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов России;

-освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;

-использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

-освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге;

-освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;

-освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.

-становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;

-проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников;

-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

-осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения России для личностного становления;

-развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.

Главными целями курса в 1-м классе являются:

  • Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
  • Развитие целостного восприятия, способности чувствовать 
    и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

    По итогам первого года обучения  по курсу «Истоки» учащиеся: 


— осваивают первичные базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.
Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество. 
А также:
— раскрывают их смысл в соответствии с контекстом употребления;
— умеют правильно применять в своей речи.

Результатом освоения  курса будет  развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
· межличностные   отношения (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
· ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
Данная система отношений проявляется  на вербальном 
и поведенческом уровнях,  а также на уровне переживаний:
· изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических 
и психологических средств общения);
· изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
· обогащение мира переживаний – способность 
и готовность к сопереживанию, к сочувствию. 

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
  • расширение кругозора и словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда. 

 Критерии оценивания полученных результатов

Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

- оценивающий тренинг

                               

Оценка является необходимой составляющей учебной деятельности учащихся.

Преподаватели предмета «Истоки» в силу специфичности данного
учебного предмета должны с особым вниманием осуществлять контрольно-
оценочную деятельность. Оценка реализует важнейшие функции в учебном
процессе:        

                - стимулирующую        

                - ориентирующую        

                - воспитывающую

                            - образовательную

Оценка результатов социокультурного развития учащихся является необходимой составляющей в реализации системного подхода к истокам в образовании и требует от учителя глубокого, осознанного и полного её понимания. Социокультурный подход к оцениванию предполагает наличие самооценки и взаимооценки, помимо экспертной, и осуществляется на основе следующих критериев:

                  -        нормативном (сопоставление с нормой);

                  -        сопоставительном   (сопоставление   результатов  учащихся,    

                    классов   между собой);

                  -        личностном (сопоставление настоящего результата с

                        предыдущим).

Причём преобладает в основном нормативный и личностный критерии относительно сопоставительного. Все контрольно-оценочные акты делятся на констатирующие, проверяющие и диагностические. Если первые два являются традиционными для любого предмета, то диагностический акт оценивания используется реже. Основная его цель — установить уровень развития психических процессов: памяти, мышления, воображения, а также качеств личности (интересов, мотивации, убеждений и т.п.) и учебных умений. Именно данный критерий является определяющим в предмете «Истоки». Отметка для ученика является своеобразным вознаграждением за хорошую учёбу, но в социокультурном подходе она не является доминирующим видом вознаграждения. В процессе общения учитель сознательно повышает значимость вознаграждения деятельностью и добрым словом, что при правильной организации способствует развитию духовного начала в каждом ребёнке.

Авторы программы курса «Истоки» рекомендуют для отслеживания результатов социокультурного развития личности ученика и группы использовать активные формы обучения, которые с одной стороны являются уникальной педагогической технологией, а с другой — представляют собой наиболее адекватный, постоянный и доступный способ оценивания.

Наличие трёх составляющих оценки (самооценка, взаимооценка, экспертная оценка) в тренингах позволяет объективно и всесторонне определить уровень развития каждого ученика, группы и класса в целом. Причём, под понятием «оценка» подразумевается не столько количественный показатель (сумма баллов и соответствующая ей оценка), сколько качественный результат, достигнутый каждым учеником в процессе выполнения заданий тренинга.

В учебном предмете «Истоки» представлены два вида тренингов - развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги готовят учащихся к оценивающему тренингу, в котором отслеживается как овладение учащимися содержанием, так и усвоение коммуникативных и управленческих навыков и социокультурный уровень развития личности в целом.

