СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДИСФУНКЦИЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект на тему

Из опыта работы. Проект получился интересным как младшим, так и старшим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДИСФУНКЦИЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Харченко Ольга Сергеевна, социальный педагог ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района, г. Санкт-Петербург, Россия

Харченко Татьяна Леонидовна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ гимназия № 32 Василеостровского района, г. Санкт-Петербург, Россия

Социализация ребенка, фактически являясь процессом приспособления человеческого индивида к условиям, нормам и правилам жизни в обществе, авторами рассматривается исключительно как активная деятельность. Так, согласно Э.Гидденсу, мы можем говорить о процессе социализации уже применительно к первобытно-общинному строю. И уже тогда  основной ее задачей стала передача социального опыта грядущим поколениям. Любая активная деятельность предполагает заинтересованность субъекта, в нашем случае – подростка. Но при этом мы говорим о передаче социального опыта, то есть о деятельности, систематически организуемой воспитателем. И классики педагогики (П. Гуревич, П.Пидкасистый и др), и классики психологии (Д.Эльконин, В.Ананьев) сходятся во мнении, что педагогическая деятельность должна быть мобильна, ориентироваться на тенденции времени, индивидуальные особенности субъекта деятельности. То же можно сказать и о социально-педагогической деятельности.

В современном мире перед социально-педагогической деятельностью ставятся серьезные задачи. Так А.В. Мудрик выделяет 3 основных типа задач:

  1. естественно-культурные задачи, которые связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющего определенные нормативные различия для тех или иных религиозно-культурных условий;
  2. социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-познавательные) задачи;
  3. социально-психологические задачи, включающие в себя становление самосознания личности, самоопределение, самоактуализацию, самоутверждение

Важным условием для решения этих задач является, в том числе, тесное сотрудничество классного руководителя и социального педагога, особенно в ситуации возникновения сложностей в семьях учащихся. Работая социальным педагогом в ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района,  Харченко О.С. одновременно является классным руководителем на данный момент уже 10 класса. В данном классе остро стоит вопрос дисфункции семейных отношений и сложностей в семье. В классе 46% учащихся воспитывается одинокими матерями, 8% - опекаемые дети, 46% воспитываются в полных, благополучных семьях. Ярко-выраженная дисфункция семейных отношений прослеживается в 31% семей. Одинокие матери класса вынуждены работать, чтобы обеспечивать семьи. Отсутствие организованного семейного досуга, отсутствие надлежащего присмотра за детьми сказалось на особенностях мировосприятия и системе ценностей подростков. В 7 классе, когда  было взято классное руководство, можно было наблюдать с одной стороны самостоятельность, обостренную тягу к свободе (в первую очередь приходится говорить о вынужденной самостоятельности детей, так как по большому счету родители контролировать их не могли и полагались на слово ребенка), но с другой стороны неумение и нежелание брать на себя ответственность за кого-либо кроме себя. Ряд ребят нарочито декларировал принцип «Каждый сам за себя» как основополагающий для выживания в этом мире.  О том, что истоки проблем социализации подростков следует искать в семьях, говорят многие психологи и педагоги: О.А. Щекина, Е.П. Недбайло и др. Семья, по мнению Е.П. Недбайло, теряет свою воспитательную функцию, а следующим социальным институтом, осуществляющим воспитание у подростка необходимых моральных, волевых, нравственных качеств, приобщение его к ценностям общества, является школа. При этом классный руководитель будет играть в данном процессе решающую роль.

Столкнувшись с вышеперечисленными сложностями в классе, классный руководитель наметила для себя систему работы, важное место в которой было отведено патриотическому воспитанию. В ноябре 2011г., при совместном с опытным педагогом начальной школы Харченко Т.Л. обсуждении возможных форм организации внеклассного мероприятия, посвященного Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, родилась идея организации с учащимися 7 класса интерактивного музея для учащихся начальных школы. При постановке задач были учтены особенности восприятия информации учащимися начальных классов: образное мышление, желание детей активно взаимодействовать с объектами окружающего мира, необходимость смены видов деятельности, особенно было учтено, что лекции проводятся во второй половине дня, то есть внимание у учащихся снижено, волевая регуляция ослабла. Это означало, что для экспозиции необходимо подбирать объекты, которые можно «оживить», превратив в яркий и запоминающийся образ.

