Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»
методическая разработка (3 класс) на тему

Литовкина Наталья Васильевна

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная и значимая задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение детей к традиционному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел» в

Цели:

• познакомить детей с народным фольклором, традициями и культурой русского народа, с разнообразными ремёслами;

• расширить кругозор у детей, привить интерес школьникам к русской истории и культуре;

• привить чувство любви и уважения к своей стране, народу;

Задачи:

  1. Воспитательные задачи:
  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
  • формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения, внутренней культуры личности.
  • общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
  • воспитывать творчески-активную личность.

  1. Образовательные задачи:
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • развитие индивидуальные творческие особенности детей
  • развивать внимание, память.

Ценностные установки:  

  • любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся  будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и обычаях, об особенностях некоторых ремесленных профессий, и культурном достоянии своего народа.
  • Учащиеся  получат  опыт ролевого взаимодействия и реализации  патриотической позиции, опыт взаимодействия с друг другом.
  •  Дети младшего школьного возраста  получат личный опыт участия в  праздниках, проектах, в  творческой и сценической деятельности в

 школе.

Ведущая (в народном костюме):

Куманек, зови народ,

Кто играет и поет,

Тех, кто любит песни, пляски,

Прибаутки, игры, сказки,

Хороводы чтоб водили,

Душу песней усладили…

Ведущий ( в народном костюме):

Пойдём гулять по площади,

Где ярмарка цветёт,
Где пляшет и ликует

Православный наш народ.

1 коробейник: Здравствуйте, почтенные господа!

2 коробейник: Мы приехали на ярмарку сюда!

3 коробейник: Свой товар продать,

Все вместе:     Себя показать!

1 коробейник: Тары – бары – растабары,

                           Есть хорошие товары!

2 коробейник: Не товар, а сущий клад.

                          Подходите нарасхват!

(Коробейники по очереди):

Яблочки садовые, -                      3 коробейник

Огурцы ядреные  -                       1 коробейник

Платки, гребешки -                      2 коробейник

Не скупись, покупай,-                  

Подороже выбирай. -                   3 коробейник

Платки и шали, чтоб сватов засылали!  - 2 коробейник

Налетайте, не зевайте

Подарки милой выбирайте!         3 коробейник

Девочка 1 (в народном платке):

От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по сёлам и станицам
Слава русского платка.

Расписное семицветье 
И печатаный узор
Лёг на узенькие плечи
И ласкает чей-то взор.

Девочка 2 (в пуховом платке):

Многодневный стук коклюшек,
Хитроумный труд крючков
Паутинкой нежных кружев
Обрамляет вам лицо.
Шаль, подшальник, полушалок -
Всё платок, такой как есть.
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.

Танец с народными  платками (под музыку «Подари мне платок»)

Коробейник 1:   Балалайка звонкая, тульский самовар...

                            Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

Коробейник 2:   Как на ярмарке умельцев

                            Яркой, переливчатой,

                            Распахнем в Россию дверцы

                            Из времен несбыточных.

Коробейник 3:   Подходи дивиться чуду,

                            Добрых рук умению.

                            Удивляться долго будем

                            Земляков творению.

Ведущая: Удивительные люди — народные мастера! Из дерева и глины, из кости и шерсти, из льна и железа они создавали и создают настоящие чудеса. Будь то прялка или миска, туесок или ложка, ружье или сани — глядишь на них, и глаз не оторвать — до чего ж хороши!

Девочка 2 (в вязаном платке):

Золотые рассыпаны волосы,

Чуть склоненная голова.

Напевая о чем-то вполголоса,

Вяжет девушка кружева.

Вьется ниточка незатейливо,

Нет конца и начала нет,

Словно выткан узор метелями,

Мглистой вьюгой оставлен след.

Люди смотрят и удивляются,

Как искусно творит рука,

Будто реченька выливается,

Речка — белые берега.

