Зональный семинар «Золотые правила нравственности – основа успешной организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении»
план-конспект занятия (1, 2 класс) по теме

Кузьмина Светлана Фёдоровна

В данном материале содержится разработка мероприятия о нравственных качествах человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Тема:  Нравственные качества человека.

Цели:  дать представление о чести и достоинстве человека; учить давать объективную оценку различным поступкам; учить держаться достойно в различных ситуациях; воспитывать человечность , развивать умение своевременно приходить на помощь.

Оборудование: словарь, стол, сердечки с надписью, кукла Маша, мультфильм, музыка, танец1класс.

1.Организационный момент.

Воспит. Здравствуйте! Ребята у нас сегодня необычное литературное занятие. К нам на пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

(СФ вместе с детьми стоит у доски полукругом)

Психологический настрой. Звучит тихая музыка.

Воспит. Дети образуем с вами в круг и приложите свою руку к сердцу.

Что вы чувствуете?

-Дети: сердце бьётся.

 ВОСПИТ. Правильно.  А что чувствует Антон, Илюша, Настя.

Да, бьются наши сердца. Моё больше, а у вас меньше, как ваши кулачки.

Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Ребята, а вы слышали такое выражение.

Про какого человека так можно сказать?

 Дети: (Кто никогда не ругается, всех жалеет)

Воспит: Что значит «доброе сердце»?

Дети: 1. Про человека, который совершает правильные поступки.  

2. Это люди,  желают всем добра.

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить  всем сердцем, всей душой.

 

Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащенно и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно.  

Восп. У вас доброе сердце, дети?

Дети: Да, доброе!

Восп. Почему вы так думаете?

Ответы детей……………….

Восп. Сегодня на занятии об этом мы с вами и поговорим.

(13 ноября весь мир отмечал праздник «День доброты») 

Воспит. Скажите, дети,  какими  же качествами должен обладать добрый, воспитанный человек?

Ответы детей…(культурный, добрый, вежливый, не злой, дарит цветы, дружит, играет, гуляет вместе со мной)………………….

(Музыка затихла.)

Воспит.  Подойдите дети  2 класса к столу. На нём лежат вырезанные сердечки, на них написаны слова, характеризующие качества хорошего человека.  Прочитаем их.    (уважение к старшим,  честь, прощение, доброта.)

(стоит стол, на котором лежат сердечки с надписью.)

Да, правильно современный, культурный, воспитанный человек обладает такими  качествами. Вот этими качествами, мы сегодня и заполним наше большое сердце.

Восп. А, вы хотите быть такими людьми с добрым сердцем?

Дети: ДА

ВОСПИТ. Человек обладающий такими качествами  - это хороший добрый человек. 

Рассмотрим такую ситуацию.

Воспит. К нам в гости пришла Маша. Она просит, чтобы мы ей помогли разобраться в ситуациях и поступить правильно.

  1. Ситуация: )Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась. (проиграй очень – очень)

-Что вы с ней сделаете?

Дети: (отдадим тому, кто потерял)(Найти этого человека и вернуть ему).

Воспит. А есть такие дети, кто не отдал бы? Они правильно поступают?

Дети. Нет. Чужие вещи брать нельзя…   (нужно поступить честно) можно отдать учителю.

Воспит. Правильно, это чужая вещь, и её нужно обязательно вернуть, как бы она вам не нравилась.

(Следующая ситуация.) Вы получили двойку, родители огорчаться и будут ругать……

Полина, как ты поступишь, скажешь ли ты правду?     (Я признаюсь маме)

-Как поступит Максим? (ответы детей).

(Нужно всегда говорить правду, это будет честно.)

(Вот следующая ситуация.)

- Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате.

Воспит: -Как объяснит свой поступок Илюша?, Зара?   (извинимся перед мамой)

Дети: (Скажу маме правду и честно признаюсь.)

Воспит. Да, дети вы всегда должны говорить правду, тогда вы будите честными людьми.