Итак, перед педагогами, организующими интерактивную выставку, стояли следующие задачи:

- познакомить учащихся младших классов с фактами жизни блокадного Ленинграда, воздействуя при этом на разные каналы восприятия и сформировав в сознании детей рельефные, яркие образы

- стимулировать самостоятельность при выборе материала и оформлении выступления учащимися среднего звена

- формировать чувство ответственности не за личное выступление, а за общее дело

- воздействовать на эмоциональную сферу учащихся.

При использовании интерактивного музея как формы работы гражданско-патриотической направленности необходимо учитывать ряд принципов: самостоятельность учащихся, незавершенность образов проекта на стадии обдумывания (мобильность), оригинальность, нестандартность подхода при выборе тематики экспозиции.

Мы проводили интерактивные выставки 3 года подряд. Тематику первой выставки задал преподаватель, тематику остальных задавали сами дети. При разработке плана экспозиции, при обдумывании оформления экспонатов дети должны действовать сообща, распределение экспонатов между экскурсоводами происходит на последнем этапе, как правило, на данном этапе все участники проекта изъявляют желание выступать. В данной статье хотелось бы поделиться планом и содержанием одного из проектов для возможного использования этой идеи коллегами из других учебных заведений.

2011-2012 уч. год

Тематика: «Как дорог ты, блокадный хлеб…». Экспозиция посвящена еде, упоминания о которой мы часто слышим в блокадных дневниках.

Задача для учащихся-экскурсоводов: досконально изучить, как выглядела еда блокадного времени, имела ли полезные свойства. При разработке экспоната желательно максимально воссоздать объект, особенное внимание обращалось на возможность потрогать, понюхать или попробовать объект на вкус.

Содержание экспозиции:

- хлеб. Продемонстрирована современная буханка, от нее на глазах детей отделен кусочек равный по весу 125 граммам. После знакомства с рецептом блокадного хлеба продемонстрированы его составляющие: целлюлоза, солод, жмых. Предполагалось изготовление хлеба по блокадному способу, но попытка не удалась, что в свою очередь имело определенное воспитательное воздействие на учащихся-организаторов.

- столярный клей. Воссоздан по записям Л. Пантелеева на основании желатина. Зрителям предлагалось понюхать экспонат, попробовать, насколько он клейкий, потрогать руками.

- вода. Проводилось сравнение воды из-под крана и растопленного снега, который становился источником воды для многих ослабевших ленинградцев.

- рыбий жир. После приведения отрывков из записей жительницы блокадного города детям предлагалось сравнить современные капсулы рыбьего жира и классический рабий жир, понюхать его, при желании попробовать, но желающих не оказалось.

- хвойный экстракт, который давали пить учащимся ленинградских школ. Экспонат был сварен учащимися-организаторами. Предлагалось понюхать, оценить на внешний вид, попробовать при желании.

- вареная мерзлая картошка. Экспонат изготовлен учащимися-организаторами после двухнедельной глубокой заморозки. Предлагалось попробовать, отдельно внимание акцентировалось на том, что в блокадном городе этот продукт можно было назвать деликатесом.

- мандарин. Учащихся-зрителей знакомили с историей доставки в Ленинград мандаринов для новогодних подарков.  

Тематика данной экспозиции была выбрана  нами не случайно, еда – это то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни и о чем чаще всего не задумываемся. Сочетание слов «125 блокадных грамм хлеба» является в нашем обществе устойчивым, но представляем мы при этом небольшой абстрактный кусочек, виденный по телевизору или в музее. У детей начальной школы абстрактное мышление развито недостаточно, для них слова часто остаются лишь словами, поэтому на наш взгляд опыт физических действий с объектами, приближенными к блокадным продуктам был очень полезен.  Сравнение современных продуктов и продуктов, приближенных к блокадным, стало для учащихся начальной школы эмоциональным потрясением. Учащиеся среднего звена, в свою очередь, видя сильный эмоциональный отклик зрителей и осознавая, что выставочная экспозиция разработана и придумана ими самими, в дальнейшем заняли более активную жизненную позицию, стали проявлять интерес к взаимодействию с малышами, так как почувствовали, что являются для них авторитетными лицами. Таким образом, средствами гражданско-патриотического воспитания можно успешно оптимизировать процесс социализации подростков.

Список использованных источников и литературы:

  1.  http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078_full.shtml
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999
  4. Недбайло Е.П. «Проблемы социализации современных подростков»// «Детский психолог» № 4, 2013 г.
  5. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия
    в условиях реализации новых стандартов УМП под ред. О.А. Щекиной СПб АППО 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школы в воспитании и обучении детей из неполных семей

Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребёнка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семь...

Воспитание детей в неполной семье

К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети – будущие граждане – воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, явл...

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...