Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"
методическая разработка на тему

Бельская Олеся Николаевна

Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimaya_gzhel.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по общекультурному направлению.

1 группа (1а и 4а классы). Воспитатель: Минаева О.Н.

ТЕМА: «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»

ЗАДАЧИ.

  1. КОРРЕКЦИОННЫЕ
  1. Корректировать и развивать мыслительные процессы (попытки анализа полученной информации, обобщения и систематизации приобретенных знаний);
  2. Корректировать и развивать уровень внимания, зрительного, слухового и тактильного восприятия;
  3. Способствовать социализации и развитию речевых навыков;
  4. Активно пополнять словарный запас.
  1. ОБУЧАЮЩИЕ.
  1. Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, умельцах;
  2. Формировать у детей чувство гордости и уважения к мастерам своей страны;
  3. Обогащать словарь детей названиями предметов, используемых для росписи;
  4. Закреплять знание о ранее изученных видах росписи;
  5. Уточнить понятия (роспись, элемент росписи, орнамент)
  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.
  1. Способствовать формированию у детей гордости за свою работу;
  2. Развивать чувство прекрасного, любви к творчеству;
  3. Воспитывать в детях доброжелательность и стремление к сотрудничеству;
  4. Поднимать эмоциональный настрой детей;
  5. Воспитывать в детях стремление к применению оздоровительных комплексов в виде физкультминуток в процессе выполнения различных видов работ;
  6. Создать условия для саморефлексии учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Слайдовая презентация «Сказочная гжель», посылка-коробка, книги с иллюстрациями народных промыслов, несколько предметов различных промыслов.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Вырезанный из бумаги формата А3 самовар, мелко и крупно нарезанные нитки различных оттенков синего и 2 других цветов, листы-раскраски по теме, карандаши, фломастеры, клей (ПВА  и карандаш), скотч.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рппр

  2. Оролр

  3. Орололдл

  4. Рол

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Знакомство с различными видами промыслов: Дымковской и Филимоновской игрушкой, Хохломской росписью, Гжельским промыслом.

  2. Заучивание с детьми стихотворений о промыслах.

  3. Изучение особенностей почтовых посылок, конвертов и работы почтальона.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ с:

  1. Литературным чтением,

  2. Технологией,

  3. Физкультурой,

  4. Окружающим миром,

  5. РПСП

  6. И др.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть.

В-ль: Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости! И поздороваемся мы с ними не обыкновенным способом, а так как научились в музыкальной школе. Поздоровайтесь с гостями и присаживайтесь!
Мы поработаем, а гости посмотрят, что мы умеем.
Рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан 
адрес: Покажи Санчарбек, где находится адрес на посылке?

(Инструкция:

1 Используйте для написания адреса ту сторону коробки, которая имеет большую площадь. Она может быть верхней (для плоских посылок) или боковой.

2 Адрес отправителя указывается в левой верхней части, адрес получателя – внизу справа. Как правило, реквизиты человека, которому адресована посылка, пишутся несколько крупнее)

Богдан прочитай, пожалуйста: пос. Новогуровский «Новогуровская школа для обучающихся с ОВЗ», детям первой группы. Посмотрите на нее.

В-ль: Вам интересно, что в ней?

(Да)
Вы заметили, как осторожно я ее держу, ведь внутри могут оказаться хрупкие предметы. Давайте, я открою ее и вы, не вставая с места, посмотрите, что внутри.

(Игрушки и баночка)

Да, здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные. А вы же знаете стихотворения о различных промыслах.

Коля расскажи нам, пожалуйста, свое стихотворение.

Что ж хорош павлин стоит, В шар рисунок, гордый вид,

Белый фон, но много красок, Чуть волны и ромб в довесок.

Где найдем друзей его? Ну, конечно, в

(Дымково)

Здесь среди игрушек павлина нет, но он есть у нас на картинках в книге.

В-ль: Как можно назвать такую игрушку?

(Дымковская игрушка)

        А Вова выучил у нас другое стихотворение.

До чего красивый слон, На игрушке белый фон

И полоски трех цветов, Он откуда? Кто таков?

(Филимоново)

В-ль: А игрушка зовется?

(Филимоновской)

И об этой росписи знают стихотворение Максим и Илья (В-ль достает хохломскую ложку)

Максим: Вот так ложки расписные В черном фоне золотые

Ветви, листья, а плоды  Несказанной красоты -
Алый цвет, бордовый, красный Ягодный, разнообразный:

И малиновый, клубничный, И рябиновый отличный.
Деревянная посуда с яркой росписью, Откуда?