А теперь подумайте о каком (нравственном?) качестве человека пойдёт речь? Послушайте притчу.

ЧЕСТЬ.  (РАССКАЗ детей ПРИТЧИ «ЧЕСТЬ») 2 класс.

Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилке, где  им нужно было разойтись.

Огонь сказал: «Если потеряете меня и захотите найти, идите в ту сторону, где почувствуете тепло».

«А когда потеряете мой след, - промолвила Вода, - то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду».

Честь стояла молча и слушала своих друзей.

«А тебя как найти, когда потеряем?» - спросили Огонь и Вода.

«Тот, кто потерял меня, - тихо ответила Честь, - найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми , кто меня не теряет».

(Беседа с элементами рассказа.)

- Как вы понимаете эту притчу? (ответы детей)   (говорить всегда правду, тогда ты будешь честным)........

-Что значит слово честно? (ответы детей)    (говорить правду, честно признаться)

Воспит. Слово честь связано со словами уважать, ценить. Со словом честь связано и слово честный. Сначала честным называли уважаемого человека, который поступает достойно. Честь – это, прежде всего «доброе имя». О каких качествах человека шла речь?

Дети. (о честности, о правдивости)

Максим подойди к столу, возьми сердечко с (нравственным?) качеством  «Честь» и помести в большое сердце. А женя поместит сердечко с качеством «Правдивость»

Воспит. Ребята иногда в жизни бывает, что человек невольно, нечаянно  совершает плохой поступок, и тогда на него обижаются, а должны ли мы уметь прощать? (прощать нужно всегда, у нас доброе сердце) 

Воспит. –Ребята из 1 класса покажут танец «Хмурая тучка». Давайте вместе с Машей посмотрим и послушаем. ИЛИ (Какой танец вы готовили к празднику?)      

ТАНЕЦ.   1 класс покажет, а вы слушайте внимательно и ответьте на вопрос.

Воспит.  –За что наказали тучку? Дети.(потому что она была злой, хмурой).   (делали над головой тучи, дождь.)

-Почему тучка заплакала? (ей стало обидно).(её наказали)

-Из-за чего может возникнуть обида?  (дети – из-за того , что с ним поступили неправильно, несправедливо). (из за ссоры)

Воспит. – Что такое обида?

-Обида – это начало ссоры, ухода друзей?

Воспит. Послушайте стихотворение и подумайте, каким же образом можно избавиться от обид.

Чтец. (СФ)_ Есть трудное слово на свете ,

         Его очень трудно сказать.

         Его не хотят часто дети

       И слышать, не то что, понять.

Оно никому не мешает,

Оно примеряет людей.

И тот, кто его применяет,

Бывает сердечный, добрей.

          Что это за слово такое,

           Что многих так сильно страшит?

             Не сложное, очень простое:

            «Прости», - и Бог тебя тоже простит.

Воспит. –Как  же можно избавиться от обид?

Дети: -(попросить прощение), (вести себя правильно), (никого не обижать), (дружить со всеми). (извиниться, помириться)

Воспит. – Скажите дети, когда тучка перестала плакать?

Дети: -(когда тучку простили).

Воспит. Прощение растворяет обиду. Нужно уметь прощать обиду. Ч то же такое прощение? (забыть про все обиды, и подружиться)  На этот вопрос нам нашли ответ в словарях ученики. Послушаем их.

  1. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова слово «простить» обозначает  извинить, не ставить в вину.
  2. В СЛОВАРЕ В. Даля «простить» - значит избавить от греха, вины, долга; понять и помиловать».

Воспит. (СФ)  Простив других, себя прости

                За всё, что сделал не подумав

                И ВСЕ ОБИДЫ ОТПУСТИ,

                Все обвинения обдумай.

- Скажите дети о каком  качестве человека шла речь?  (прощение). Вика помести это сердечко в большое сердце.    