Отслеживание осуществляется с помощью качественных и количественных показателей, заложенных в активных формах обучения. По итогам индивидуального этапа отслеживается развитие каждого ученика, а по итогам работы в паре или в четвёрке отслеживается развитие группы. Оценивание результатов осуществляется по 7-балльной шкале. Показатели в баллах, полученные с помощью оценивающих тренингов по результатам индивидуальной работы детей, могут быть переведены в традиционную систему школьной пятибалльной оценки. Технология перевода представлена в методических разработках (см. Список рекомендуемой литературы). Учителю рекомендуется в целях поощрения творческой инициативы учащихся оценивать выполнение заданий в рабочих тетрадях, а также самостоятельную подготовку к занятиям дома, с привлечением дополнительного материала. С целью обобщения знаний учащихся, прочувствования ими смысла основных категорий курса, а также с целью оценки знаний учащихся и определения развития социокультурного опыта, приобретённого в течение определённого времени (четверь, учебный год), проводятся итоговые уроки-тренинги. На обобщающий урок-тренинг отводится 2 часа, он состоит из ряда взаимосвязанных тренингов (заданий).

Занятие начинается с тренинга «Ресурсный круг», который решает задачи присоединения учащихся к теме разговора. В классах, где много учеников, целесообразно работать по подгруппам в 10-15 человек. Каждый этап работы в тренинге строго регламентируется по времени. Временная продолжительность этапа определяется учителем в зависимости от умений, навыков детей, степени сложности задания. Усвоение содержания учебного материала оценивается в графе «Индивидуальный этап» в баллах, баллы переводятся в оценки по пятибалльной шкале. При недостаточном количестве баллов для выведения отметок рекомендуется дополнительная проработка содержания учебного материала с учеником.

Рекомендуется проводить аттестацию учащихся по учебным четвертям и ежегодно (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения). Качественная оценка представлена в активных формах обучения в аспектологической характеристике, которая описана в методических пособиях к социокультурным тренингам 2, 3, 4 и 5-го классов.

Социокультурный тренинг является одной из основных активных форм обучения и отличается от психологических тренингов и традиционных групповых форм обучения наличием в нём следующих пяти аспектов:

        - содержательного,

        - психологического,

           - коммуникационного,

           - социокультурного,

           - управленческого.

Содержательный аспект касается подбора системы заданий, соответствующих ключевым идеям темы. В результате их выполнения учащиеся выходят на переосмысление, прочувствование того, что они изучали на уроках, и включают полученные знания в личный опыт. Наличие    психологического    аспекта    способствует    развитию    основных психологических функций учащихся (восприятия, мышления, речи, функции чувствования) с выходом на развитие желания самосовершенствоваться. Коммуникационный аспект помогает развивать навыки общения на аналоговом уровне, формировать единый понятийный аппарат, умение грамотно вести дискуссию, организовывать групповой процесс принятия решения. Управленческий аспект подразумевает такую организацию тренингов, которая позволяет учащимся развивать способность структурировать время, постоянно действовать,   анализировать   и   обобщать   информацию,   развивать   навыки управления своими знаниями.

Социокультурный аспект помогает определить, какие значимые результаты получают учащиеся, на какие общечеловеческие ценности и категории они выходят в процессе изучения той или иной темы, помогает определить значимость приобретённого учащимися опыта для развития общества. Отслеживание результатов развития учащихся и класса (группы) важно не только в плане динамики развития, но и для корректирования построения учебного процесса. Целесообразно описание результатов по итогам каждого занятия (в целом по группе) (Приложение1)

По итогам четверти определяются результаты социокультурного развития каждого ребенка в «Дневнике Истоков» (анализируется не менее 3-5 позиций)

Результаты могут быть оформлены в виде линейной диаграммы.

Методические рекомендация для учителя по отслеживанию результатов социокультурного развития личности учащихся в истоковедении

(тренинги: работа в паре, в четверке, ресурсный круг)

Показатели результативности:

  1. Умеют слушать друг друга
  2. При обсуждении вопроса в двойке или группе каждый излагает свою позицию
  3. Способны дополнять друг друга
  4. Сумели присоединиться друг к другу
  5. Сумели прийти к единому решению; отождествляют себя с группой (позиция «мы»)
  6. Воспринимают по доорому друг друга, общались без микроконфликтов
  7. Высказывались уверенно, не боялись ошибиться
  8. Сумели выйти на доверительное общение с преподавателем
  9. Уложились вовремя на разных этапах тренинга
  10. Справились с заданием правильно
  11. Содержание тренинга вызвало затруднений
  12. Удовлетворены результатами работы
  13. Сумели выйти на значимые результаты, рассуждения, выводы
  14. Лидер сумел организовать работу в группе, занимая активную позицию
  15. Лидер сумел представить мнение группы

(Позиция   1,3,4,6,7,8,11,12,13   используются   для   анализа   социокультурного   развития учащихся в ресурсном круге)


Календарно- тематическое планирование для 1 « Г » класса

№ урока

Наименование

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые

 сроки происхождения темы

Фактические    сроки

 прохождения

темы

I. МИР

1

Введение в предмет.

