Внеурочное занятие для 2 класса по теме: " Слово. Высокое предназначение слова"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Интересное занятие  на тему " Слово". Много различных жизненных ситуаций рассматривается на занятии, игры, физминутки, загадки.  Дети вспоминали знания , полученные ранее. Живо и интересно пройдёт занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия во 2 «В» классе по теме:      

 « Слово. Высокое предназначение слова. Интонация»

I.        Организационный момент.

- Ребята, встали все ровно. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети поворачиваются к гостям и кивают головой). Повернулись, садитесь, пожалуйста.

  1. Актуализация знаний.

        Отгадайте загадку и узнайте тему нашего занятия.

 Разгадывание загадки

КРЫЛЬЕВ НЕТ

А БЫСТРО ЛЕТАЮ

САМ МЕНЯ ВЫПУСТИШЬ-

ДА ПОТОМ НЕ  ИЗЛОВИШЬ. (СЛОВО)

III.        Самоопределение к деятельности.

- Тема нашего занятия «СЛОВО» /на доске повесить карточку с темой /

- Какие бывают слова? (Добрые и злые, маленькие и большие)

/если дети будут затрудняться, можно спросить: Бывают слова добрые? Назовите доброе слово. Если бывают добрые слова, значит, бывают и … злые. Назовите злое слово./

- как вы думаете, есть ли в словах  сила?

-Сегодня мы с вами  понаблюдаем за словами и попробуем узнать, что же может сделать слово.

           IV.     Работа по теме занятия.

1. Игра « Доскажи словечко»

Давайте поиграем. Я говорю стихотворение, а вы должны хором досказать в конце слово. Слушайте внимательно, раньше времени не выкрикивайте.

(карточки со словами-отгадками разложены на столе. Дети после каждого стихотворения находят карточку и  вывешивают её на доску

Встретив зайку, ёж- сосед

Говорит ему: …«Привет»

А его сосед ушастый

Отвечает: « Ёжик,…здравствуй»

К осьминогу камбала

 В понедельник заплыла,

А во вторник на прощание

Ей сказала: «…До свидания»

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…Извини»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощение рыба

Ей пробулькала: «….Спасибо»

Толстая корова ЛУЛА

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем «…Будь здорова»

-Ребята, какие это слова? Как их называют? (вежливые)

- Почему мы их называем вежливыми словами?

- Как ещё называют эти слова? Волшебными. Подумайте, почему их называют волшебными?

2. Соцопрос -

 Девочку попросить, чтобы она дома провела соцопрос родителей, сколько вежливых слов они знают.

3. Работа с рассказом Осеевой « Волшебное слово»

 В каком произведении волшебное слово помогло мальчику стать другим человеком?

- Давайте , дальше будем исследовать слово на примере этого рассказа .

- Ребята, кто это? (Писательница  В. Осеева)

Какой рассказ она написала? («Волшебное слово»)

- Вспомним, как звали мальчика? (Павлик)

- Помогло ли волшебное слово стать ему другим человеком? И как оно подействовало на окружающих?

- Какое волшебное слово сказал ему старик? (пожалуйста)

- В начале как он вёл себя? (плакал, кричал, ссорился, сопел, стучал кулаками).

 Посмотрите на экран.

Слайд №3, №4. №5, № 6.

- Возможно криком, плачем чего- нибудь добиться?

-  Как вы думаете, изменилась ли жизнь Павлика, после того, как он узнал тайну волшебного слова? Да, изменилась. (Как Лена себя повела, бабушка, брат)

Слайд № 7, 8 (сестра) Слайд №9,10 (бабушка). Слайд № 11, 12 (брат)

- Ребята, а зачем Павлик выбежал на улицу? Вероятно, он хотел сказать старику……..(СПАСИБО)

- Посмотрите на его лицо. Какое оно теперь? (слайд № 13, 14) Счастливое, довольное.

Вывод:

4. Инсценировка « Магазин игрушек»

- А, сейчас, мы с вами отправимся в магазин игрушек и проведём эксперимент.

Или подготовить 2 ребят для роли продавца. Один будет вежливым, другой – грубым. Заранее подготовишь детей./

(сценка идет два раза, но во второй раз продавец грубит вежливому покупателю)

- Подумайте, к какому продавцу вы ещё раз придёте за игрушками. А к какому нет? Почему? Обоснуй ответ.

