Курит один, а плоды курения достаются многим
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Владимирова Татьяна Федоровна

Выбору темы педагогической разработки послужили следующие причины: 1. положение в мире - в 2007 году табак был основным фактором риска преждевременной смертности по всему Европейскому региону, являясь причиной около 1,6 миллиона смертей (Доклад о состоянии здравоохранения, сделанный Всемирной организацией здравоохранения); 2. статичстические данные - "...распространенность курения в Российской Федерации - одна из самых высоких в мире. Курят 39,1% россиян в возрасте 15 лет и старше, из них 60,7% российских мужчин, 21,7% женщин. Кроме того, 22% подростков в возрасте до 15 лет. Россия - абсолютный мировой лидер по курению среди взрослых и несовершеннолетних..." (Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака.Россия 2009-2010. Страновый отчет); 3. контингент обучающихся в МОУ СОШ № 45 - на учете в ОДН ОМ-10 состоит 5 семей, 7 обучающихся; в неполных семьях проживают 102 человека; на внутришкольном учете состоит 34 ребенка, 20 семей (данные социального паспорта за 2010-2011 учебный год).

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни

Задачи: рассказать об истории возникновения табака; рассказать о том, какие органы страдают у курящих людей и у пассивных курильщиков; информировать детей о вредном влиянии табачного дыма на организм человека; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, восприятие, память, воображение; развивать фантазию, устную речь; развивать самостоятельность, творческие способности, логическое мышление; развивать эмоционально-волевую сферу; воспитывать желание вести здоровый образ жизни, воспитывать уважение к мнению другого человека, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurit_odin_a_plody_kureniya_dostayutsya_mnogim.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Курит один, а плоды курения достаются многим»

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:

  • рассказать об истории возникновения табака; рассказать, какие органы страдают у курящих людей и у пассивных курильщиков;
  • информировать детей о вредном влиянии табачного дыма на организм человека;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, восприятие, память, воображение; развивать фантазию, устную речь; развивать самостоятельность, творческие способности, логическое мышление; развивать эмоционально – волевую сферу;
  • воспитывать желание вести здоровый образ жизни; воспитывать уважение к мнению другого человека, чувство коллективизма.

Место проведения: классная комната, оборудованная мультимедийным экраном, проектором.

Срок проведения: занятие является частью курса «Все цвета, кроме черного» (Авторы: Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.), проводится после занятия 2 «Как ты растешь», рассчитано на 1 учебный час. Занятие может быть проведено в качестве внеклассного мероприятия, классного часа с небольшой коррекцией.

Основные понятия: никотин, зависимость от курения, табак, пассивное курение.

Участники: учащиеся 2 класса.

Оформление:

На доске: пословица «Курит один, а плоды курения достаются многим», конверты для работы в парах (1, 2 варианты текстов, пазлы), мультимедийный экран и проектор, анонимное письмо с фотографией малыша, рабочая тетрадь для 2 класса «Учусь понимать себя» программы  «Все цвета, кроме черного» (Авторы: Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.).

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

- Как вы думаете, с какой проблемой очень часто встречаются ребята?

- Вы узнаете, если отгадаете загадки:

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» -

Значит там игра – … (хоккей).

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (лыжи)

Дым ядовитый, дым нехороший.

Он ведь убил настоящую лошадь.

Детям он быстро расти не дает,

Взрослых он кашлем сухим достает.

Черные легкие, слабое зрение –

Все из-за вредной привычки … (курения).

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней - козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо – угадай-ка! (спортзал)

Силачом я стать хочу,

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …. (гантели).

Кто гантели поднимает,
Дальше всех ядро бросает?
Быстро бегает, метко стреляет,
Как одним словом их всех называют? (спортсмены)

Я на краю чуть не уснул,
А дали мячик – так рванул!
Один прорвался на ворота,
Ударил низом с разворота.
Ну, и забил, конечно, гол.
Красивая игра … (футбол). [2],[8]

- Скажите, какая из загадок является лишней? Почему?

- Вы догадались, какая проблема преследует каждого ребенка?

  1. Сообщение темы занятия, цели.

- Тема нашего занятия звучит так: «Курит один, а плоды курения достаются многим» (открывается та часть доски, на которой записана тема)

- Подумайте, а почему мы должны об этом говорить, ведь никто из нас не курит?

