Агрессия детей- ее причины и проявления
презентация к уроку (2 класс) на тему

Черкасова Анастасия Алексеевна

Презентация и краткое описание Трененга по теме: "Агрессия детей- ее причины и проявления"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель начальных классов : Черкасова Анастасия Алексеевна МБОУ «Средняя школа №33» г.Дзержинск «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Слайд 2

Цель : Знакомство Родителей с причинами агрессивного поведения детей. Задачи: Познакомить родителей с теорией агрессивного поведения Выбрать стратегии родительского поведения с агрессивным ребенком.

Слайд 3

Злость –это чувство. Агрессия -это поведение , в котором это чувство проявляется

Слайд 4

НЕДОВОЛЬСТВО РАЗДРАЖЕНИЕ ЗЛОСТЬ ГНЕВ ЯРОСТЬ НЕНАВИСТЬ

Слайд 5

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Слайд 6

Стратегии воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Слайд 7

Как выявить агрессивного ребенка? Существуют определенные критерии агрессивности. Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой 2. Часто спорит, ругается с взрослыми 3. Часто отказывается выполнять правила 4. Часто специально раздражает людей 5. Часто винит других в своих ошибках 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо 7. Часто завистлив, мстителен 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Слайд 8

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл Высокая агрессивность-15-20баллов Средняя агрессивность-7-14баллов Низкая агрессивность-1-6 баллов

Слайд 9

Этапы работы с агрессивными детьми Работа с гневом. Обучение приемлемым способом выражения гнева Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующие вспышки гнева Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию

Слайд 10

Способы выражения (выплескивания)злости 1. Громко спеть любимую песню 2. Пометать дротики в мишень 3. Попрыгать на одной ноге 4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции 5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом. 6. Пускать мыльные пузыри 7. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой 8. Пробежать по коридору школы, детского сада 9. Полить цветы 10.Быстрыми движениями руки стереть с доски 11.Забить несколько гвоздей в мягкое бревно 12.Погоняться за кошкой (собакой). 13.Пробежать несколько кругов вокруг дома 14.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик) 15.Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей) 16.Постирать белье 17.Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями 18.Сломать несколько ненужных игрушек 19.Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит» 20.Стучать карандашом по парте 21.Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить 22.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его 23.Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее. 24.Помыть посуду 25.Принять прохладный душ 26.Послушать музыку

Слайд 11

Игра : «Камушек в ботинке» Первый этап (подготовительный): «Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек.

Слайд 12

Второй этап: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Слайд 13

Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Слайд 14

Рекомендации : Общайтесь со своим ребенком на «одной волне» Делайте его своим союзником Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением,

Слайд 15

Литература : Методическое пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители: Иванова Анна Валерьевна. педагог-психолог МОУ гимназия №56; Шарыпова Елена Владимировна, педагог-психолог МОУ гимназия №55

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Далее участники тренинга выполняют тест «Знаете ли Вы своего ребёнка?»

Знаете ли Вы своего ребенка? Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

 1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

2. Как часто он капризничает: реже одного - двух раз в неделю?

3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?

4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?

5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?

6. Часто ли он выходит из себя?

7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?

 8. Удается пи ему ночью спать спокойно?

9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?

10.Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?

11.Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?

12.Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Результаты:

 1. Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми «да» - это все-таки хорошая адаптация.

2. Если у Вас оказалось много ответов «нет» (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка. Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

 3. Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие- то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях. Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком. Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

 4. Родители анализируют результаты теста.

        

Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе? Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе. Если согласны с утверждением, то поставьте «+». Если утверждение к вам не относится, то поставьте «-». 

1. Моему ребенку нравится учиться в школе.

 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей.

6. Ему мало нравятся учителя в школе.

7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

 10.Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений: 1 «+», 2 «-», 3 «+», 4 «-», 5 «+», 6 «-», 7 «+», 8 «-», 9 «-», 10 «+».

 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Слайд1

Родительское собрание-тренинг «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

 Цель: знакомство родителей с причинами агрессивного поведения детей.

 Задачи: 1. познакомить родителей с теорией агрессивного поведения.

2. выработать стратегии родительского поведения с агрессивным ребенком.

Часто учителя обращаются за помощью к психологу по причине детских конфликтов, и основной причиной видят воспитание в семье, поэтому профилактику конфликтности предлагают проводить с родителями. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). Я приглашена сегодня, чтобы поговорить о том, как можно избежать конфликтов. Но начну я издалека. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение. Именно об этом я хочу сегодня поговорить. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже, или нет? (некоторые варианты ответов можно записать на доске, данные вопросы стимулируют родителей к размышлению и настраивают на активную работу).

Слайд2

Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несет в себе энергию.

Слайд 3

Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Это выглядит таким образом: (см. схему).

 Негативные чувства – это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств. Как же соотносятся злость и агрессия? (Родителям дается раздаточный материал, в котором обозначено определение агрессии, стили родительского воспитания и критерии агрессивности для лучшего усвоения информации). Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Слайд4

Предлагаю вашему вниманию слайд, в котором обозначено определение агрессии, стили родительского воспитания и критерии агрессивности для лучшего усвоения информации. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Слайд5 Причины появления агрессии у детей могут быть разными: это и соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

Портрет агрессивного ребенка 

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в сою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка?

Слайд6 Существуют определенные критерии агрессивности.

Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой

2. Часто спорит, ругается с взрослыми

3. Часто отказывается выполнять правила

4. Часто специально раздражает людей

5. Часто винит других в своих ошибках

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо

 7. Часто завистлив, мстителен

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

 12.Часто не по возрасту ворчлив

13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

14.Любит быть первым

15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

16.Легко ссорится, вступает в драку

17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми

18.У него редки приступы мрачной раздражительности

19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Слайд 7 Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Слайд 8 Как можно помочь агрессивным детям? Существует три основных этапа в работе над агрессией.

1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

 2. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

 3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

 Слайд9-10

Способы выражения (выплескивания) злости

1. Громко спеть любимую песню

2. Пометать дротики в мишень

3. Попрыгать на одной ноге

4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

6. Пускать мыльные пузыри

 7. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

8. Пробежать по коридору школы, детского сада

9. Полить цветы

10.Быстрыми движениями руки стереть с доски

11.Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

12.Погоняться за кошкой (собакой).

13.Пробежать несколько кругов вокруг дома

14.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

15.Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

16.Постирать белье

 17.Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

18.Сломать несколько ненужных игрушек

19.Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит» 20.Стучать карандашом по парте

21.Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

22.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

23.Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

24.Помыть посуду

 25.Принять прохладный душ

 26.Послушать музыку

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребенка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела (пояснить). Еще один способ контролировать свои эмоции – это заявить о них.

Для этого поможет игра «Камешек в ботинке». В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт. Игра проходит в два этапа.

  Первый этап (подготовительный): «Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства обычно испытывают дети. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью.

 Второй этап: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете. Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите. Что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». И вы вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты – негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Презентация к родительскому собранию в начальной школе....

презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...

Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...

Доклад на тему: «Агрессия детей, ее причины и последствия»

Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров....

Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение».

Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение»....

Родительское собрание+буклет + презентация "Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся “Кто такой агрессивный человек?”; методика Басса-Дарки....