Воспит. – Ребята у нашей Маши тоже есть бабушка и дедушка. А как нужно относиться к старшим?

Дети. – (уважать и помогать),(не обижать), (любить), (слушаться).

Воспит. – Посмотрим сценку А.Л.Барто «Шефы».   Ученики 1 класса.

1 ученица

Пришли к пенсионерке

Три юных пионерки.

Явились утром ранним,

Чтоб окружить вниманьем,

Окружить любовью

Бабушку Прасковью.

Спокойно спит старуха,

Не ведает печали,

И вдруг ей прямо в ухо

Подружки закричали:

Три ученицы (хором)

- Как ваше здоровье,

Бабушка Прасковья?

1 ученица

Тут всполошилась бабушка:

Бабушка Прасковья

- Где фартук мой? Где тряпка

Как я гостей встречаю?

2 ученица

И стол накрыла к чаю.

Хлопочет у печурки,

Подкладывает щепки

Бабушка  

- Скажите мне, девчурки,

Какой вы пьёте, крепкий?

1 ученица  

Выпили подружки

Чайку по полной кружке,

А бабушка Прасковья

Сказала:

Бабушка  

- На здоровье!

Я чаю пить не буду,

2 ученица 

И вымыла посуду.

И так она устала,

Ей даже плохо стало!

Достаточно к старушке

Проявлено вниманья!

Ушли домой подружки,

Сказавши: - До свиданья.

Им галочку в тетради

Поставили в отряде:

«Окружена любовью

Бабушка Прасковья».

Воспит. – Как вы думаете, правильно ли поступили девочки?

Дети: -Нет, не уважительно, старшим нужно помогать. Нельзя громко кричать. За собой надо убирать.

Воспит. –Правильно дети, нужно уважать старших.

Кира подойди к столу и выбери  маленькое сердечко со словами «Уважение к старшим».

Воспит. (СФ)   Не жалейте добрых слов привета

              Для больных, усталых стариков.

           Что бы их душа была согрета,

          Им не слишком надо много слов.

        Иногда достаточно улыбки,

     Или просто взгляда добрых глаз,

    Что бы мир их  сумрачный и зыбкий

   Озарился радостью тот час.

ВОСП. – Дети не забывайте уважать старших, быть добрыми.

Воспи. –Мы с Машей приглашаем вас на просмотр мультфильма «Просто так». Смотрите и думайте чему можно научиться у героев мультфильма.

Воспит. - Чему научил вас этот мультфильм?  Ответы детей. ( потому что не сказали спасибо, добро нужно делать всегда)……………….

ВЫВОД.   Добро нужно делать не  за что – либо, а просто ТАК!

Воспит. Пожалуйста Даша помести  маленькое сердечко со словом  «Доброта» в большое сердце.

А ещё есть одно замечательное качество (для вас оно новое) – это человеколюбие – человечность, т.е. «Гуманность»  - это любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому.

Вот  дети в одном сердце человека, как много находится хороших качеств,  которыми может обладать человек. (нужно зачитать?)

Они называются нравственными.

(Воспит – Это нравственные правила, которые вы должны помнить и выполнять всегда.)

Ребята давайте будем стремиться быть культурными, воспитанными, добрыми людьми!  

(Вывод делают дети)

Воспит – Что узнали мы сегодня на занятии?  (быть добрыми воспитанными)

Чему учились?    (быть честными, добрыми, уважать старших, уметь прощать обиду).

Воспит – Это нравственные правила, которые вы должны помнить и выполнять всегда.

Скажем Маше спасибо и завершим наш клубный час песней «Дорогою добра»

(исполняют дети).  СПАСИБО ВСЕМ!!!

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Данная статья посвящена проблеме нравственного воспитания школьников....

Деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса.

Что такое системно-деятельностный подход? Цели и задачи. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

Формирование нравственных качеств обучающихся в учебно-воспитательном процессе

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.Трудности в воспи...