краеведческое состязание "Алтай - жемчужина Сибири"
методическая разработка (4 класс) по теме

Ольга Николаевна Ткаченко

Краеведческое состязание "Алтай - жемчужина Сибири" - это командная познавательная игра для учащихся 4-х классов. Цель: обеспечить условия для расширения и углубления знаний о природе,  истории и литературе Алтайского края.Состязание проходит в 2 раунда. Вопросы составлены по темам: "На алтайской тропе", "Тайны животных и растений", "Наше краеведение" (О Смоленском районе), "Алтай литературный". Данная методическая разработка может быть использована на клубных часах в ГПД, а также во внеурочной деятельности и как внеклассное мероприятие краеведческого характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алтай-жемчужина Сибири

Познавательная игра

 для учащихся 4-х кл.

Цель: обеспечить условия для углубления и расширения знаний о природе, истории и литературе Алтайского края

 Задачи
1. Привлечь учащихся к всестороннему изучению Алтая, расширить кругозор о родном крае,  Смоленском районе.
2. Воспитать у школьников любовь к родному краю и малой родине, уважение к природе и историко-культурному наследию края, села.

Оборудование: презентация «Алтай – жемчужина Сибири»,  кн.выставка «Дивный мой край»( 3 раздела: «Загадки природы», «Алтайские жарки», «Фантазия-чудотазия» (поделки детей)) плакат с названиями категорий «На алтайской тропе», «Тайны животных и растений», «Наше краеведение», «Алтай литературный» и баллами раундов игры, 2 плаката «Алтайское поле» с кармашками: гречиха, ячмень, пшеница, соя,  жетоны  с баллами для жюри, грамоты для участников, 2 клея, загадки для капитанов, альбомные листы, 2 набора букв для слова «препёлка», цветные карандаши, плакат и пазлы «Маяк Шангина» для рефлексии.

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД.

Цели деятельности учащихся:

Личностные:

обеспечить ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него  данные  знания.

Регулятивные: 

обеспечить младшему школьнику организацию  творческой  деятельности.

- целеполагание как способность принять данную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать определенные  действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Подготовка учащихся:

  • За 3 недели до мероприятия участникам выдаются вопросы и рекомендательный список для подготовки к игре.
  • Команды (6 чел.) готовят название, девиз, отличительные знаки (галстуки, бейджики с именем или эмблемы),
  • Номер худ. самодеятельности от зрителей, связанный по теме с Алтаем  

Ведущий:

(На фоне слайдов презентации читает стихотворение)

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Здравствуйте! Мы рады видеть вас в Смоленской средней школе №1

Смотрите, в каком мы живем  краю,

Богатом полями,  душистым хлебом.

Цветут луга, и небо,

Купает в озере зарю.

Идешь тропинкою лесною

И сердцу радостно и вольно:

 Березки рядышком с сосной.

Стоят в нарядах белоствольных.

Посмотрите, как поднялись

Снежных гор родные дали.

Здесь Бия и Катунь навек слились

И Обью вместе побежали.

Родимый край! Не обозреть

Твоей прекрасной шири!

И волен сердце покорить

Алтай – жемчужина Сибири!

Что вы увидели на слайдах? (природу)

 Ребята, вы увидели пейзажи нашей природы. Вы знаете, какая тема нашего мероприятия? Чему оно посвящено?

Слайд 13 (карта края)

Ведущий:

Алтайский край был образован 28 сентября 1937 года. А живем, учимся, играем  мы здесь, в Смоленском районе. Итак, познавательная краеведческая игра «Алтай – жемчужина Сибири» начинается!

Слайд 14

Ведущий:

А это значит, что  наступила пора представить жюри, которое будет следить за игрой, подсчитывать баллы, а в конце  объявит результаты.

Представление жюри. Затем команды представляются по очереди.

Ведущий:

 Команды представлены. О правилах игры. Игра проходит в 2 раунда. Если ответ неверный, ответить могут соперники. Если не знают ответа участники, право ответа переходит зрителям, баллы засчитываются команде, за которую болеют зрители. Начинают гости. Право ответа получает команда, которая знает верный ответ и быстрее соперников поднимет сигнальную карту. Стоимость вопроса каждой темы от 5 до 10 балло.

Слайды меняются по ходу игры.

 Слайд 15.

РАУНД 1

Слайд 16.

