"Самообразование классного руководителя – как одно из условий успеха в организации воспитательной работы".
методическая разработка (2 класс) на тему

Редкозубова Татьяна Петровна

В статье представлены мотивы, побуждающие учителя к самообразованию, основные направления самообразования,  онкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый

   

"Самообразование классного руководителя –

как одно из условий успеха в организации воспитательной работы".

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI00.132\1472886399177.jpg

Автор : Редкозубова  Татьяна  Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ  СОШ  № 15

х. Садовый

2016

"Самообразование классного руководителя –

как одно из условий успеха в организации воспитательной работы".

                                                            «Воспитание, полученное человеком,

                                                            закончено, достигло своей цели,

                                                            когда человек настолько созрел,

                                                            что обладает силой и волей самого себя

                                                             образовывать в течение дальнейшей жизни,

                                                            и знает способ и средства, как он это может

                                                            осуществить в качестве индивидуума,

                                                            воздействующего на мир».

                                                                                                       А. Дистервег    

   Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов и воспитателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

   Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.     Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

         

    Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у меня возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

• Общественное мнение. Мне не безразлично, считают меня «хорошим» или «плохим». Плохим учителем для меня быть обидно.

• Материальное стимулирование. Я считаю, что категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, звания, правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно.

Основные направления самообразования:

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы воспитания)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби

Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие  профессиональному росту:

• Систематический просмотр телепередач, педагогической направленности

• Чтение педагогических периодических изданий: газета «Первое сентября», журналы «Начальная школа», «Школьный психолог», «Классное руководство» и др.

• Чтение методической, педагогической литературы.

• Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий коллег.

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.

• Организация воспитательной деятельности.

• Изучение информационно-компьютерных технологий.

• Ведение здорового образа жизни.

Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь.
                                                                              Перефразированный Плутарх

   Формирование системы воспитательной работы, охватывающей и учебную и внеучебную деятельность, зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и прежде всего от слаженной системы взаимодействия классного руководителя и родителей

   Классный руководитель в союзе с родителями – это заглавная фигура в процессе формирования личности ребенка, его социализации и становлении гражданственности, в процессе утверждения и самоутверждения ребенка в обществе. Классный руководитель, сопровождая учащегося на этом пути, обязан действовать без ошибок. Цена этих ошибок – душа ребенка, и в конечном итоге, искалеченная жизнь взрослого человека.

   Как уберечь ребенка от пропасти, в которую его засасывает окружающая его жестокость, как пробудить в нем все самое лучшее, что заложено в нём природой? Именно классный руководитель руководит всеми этими процессами, и от того, как он это делает, и зависит слаженность действий всего педагогического коллектива в достижении миссии школы: способствовать формированию гармонично развитой личности выпускника.

    Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать разнообразными способностями и всесторонними знаниями в различных сферах деятельности.

   Требования современной реальности заставляют идти нас в ногу со временем, овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе. От глубины проникновения в суть современных технологий и концепций воспитательных систем зависит построение системы воспитательной работы от целостности восприятия модели воспитательной системы и уникальности воздействия педагога на личность ребенка.

Система повышения квалификации

классных руководителей в нашей школе состоит из нескольких структур:

Педагогические советы.

Заседания МО классных руководителей.

Обобщение и передача опыта воспитательных систем классных руководителей.

И, как результат, формирование воспитательной системы школы через создание программ развития классных коллективов.

Система воспитательной работы включает в себя деятельность всего педагогического коллектива по различным направлениям. Все они отражены в плане воспитательной работы класса.

   Таким образом, работая только над одной темой самообразования в течении года, в конце учебного года я овладеваю технологиями формирования компетентностей личности ребенка во всех направлениях, и, имея в качестве ресурса методическую копилку всего педагогического коллектива, труд классного руководителя во многом облегчается и во сто крат увеличивается коэффициент полезного действия его деятельности как руководителя формирования личности ребенка и реализации способностей учащихся.

Разрабатывая эту систему, мы столкнулись с некоторыми трудностями, одна из которых – работа классного руководителя не может быть заключена в узкие рамки 4 направлений (модулей) воспитательной работы. Ведь классный руководитель должен обладать более многочисленными знаниями в различных областях педагогики и психологии.

    Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств. Общие требования к работе классного руководителя определяются целями и содержанием воспитания в современной школе.

   Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель.

В условиях создания гуманистической системы воспитания ведущим в деятельности классного руководителя становится личностный подход, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребенка и модели семейного воспитания.

Вся воспитательная работа представляет собой непрерывный ряд решения педагогических задач, предстающих перед классным руководителем в виде многообразных педагогических ситуаций, результатом которых является формирование новых качеств, нового состояния ученика. Таким образом, классный руководитель помогает становлению личности, ее самораскрытию.

   Основными задачами классного руководителя является всестороннее изучение школьников, создание единого коллектива — детей, педагогов и родителей, включение детей в совместную социально-значимую деятельность в соответствии с их интересами, способностями и потребностями, осуществление помощи своим воспитанникам в учебной деятельности.

    Организация внеурочной деятельности детского коллектива, в том числе досуговой, всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

    Однако эффективность системы воспитательной работы зависит не только от работы классных руководителей, но и от слаженности действий всего педагогического коллектива, так как, еще раз повторюсь, формирование системы воспитательной работы – это совместный процесс, охватывающий и учебную и внеучебную деятельность всех участников образовательного пространства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Редкозубова Татьяна Петровна , учитель начальных классов МКОУ СОШ № 15 х . Садовый 2016 " Самообразование классного руководителя - как одно из условий успеха в организации воспитательной работы". Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый

Слайд 2

« Воспитание, полученное человеком, закончено , достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средство как он это может осуществится в качестве индивидуума , воздействующего на мир». Дистерве г

Слайд 3

- ежедневная работа с информацией; - ж елание творчества ; - изменения , происходящие в жизни общества; - общественное мнение; - материальное стимулирование ; • интерес . Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Слайд 4

• психолого-педагогическое; • психологическое; • методическое; • правовое; • эстетическое; ;• историческое; • информационно-компьютерные технологии; • охрана здоровья; • интересы и хобби Основные направления самообразования:

Слайд 5

- систематический просмотр телепередач, педагогической направленности; - чтение педагогических периодических изданий: газета «Первое сентября», журналы «Начальная школа», «Школьный психолог», «Классное руководство» и др .; - чтение методической, педагогической литературы; - обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий; - посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий коллег ; - дискуссии , совещания, обмен опытом с коллегами; - изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; - систематическое прохождение курсов повышения квалификации. - проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег. - организация воспитательной деятельности. - изучение информационно-компьютерных технологий. ведение здорового образа жизни. Виды деятельности способствующие профессиональному росту:

Слайд 6

- систематический просмотр телепередач, педагогической направленности; • чтение педагогических периодических изданий: газета «Первое сентября», журналы «Начальная школа», «Школьный психолог», «Классное руководство» и др .; • чтение методической, педагогической литературы; • обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий; • посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий коллег; • дискуссии , совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; систематическое прохождение курсов повышения квалификации;; проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег - организация воспитательной деятельности; - заучение информационно-компьютерных технологий. • Ведение здорового образа жизни. Система повышения квалификации классных руководителей

Слайд 7

-входить в класс с улыбкой; -при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо; -быть всегда выдержанной, терпеливой, уравновешенной, внимательной; - не искать легкого пути в общении; - Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации; н е принижать и не завышать планку трудностей; - остараться вселять в ребенка веру в себя; Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам; е бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске; Не бояться извиниться, если не права, быть терпимой к ошибкам детей; Не иметь среди детей «любимчиков», в каждом можно найти предначертанное ему; Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут; Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми; Нести детям добрую энергию. И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

Слайд 8

Мои принципы общения с родителями: - помнить , что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство. -каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. -только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Слайд 9

Моя профессиональная позиция Личностно ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый , дифференцированный подходы, все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

Слайд 10

Совместные достижения II полугодия 2016-2017 учебного года

Слайд 11

Совместные достижения II полугодия 2016-2017 учебного года

Слайд 12

Совместные достижения II полугодия 2016-2017 учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

Отчет классного руководителя 2-А класса Борисовой В. А. по воспитательной работе за 2016-2017 учебный год

Представлен отчет классного руководителя по воспитательной работе за 2 класс....

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....

«Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

Выступление "Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»...