- На занятии мы выясним, из чего изготавливают сигареты; узнаем, как курение появилось в России; выявим, какие органы поражает процесс курения.

  1. Самостоятельная работа и работа в парах.

- Из чего делают сигареты? (из табака)

- Прочитайте рассказ, расскажите своему соседу по парте то, о чем вы узнали.

1 вариант

Табак – травянистое растение семейства пасленовых. Растение имеет прямой стебель, крупные листья, цветки, плоды-коробочки. В мире насчитывается 66 видов табака. <Рисунок 1>

2 вариант

Табак – это высушенные и мелко изрезанные листья растения, употребляемые для курения, нюханья. Дым, образующийся при курении табака, представляет собой смесь ядовитых веществ. В 1 сигарете содержится 200 ядовитых веществ. <Рисунок 2> [10],[13]

- Соберите изображение растения табак. (пазлы - <Рисунок 3>) (слайд 1)

- Обобщим то, о чем вы прочитали и рассказали своим товарищам.

  1. Сообщение учителя об истории появления табака. (показ слайдов)

- Прослушайте рассказ и просмотрите слайды о том, как табак завоевал весь мир. (слайд 2)

До конца XV века это растение не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. <Рисунок 4> (слайд 3 -  Америка).

Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, североамериканские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства. Но курение или вдыхание дыма было связано в основном с религиозными ритуалами – поклонение богам. <Рисунок 5> (слайд 4 - индейцы)

В качестве первых приспособлений для вдыхания дыма, служили самые простые предметы - кусочки тростника, полые кости и рога животных. Позже появились глиняные и деревянные, реже металлические трубки цилиндрической формы. Часто трубки изготовлялись внутри боевых топоров - томагавков. Некоторые племена делали "земляные трубки", что-то наподобие маленькой печки, а дым вдыхали, прислоняя лицо к земле. <Рисунок 6> (слайд 5 – трубки)

Слово "табак", вероятно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Именно экспедицией Христофора Колумба в Европу был ввезен табак. <Рисунок 7> (слайд 6 – Х. Колумб)

Несмотря на запреты, табак быстро распространяется по территории Европы: Англия, Франция, Ирландия, Испания, Пруссия,..  <Рисунок 8> (слайд 7 – страны Европы)

Табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления, пожары от курения вызвали разочарование. Люди, употребляющие табак, преследовались, некоторые были приговорены к смертной казни. <Рисунок 9> (слайд 8 – народные средства от курения)

В Россию табак был завезен англичанами и немцами во времена Ивана Грозного. При царе Михаиле Федоровиче Романове курение и нюхание табака жестоко преследовалось. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали". Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. <Рисунок 10> (слайд 9 – М. Романов)

С приходом к власти Петра I был отменен запрет на курение. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. <Рисунок 11>, <Рисунок 12> (слайды 10-11 – Петр 1/ современный мир) [7]

  1. Физминутка

-Как живёшь?

-Вот так!

-А плывёшь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Вдаль глядишь?

-Вот так!

-Ждёшь обед?

-Вот так!

-Машешь вслед?

-Вот так!

-Утром спишь?

-Вот так!

-А шалишь?

-Вот так! [8]

Дыхательная гимнастика (по А. С. Стрельниковой)

«Ладошки». Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос.

«Погончики». Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола. Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение.

«Насос». Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся. [6]

  1. Фронтальная работа.

- Мы получили сегодня анонимное письмо (без подписи). Вы хотите узнать, что там написано?

«Табак завез Колумб давно,
И я совсем отравлено.
Я погибаю от него.
Совсем им одурманено.»

- Как вы думаете что это? (легкое) А что с ним произошло? (заболело)

- В письмо вложена фотография. Ребята, ведь это легкое – орган дыхания этого малыша. <Рисунок 13> (слайд 12)

- Как вы думаете, почему легкие этого малыша уже больны?

- Посмотрите, какое легкое может быть, если бы рядом с ним находились некурящие люди и, какое оно сейчас. <Рисунок 14>(слайд 13)

- Чем они отличаются?

- Многие считают, что сигареты вредят только тем, кто их курит, но это не так. Табачный дым опасен для окружающих, они становятся пассивными курильщиками. Пассивный курильщик постоянно и в полном объеме вдыхает вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме. Пассивное курение становится причиной рака легких. От курения страдают не только легкие, оно губит сердце, влияет на головной мозг, зрение, слух.