(Солнышко, мама и папа)

поиск и выделение необходимой информации

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

формулирование познавательной цели

планирование умение находить общее решение.

(составление плана и последовательности действий).

умение находить общее решение.

   3

Истоки и школа

учиться удерживать цель.

строить логическую цепь рассуждений

   4

Дар

(Рождество)

извлечение необходимой информации из прослушанной беседы.

умение слушать

   5

Истоки и радуга

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока

   6

Сказки А. С. Пушкина

Родной край

понятно и грамотно формулировать свою мысль без подготовки;

  • говорить выразительно;
  • говорить самостоятельно;

   7

  8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

учиться удерживать цель.

строить логическую цепь рассуждений

   9

Святыни России.

Илья Муромец

   10

Обобщающий урок по разделу « Мир»

планирование

(составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: умение находить общее решение.

II.СЛОВО

11

Слово

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока учиться удерживать цель.

12

Весна и слово

13

Золотое сердечко

строить логическую цепь рассуждений

  • говорить выразительно;
  • говорить самостоятельно;

14

Серебряное копытце

планирование

(составление плана и последовательности действий).

 умение находить общее решение

15

Честное слово. Добрыня Никитич

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока

16

Слово о родителях

формулирование познавательной цели

планирование умение находить общее решение.

(составление плана и последовательности действий).

умение находить общее решение.

17

Святое слово. Алеша Попович

понятно и грамотно формулировать свою мысль;

  • говорить выразительно;
  • говорить самостоятельно;

высказываться экспромтом, без предварительной подготовки

18

Чаша жизни

19

Обобщающий урок 

20

Повторение по разделу « Слово»

поиск и выделение необходимой информации

III. Образ

21

Родник

поиск и выделение необходимой информации

22

Образ Родины

23

Образ защитника Отечества

поиск и выделение необходимой информации

24

Образ праздника

(День Победы)

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока

25

Обобщающий урок « Образ»

26

Экскурсионное занятие

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока учиться удерживать цель

IV. Книга

27

Книга

планирование

(составление плана и последовательности действий).

Коммуникативные УУД: умение находить общее решение.

28

Книга книг

29

Живое слово книги

умение слушать и вступать в диалог.

учиться удерживать цель урока

30

Первая книга. Мир книги и увлечений

формулирование познавательной цели

планирование умение находить общее решение.

(составление плана и последовательности действий).

умение находить общее решение

31

 Первая книга. Мир книги

32

Обобщающий урок « Книга»

33

« Обобщающий урок по курсу « Истоки» Эксурсионно - тематическое занятие по теме: « Истоки жизни»

поиск и выделение необходимой информации

 


Материально-техническое  и  учебно - методическое обеспечение

 рабочей программы

1.Методические пособия для учителя:

Камкин А. В. Истоки: 1 класс. – М., 20014.

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 2014. – Декабрь.

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 2014

Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–2014. – Декабрь.

Котельникова Н. В. Истоки: 1 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2014.

Бандяк О. А. Истоки: 1 класс: Методические указания.– М., 2014.

Бандяк О. А. Истоки: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2014.

Бандяк О. А. Истоки: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2014.

Истоки: 1 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 2014. – Декабрь.

Истоки: 1 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 2014.– Декабрь.

Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 2014. – Сентябрь.

2.Интернет ресурсы:

 3.Мультимедийные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.Методическое обеспечение:

   разработка занятий, художественные произведения, иллюстрации.

5. Видеоматериалы:

  • «В гостях у батюшки», фильм 1, 3
  • «Сказка перед сном», фильм 1,4,6

6. Использование медиаресурсов:

  • История русского быта, «Новый диск»
  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....