(Из Хохломы)

В-ль: Как называется эта роспись? 

(Хохломская роспись)  РАЗМИНКА ПО ЦВЕТАМ

В-ль: Я бы тоже хотела рассказать стихотворение, а вы угадайте, о каком промысле идет в нем речь.

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых!

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая 

(Гжель)! (слайд 1 «Сказочная гжель» титул)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ребята, а вы уже знакомы с предметами с такими синими узорами?

(ответы детей)

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте после прочтения сказки (слайд 2).

Максим: В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.

Илья С.: Когда-то жили там необыкновенные умельцы.

Таня: Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить.

Аня: Думали, думали и придумали.

Богдан: Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разные предметы и расписывать их синей краской различных оттенков.

Кирилл: Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее.

В-ль: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.  Стал каждый мастер своё умение показывать, а Гжельские мастера большие фантазёры. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись (слайд 3).

В-ль: Понравилась вам сине-голубая сказка?

(Да, очень)

Беседа по сказке.

В-ль: О каком промысле эта сказка?

 (О Гжельском)

В-ль: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

(из глины)

В-ль: Какую краску используют мастера в гжельской росписи? 

(Синюю и различные ее оттенки: голубую, темно-синюю, фиолетовый оттенок)

В-ль: А каким узором украшают мастера свои изделия! Посмотрите, пожалуйста, на слайд!

(показ демонстрационных изображений элементов Гжели - широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька) (Слайд 4)

Физкультминутка

Полоса прямая, широкая, ТАКАЯ!

Сверху вниз идет, смотри, так до ног от головы

А назад полоска уже, мы ее покажем дружно.

Пара точек и волна, а затем еще одна,

Кустик сел внизу рисунка, распустились лепестки,

Встанем, сеточку покажем,

Листья, капельки, цветы! (МОЕ!)

В-ль: Ранее мы с вами говорили о том, какие же предметы делают гжельские мастера? Кто может нам их перечислить? Поднимайте, пожалуйста, руки и называйте по 1 предмету.
(Квасники, Чайники, Часы, Игрушки, Сувениры и др.)

В-ль: Сейчас я предлагаю вам полюбоваться на «Сказочную гжель» (слайд 5 - посуда и слайд 6 – сувениры и игрушки)

Мы повторили такие виды промыслов, как Хохломская роспись, Дымковская и Филимоновская игрушка, познакомились с сине-голубой сказкой. Совсем забыла, почему она так называется?

(потому что мастера раскрашивали свои изделия синей и голубой краской)

 А теперь пора нам выполнить работу для закрепления изученного на занятии.

А так как классы  нас в группе разные, то и здания будут отличаться. По окончании, работы старших детей я вывешу на доске, а первоклассники выйдут к ней сами.

Сначала я объясню, как работать младшим детям, а затем приступят к работе старшие.

Первоклассники, перед вами раскраски цветные карандаши, нужно выполнить раскраску только в цветах гжельской росписи. Старайтесь быть аккуратными, не торопитесь.

Для четвертого класса задание другое: две команды, для каждой из которых есть вот такой самовар и к нему различные материалы для украшения. Обратите внимание, что нужно выбрать только те, которые подходят к нашей теме. Предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить предложенные предметы гжельским узором.

        Прежде чем приступить, ответьте мне на вопрос: где лучше расположить цветы, а где линии и бордюры?

(цветы в центре, а второе по краям)
Молодцы! Приступайте к работе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В-ль: Вы все выполнили роспись предложенных предметов.

Понравился ли вам результат работы?

(Да)

У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Так и будет называться наша с вами выставка.

-О каком промысле мы сегодня беседовали? 

(ответы детей)

- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

(используется только синяя краска на белом фоне)

-Что вы можете сказать о своих работах?

(ответы детей)

Всё ли удалось, почему?
(Удалось, не удалось, не хватило времени и др.)

В-ль: Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с промыслами наших соотечественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Тема «Сказочная Гжель»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщ...

Открытый урок по изобразительному искусству на тему :" Сказочная птица."2 класс

Открытый урок по изобразительному искусству на тему :"Сказочную птица."2 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...

Конспект открытого занятия "Сказочная Гжель"

Цель: приобщение детей к истоком русской народной культуре, познакомить с росписью Гжель, ее характерными особенностями, элементами росписи, применением гжельского промысла в быту....

Открытое занятие по теме: «Гжель»

Материал разработан для детей с нарушением слуха...

Урок изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель"

Данная презентация и конспект урока могут быть использованы при проведении урока изобразительного искусства....