[1], [3], [4]

  1. Демонстрация опыта и медицинской справки.

- Понаблюдайте, как выглядит процесс курения.

К сигарете присоединим грушу. Сигарету подожжем. Надавливая на стенки груши, имитируем процесс курения. Через некоторое время тушим сигарету и прислоняем фильтром к чистому листу бумаги.

Итог: образовалось темное пятно. [11]

- Что вы увидели?

- Такие пятна образуются на легких курящего человека.

- Ознакомьтесь с медицинской справкой. <Рисунок 15>(слайд 14)

Медицинская справка

В состав табачного дыма входит более трех тысяч вредных веществ. Это: никотин, мышьяк, свинец, угарный газ и другие. 1\4 этих веществ оседает в организме курильщика, еще четверть сгорает и остается на окурке, а половина попадает воздух, которым дышат все окружающие. [5]

- Те вредные вещества, что попадают в воздух, как то влияют на окружающих или рассеиваются в воздухе?

- Как вести себя, если рядом курят?

- Если тебе предлагают сигарету?

- Если ты находишься в помещении с курящими?

- Как спасти самого себя? [9]

  1. Подведение итога занятия.

- В начале занятия мы определили проблему, которая преследует каждого ребенка. О чем вы узнали в течение занятия? Давайте подведем итог.

  1. Домашнее задание.

- Издавна известна такая пословица. Прочтите ее. («Курит один, а плоды курения достаются многим»)  Как вы ее понимаете?

         Притча

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!

Подошел мудрый старец, сказал:

- Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью смотрели на него.

- Ты прав, о, мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?

И мудрец пояснил:

- Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли крестьяне от купцов и задумались….[12]

- Задумайтесь и вы. Выскажете свое мнение о курении.

- Дома выполните задание 4 на странице 17рабочей тетради «Учусь понимать себя».

Используемая литература:

  1. Андреева Т.И., Красовский К.С. «Курение и дети: что может сделать школа». Киев «ИЦПАН», 2003.
  2. Дик Н. Ф. «Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах» Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.
  3. Довбах Анна «Курение и дети: как защитить права ребенка». Киев «ИЦПАН»,   2003.
  4. Торновский Ю. Б. «Курить – здоровью вредить». М., «Медицина», 1978.
  5. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». М., «Просвещение», 1985.
  6. Щетинин Михаил «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». М. «Метафора», 2009

Сайты:

  1. Вредные привычки
  2. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя
  3. 1tv.ru
  4. dic.academic.ru
  5. gorsun.org.ru
  6. spa-psychology.info
  7. www.ecosystema.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о вреде курения "КУРИТЬ ИЛИ ЖИТЬ?"

Классный час рассчитан на учащихся 3, 4 классов . Данное мероприятие показывает с разных сторон вред, который курение наносит здоровью; знакомит с мерами борьбы с курением в разных странах....

Математика. 1 класс. Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много. Презентация

http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_11_chislo_1_cifra_1_odin_i_mnogo_prezentacija/2012-09-15-104Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много  В презентации отображены:    ...

Письмо строчной буквы ы. Значение слов «один-много».

Урок письма в 1 классе по УМК "Планета знаний". На уроке хорошо отслеживается у учащихся формирование Универсальных Учебных Действий....

Беседа с элементами инсценировки о вреде курения «Курить – здоровью вредить»

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.Задачи:1.                   Способствовать формированию знани...

Конспект урока по математике в 1 классе "Много. Один"

Конспект урока по математике в 1 классе "Много. Один" по ФГОС...

Урок в 1 класс. Школа России Математика Много. Один. Цифра 1

Много. Один. Цифра 1Урок математики 1 класс Школа России. Тип урока: урок изучение нового материалаОборудование: проектор, интерактивная доска Smart Board,колонки, микрофон, программа Notebook, у...

Беседа о вреде курения:"Губительная сигарета. Курить - здоровье убить"

«Губительная сигарета. Курить - здоровью вредить!»  воспитатель: Омельчук Людмила Анатольевна.Цель: доступными средствами и примерами рассказать и объяснить детям о вреде курения.Оборуд...