НА АЛТАЙСКОЙ ТРОПЕ

1. Как  переводится на русский язык слово «Алтай»? (золотой, золотые горы) (5б)

2.С каким государством граничит Алтайский край ? (Казахстан) (5б)

3. Этот город – столица Алтайского края. (Барнаул) (5б)

4. В каком районе находится высшая точка края – Маяк Шангина (2490,3м) (Чарышский) 02.2014г. (5б)

(слайд 17. )5. Вопрос для зрителей. Посмотрите на герб Алтайского края. Что  изображено на гербе? (5б) 

6.  Какое растение изображено на флаге  и что оно означает? (растение – пшеница, т.к. сельское хозяйство – главная отрасль в Алтайском крае. Из каждых 10 булок хлеба, испеченных в России, одна сделана из алтайской муки.)(5б) ( после верного ответа - слайд 18)

7.Практическое задание. «Алтайское поле». Посмотрите внимательно на растения, определите названия и поместите в соответствующий кармашек (гречиха, ячмень, пшеница, соя) или фото соответствующего поля с подписью культуры.(10б)

(слайд 19)

 Слайд 20.

ТАЙНЫ  ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

1.Этот грызун отлично плавает, валит деревья и строит плотины.(5б) (бобр) Слайд 21

2.Кот в мешке. Кто как зимует? Капитан отдает задание любому участнику команды соперников. (5б)

Отгадайте загадку. Нарисуйте ответ.

А.

Не судите (мишку) строго,

Что зимой он спит в берлоге,

Потому что он любит спать,

Чтобы зиму скоротать.

Летом в зарослях малины

Принимал он витамины.

У него теперь простуды

Никогда зимой не будет.

Б.

(Белка) прячется в дупло,

В нем уютно и тепло.

В злую вьюгу и мороз

Не высовывает нос.

Суп наваристый грибной

У нее на выходной,

А в обычный день рабочий

На орешках зубы точит.

3. Это насекомое похоже на вертолётик и летает со скоростью 57 км/ч. Кто это? (стрекоза)(5б) Слайд 22

4.Звуковой файл. Узнай птицу по голосу и составь из букв ее название.(10б)Слайд 23

 Ответы на задание Кот в мешке. Слайд 24 (перепелка)

5. Вопрос для зрителей. Узнай по фото. Слайд 25 Это одно из самых красивых растений. Его средний лепесток  имеет форму туфельки. Растение занесено в Красную книгу Алтайского края и Смоленского района (венерин башмачок) (5б)

 Стихотворение «Жарки» М.Мокшин, Т.Собакин

 (инсценировка)

Я рассыпала в бору

При полете свет свой угольками,

И на всех полянах поутру

Расцвели они алтайскими жарками.

Огоньками кажутся цветы

Даже в час холодный и дождливый,

И от их лучистой красоты

Вся земля становится красивой.

Ты их прелесть сердцем оцени,

Не губи их на букеты:

В Красной книге числятся они

Редким чудом солнечной планеты.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты,

 Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

 И не будет красоты.

Пора бы всем-всем понять,

Богатства у природы отнимая,

Что нужно беречь и охранять,

Красоту  Алтая!

Слайд 26. Ведущий: У этого цветка много  названий: купальница, жарок, желтоголовник, кошачья дрёма, еще сибирской розой за красоту огненного цветка. У нас  его называют огоньки.

6. Уникальное явление природы, такого нет нигде в мире! Если посмотреть сверху, увидишь узкие зеленые полосы, которые тянуться через весь край – это  ленточные боры. Какие деревья в них растут? (сосны) (5б) Слайд 27

7. Собери пословицу: Рощи да леса — всему краю краса.(5б)

Ведущий: Ребята, вы знаете, конечно, что сосны – хвойные деревья. А какие ещё  деревья вам известны? (лиственные)

Физминутка «Ветер с листьями играет»

Проводит подготовленный ученик  (зритель)

Ветер с листьями играет.  (вытягиваем руки вперёд и делаем взмахи из стороны в сторону)

То поднимет, то бросает.  (поднимаем руки вверх и встаём на носочки, затем делаем наклон вперед)

Кружит, кружит  листопад    ( кружимся)

Поздней осени наряд.           (руки на пояс, повороты  в стороны)

И с ветвей берёзки белой    (покачали из стороны в сторону, вытянутыми вверх руками)

Листочки полетели.(опускаем руки, садимся на места)

Слайд 30. РАУНД 2

(слайд 31) НАШЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ

1. Эта река протекает через наше село. (Поперечная) (5б)

2. Назовите  город, который был основан в 1709г. по указу Петра Великого и расположен вблизи села Смоленского. (Бийск) (5б)

3. В 1766 году под руководством майора Ивана Клейтина  в селе Смоленском и ряде деревень начинаются первые посадки «АМЕРИКАНСКИХ ЗЕМЛЯНЫХ ЯБЛОК». О каком яблоке идет речь? (О картофеле) (5б)

4. В начале 20 столетия эта улица носила название – Базарная, сейчас – носит имя второго космонавта планеты. Назовите улицу. (Титова) (5б)

5. Кому поставлен памятник в центре  Смоленского в 2014 году? (первооткрывателям, казакам - основателям села) (5б)Слайд 32

6. Черный ящик. Этот чугунный предмет использовали ещё 100 лет назад. Внутри он  пустой, но для нагревания заполнялся горячими углями.  Необходим был для того, чтобы привести в порядок вещи. Что в черном ящике?  (Утюг) (10б)

7. Вопрос для зрителей. Музей какого писателя находится в селе Смоленском? (А.П.Соболева) (5б)

Слайд 33  АЛТАЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Слайд 34.