Вывод:  Правильно, ребята! Интонация, с которой произносятся слова, в жизни человека играет большую роль. Т.Е. мы можем отбить у человека желание общаться или испортить  ему настроение.

  1. Физминутка

- Поиграем в игру « Круг вежливых слов»

Встаем все в круг и под музыку передаем мяч по кругу, как только музыка утихла тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

- Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!

  1. Продолжение работы по теме.

1. Работа с пословицей

- Народ веками слагал русские народные пословицы. Одну из них вы видите на доске.

Давайте её правильно сложим и попробуем предположить, в чём смысл этой пословицы?

(Доброе слово, что ясный день)

Объяснить смысл пословицы. Доброе слово помогает человеку в трудных ситуациях, от этого у него повышается настроение, хорошо на душе. Как от солнечного ,ясного дня.

В чем состоит работа с пословицей? Как она связана с предыдущим этапом? Какие делаете выводы?

О грубых словах

- С чем вы можете сравнить плохое слово? А почему ты сравнил именно с эти предметом?

- А какие вы можете вспомнить истории, когда грубое слово вас ранило?

- Вспомните, может быть у вас были такие ситуации, когда вы кого то обидели словом? Пауза.

Можно ли сейчас как то исправить эту ситуацию? Как? Какой вывод можно сделать о грубых словах?

Ребята, недавно я наблюдала за такими ситуациями, которые произошли с ребятами нашей школы. Можно я вам их расскажу?

Ситуация 1Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

- если кричать человеку – эй ты! Его это очень может обидеть!

Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”

- Правильно ли он поступил? Как бы вы себя чувствовали если бы оказались на месте гостя?

-Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 3

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”

- Правильно ли она поступила?

- как будет себя чувствовать учитель, которого не заметили? А как будет чувствовать себя тот учитель, с которым поздоровались?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

- Сделайте вывод. К чему мы пришли? (Велика сила слова, добрые слова могут вознести человека до небес, а плохие слова – убить)

Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое.

- Кто доволен своей работой на занятии? Что нового узнали? А тоже узнала, что вы хорошие ребята, знаете как надо себя вести и я уверена будите пользоваться только добрыми словами.

- А какое желание у вас возникло после этого занятия? 

  1. Рефлексия.

   

Сегодня на уроке я узнал про волшебное слово пожалу йста

Теперь я могу….

Было интересно…..

Знания, полученные сегодня  на занятии пригодятся мне в жизни.

 Как именно: мы отгадывали загадки, проводили эксперимент, играли в магазин игрушек, составляли пословицу, Объясняли её смысл. Проводили физминутку  с вежливыми словами, спрашивали совета у родителей и на примере рассказа Осеевой  доказывали значимость слова.

Мне кажется, нужно что-нибудь ещё про запас иметь. А вдруг время останется? 40 минут.

    Описание: http://ppt4web.ru/images/937/26583/640/img34.jpg

- Как на небе горят звёзды, так и на нашем небе загорятся добрые слова. В виде звездочек.

(ребята выходят и наклевают на небо звёздочки) По резльтатам будет видно. Поняли они или нет тему занятия.

-Детям раздаются звёздочки с волшебными словами в подарок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик. - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то... Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. Убежишь?

Слайд 4

Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Слайд 5

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Слайд 6

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”

Слайд 7

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: - Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Слайд 8

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: - Ка-кую тебе?

Слайд 9

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: - Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Слайд 10

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. “ Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

Слайд 11

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: - Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Слайд 12

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы: - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Слайд 13

“ Помогло! Опять помогло!”

Слайд 14

Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Внеурочное занятие по русскому языку "Тема текста. Опорные слова". 3 класс. "Планета Знаний".

Предложенное занятие возможно использовать на внеурочных занятиях и на уроках. Главная цель - обобщение знаний по теме "Тема текста"...

Конспект учебного занятия 4 класс на тему"Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными"

Конспект учебного занятия предназначен для 4 класса. Тема "Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными"...

Логопедическое занятие по коррекции сложной формы дисграфии с группой учащихся 2 класса на тему: "Звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 классов на тему: звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне. Цель занятия: учить детей правильно обозначать буквой безударный гласный зв...