Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
классный час (2, 3 класс) на тему

Шлык Татьяна Николаевна

Аннотация  к занятию

 

Тема

Познавательная игра – викторина «Грибное царство»

Цель

расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов

Задачи

•        обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;

•        расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.

•        воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся

Возрастная категория

8-9 лет

Краткая характеристика содержания

Познавательный игра - викторина о грибах   будет полезна педагогам, работающим во 2 -4 классах, для проведения викторины или олимпиады по экологическому воспитанию для младших школьников, расширяет кругозор детей о царстве грибов. В 1 часть  включены стихотворения, загадки  о грибах, рубрика «Знаете ли вы»

2 часть -  Грибная викторина .

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Познавательная игра – викторина

«Грибное царство»

  • Цель: расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов
  • Задачи:
  • обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
  • расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.
  • воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся

Ход занятия

1.Читают стихотворение учащиеся

1.Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

2. Пришла на рассвете, на миг не присела,

Вокруг огляделась – и сразу задело.

Калину с рябиной раскрасилагусто,

На крепких зубах захрустелакапустой,

На мельницах свежей мукой за-белела,

Оранжевым шелком березы одела,

Курчавую озимь ковром расстелила,

В далёкий полёт журавлей проводила.

3.Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идем и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

Учитель . Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Отгадайте  загадку:

Дом со всех сторон открыт 
Он резною крышей крыт 
Заходи в зеленый дом – 
Чудеса увидишь в нём. (лес)

– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? (Ответы детей.) Угадайте загадку.

  • За ночь сквозь мох прошел 
    Шапку черную нашел, 
    У тропинки встал как раз, 
    Выставляет на показ, 
    Ох, чудак, 
    Пускай бы лез, 
    В заросли под лапки: 
    Прибегут ребята в лес, 
    Брать такие шапки. (
    Грибы.)

Чтение стихотворения  учащимися  В. Шульжик «По грибы».

Шел грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?

Учитель.Наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.

Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь, 
Её непременно с собою берешь. (
Корзина.)

– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете, какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем

  1. Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
  2. Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. (Поганка.)
  3. И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. (Боровик.)
  4. Мальчик с пальчик в шапке красной. (Сыроежки.)
  5. Нет грибов дружней, чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. (Опята.)
  6. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. (Лисички.)

2.А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.

Разноцветные поганки 
Сами лезут на полянки. 
Нам не надо не одной 
Их обходим стороной . 
Пучеглазый мухомор 
Боком сел на косогор 
Нам не нужен мухомор. 
Рядышком с иголками 
Рыжики под ёлками, 
Не малы, не велики 
И лежат, как пятаки. 
А во мху, как на подушке, 
Чье-то беленькое ушко, 
Это груздь, надо взять, 
А за ним ещё штук пять. 
Под осинами, на кочке, 
Гриб в малиновым платочке, 
Подосиновиком звать, 
И его придется взять. 
Вот и гриб боровик! 
И красив он, и велик, 
В толстой шапке набекрень. 
Ножка крепкая как пень. (
Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик.)

– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.

Знаете ли вы:

  • Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
  • Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
  • Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
  • Известные всем шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней.
  • Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.
  • На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом.
  •  Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества.
  • Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства.
  •  Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели.
  •  Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.
  • Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.
  • Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

2 часть - «Грибное царство»

Класс делится на 2 команды

1.Конкурс «Составь слова».

Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить пословицу из слов

-Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.

- Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок.

- Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.

2.Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты».

  1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
  2. Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
  3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
  4. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
  5. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
  6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
  7. Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
  8. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
  9. Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
  10. Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
  11. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
  12. Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)

3. Игра «Съедобное и несъедобное»

По  картинкам  определить  грибы и разделить их на группы

Конкурс 4. «Что бы это значило?» Участники каждой команды объясняют, что нарисовано на рисунке и, высказывая своё мнение, составляют правила по сбору грибов.

4.Вот и закончилось наша викторина. Неважно, кто

сегодня выиграл. Важно, что вы учитесь любить и понимать природу, бережно с любовью к ней относиться. И она ответит вам тем же.

Дети читают стихи:

Мы безумно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится.

А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А покошены – сеном.

И с деревьями то же;
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.

И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.

Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.

Скажем на прощанье лесу: До  свидания

5.Подведение  итогов викторины.

Литература:

          1. Запартович Б.Б. «С любовью к природе, дидактический материал по   природоведению». Изд-во «Педагогика», 1978.

2.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра/6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.

3.Шорыгина Т.А. «Грибы какие они?». – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004.

Интернет-ресурсы

http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html- загадки

http://sitefaktov.ru/index.php/home/265-grib - сайт фактов

http://kvn201.com.ua/Facts_about_fungi.htm - любопытные факты о грибах.

http://www.colouring-book.ru/goods/light/311.html мухомор

http://coloring06.narod.ru/grib.htm подосиновик

http://uclg.ru/lections/viewlection/biologiya/6_klass/tsarstvo_bakterii_i_gribyi/mir_neobyichnyih_lesnyih_gribov-сморчки и др. грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны грибного царства"

Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...

Познавательная игра-викторина Символы России

Герб, Гимн, Флаг России. Как они изменялись в истории России. В игру включены не только вопросы, но и много дополнительного материала о государсвенных символах России....

Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".

В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК....

Познавательная игра-викторина "Эти удивительные растения"

Данный конспект можно использовать на уроке окружающего мира, а также во внеурочное время. Этот материал предназначен для учащихся 1-2 классов....

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство"

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство" во 2-ом классе выполняет образовательные, развивающие и воспитательные цели. Обобщает представление детей об отличительных признаках съедобных и не...

Методическая разработка познавательной игры-викторины «Эти забавные животные» для учащихся 4 классов

Познавательная игра-викторина «Эти забавные животные»Подготовила:педагог-организаторМБОУ «СОШ №11» г.АбаканаЮркова Олеся Андреевна Советы на подготовительный период:...

Познавательная игра-викторина "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Занятие по внеурочной деятельностиЦель:воспитание чувства патриотизма у детей...