1. «Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего мне понравился. Пришелся по душе…Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там 4 года и до сих пор вспоминаю это время как чудесный сон». Эти слова принадлежат автору книги «Лесная газета», жившему в 1918-122 годах в Бийске. (Виталий Бианки) (5б)

2.Слайд 35.

В каком селе на Алтае ежегодно проводятся  Шукшинские чтения? (с.Сростки) (5б)

3. Слайд 36.  Вопрос для зрителей. Дайте ответ к загадке Валентины Новичихиной.

 Белые овечки,

Поле голубое,

Сверху смотрят в речку.

Что это такое? (облака и небо) (5б)

4. Слайд 37. Где  живет милейший в мире старичок Ух-ты, придуманный писательницей Ольгой Кан? (на чердаке) (5б)

5. Слайд 38.Чему  учили козу в стихотворении Василия Нечунаева «Ученая коза»? (азбуке) (5б)

6. Слайд 39.Книжная полка. В книгу Ирины Цхай вошли  занимательные, добрые и умные  сказки. Это волшебные истории о предметах -  о зубной щетке, швейной машинке,  и даже сливе из компота. Вспомните, как называется книга, и выберите подходящую  иллюстрацию. («Поющая радуга») (10б)

7. Слайд 39. Для кого стал «мамой»  кот в рассказе В.Свинцова «Мама Вася»? (для щенков Бони и Юты)

Слайд 40

Рефлексия . Каждому участнику раздается фрагмент иллюстрации «Маяк Шангина». Ведущий задает участникам вопросы, после ответа их наклеивает на плакат

  • Что узнали нового?
  • Какой вопрос был самым трудным?
  • Что особенно запомнилось?
  • Сильные соперники были у вашей команды?
  • Какое настроение у вас после игры?
  • Что было самым интересным в этой игре?

В конце игры жюри подводит итоги и объявляет победителей, вручает призы.

Литература

1.Азбука природы. Книга для чтения о природе./ Авт.-сост. Арищина о.В.. Балук Н.В. и др.– Барнаул: АКДЭЦ, 2012. – 68с.

2. Алтайские жарки: Хрестоматия по литературе Алтайского края для 3 кл. 2-е изд. испр. и доп./ сост. Т.А.Ашмарина, Н.В.Пичугина. – Бийск: Издательский дом «Бия». – 2009. – 152с.

3. Папин М. Смоленский район: Очерки истории. – Барнаул: ОАО   «Алтайский полиграфический комбинат, 2002. – 469с., ил.

4. Еремина О. Алтай. Горная страна в сердце Азии. – М.: Белый город, 2010.

5. Красота вокруг: Красная книга Смоленского района для больших и маленьких./ Отв.ред. О.Н.Ткаченко- с.Смоленское, 2013.- 52с.

6. По страницам Красной книги Алтайского края: Науч.-поп. изд. – Барнаул, 2013. – 112с.

7. Собанский Г.Г. Пушные звери Алтая. Насекомоядные. Зайцеобразные, грызуны, мелкие хищники: Научное издание. – Барнаул «ОАО ИПП «Алтай», 2006. -151с.

8. Маяк Шангина.http://www.bankfax.ru/news/91800/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Байкал- жемчужина Сибири

Озеро Байкал- самое великое озеро на земле, ничего не может сравниться с это жемчужиной Сибири. Эта презентация поможет рассказать об этом чуде....

Кузбасс – жемчужина Сибири (классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)

Кузбасс – жемчужина Сибири(классный час, посвященный 70-летию Кемеровской области)...

Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.Продолжить закреплени...

«Кузбасс – жемчужина Сибири» Устный журнал для учащихся 3 – 4 классов

Цель·        расширить кругозор учащихся и знание о Кемеровской области,·        воспитывать у детей чувство патриотизма и гордост...

внеклассное мероприятие "Байкал - жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири» Цели:       познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вы...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"...

Презентация " Байкал - жемчужина Сибири " к уроку географии. 8 класс.

Живой БайкалКак ты красив, наш батюшка Байкал! Среди лесов, песчаных дюн и скал Стоишь, не зная горестей и бед Уж четверть сотни миллионов лет. Играют над тобой Сарма, Култук,...