Ведущая: Вряд ли найдется в России человек, который бы никогда не слышал об уникальном рукотворном изделии -оренбургском пуховом платке. Это такое же чудо, как гжельская керамика или вологодское кружево, хохломская роспись или дымковская игрушка. Пуховязальный промысел в России возник первоначально в Оренбургском крае  на базе козоводства. Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

Ведущий: Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Оренбургские платки неоднократно демонстрировались на международных выставках как уникальные художественные изделия. Тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки, оренбургский пуховый платок. (презентация)

Коробейник 1:

Эй, барыни, вертушки, кокетки, хохотушки!

Ну, кто из вас поет частушки?

С задних рядов протолкайтесь

Да к нам сюда поднимайтесь.

Не стесняйся, народ!

Выходи, кто поет!

(исполняют частушки)

 

У меня на кофте белой

Кружева «снежиночка».

Как по улице пройду,

Любуйся, ягодиночка.

Хорошо бы к сарафану

Кружевные рукава,

Да боюся, возле печки

Изорвутся кружева.

Повстречались мы с миленком

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружева сплету!

 

Посоветую подружке:

«Без Петрушки не грусти!

Лучше сядем за коклюшки,

Будем кружево плести».

 

Мастерица-кружевница,

Девушка ученая,

Научи меня плести

Кружево крученое.

 

Не хвалились бы подружки

Новыми работами —

Я сама вчера сплела

Косынку с самолетами.

Ведущая: По разным жизненным обстоятельствам могли расстаться мастера с ремеслом, перенятым от отцов и дедов, но удивительная память хранит в своих кладовых приемы рисунка, росписи, технологии, свойства красок и материала. И рука не забывает приобретенные когда-то навыки. Стоит раззадорить такого человека — неожиданно в нем вспыхнет вдохновение.

Ведущий: Такова уж природа декоративного народного искусства. Если где пробивался родничок творчества и не иссякал в самом начале, то обязательно ширился, набирая силу. Порой настолько мастерски и с душою была сделана вещь, что как живая становилась и талисманом владельцу служила, словно волшебная.

Исполняют песню «Есть на свете цветок» (на экране презентация – изделия народных умельцев с цветочными мотивами)

Ведущий (подходит к жестяной лавке).

Это что за теремок?

Околочен жестью бок.

Жестью не простою,

Жестью кружевною.

 Кто, кто в теремочке живет?

В разукрашенном жестью живет?

Жестянщик 1 (из лавки).

Мы — веселые жестянщики,

Подмастерья и наставники.

Мы исполним, что хотите,

Изготовим верх и низ —

Трубы, желоб и карниз.

Жестянщик 2:

Бак, и ведра, и корыто —

Мастерами не забыты

Жестяные кружева…

Нам же к мастеру пора.

Кузнец 1:  

А здесь плавят медь, вагранят крицы,

И горен день и ночь кипит,

И мех вздувает надувальный,

Кузнец 2:

И раз по раз с мечтою в лад

Стучит и бьет за млатом млат

По ребрам звонкой наковальни.

Ведущая:Там много их, то кузнецы — Потомки белоглазой Чуди…

Ведущий: О кузнецах шла слава как о колдунах, жрецах горных божеств. Недаром в народных сказках кузнец с самим чертом сладит, и змея за язык прикует, и царю даст достойный ответ.

Ведущая:  Пламя, искры раскаленного металла — всё это превращало ремесло в священнодействие. Посмотрите, какие удивительные вещи изготовили русские кузнецы, мастера по металлу. (презентация «Изделия жестянщиков и кузнецов)

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Кузнец 3:

А теперь позвольте отдать вам

Наше нижайшее почтение,

Поблагодарить за посещение!

Кузнец 4:

Приходите в другой раз,

Уважим!

И одно вам скажем,

Что тешились на ярмарке в старину

Не только голь да баре,

А и самые первейшие бояре.

Кузнец 5:

Господа умные и глупцы,

Дворяне и купцы,

И купчихи краснощёкие!

Все вместе :

Всем наши поклоны глубокие! (кланяются во все стороны)

Девочка 1 (в народном платке):

А теперь ступайте,

По Манежу гуляйте,

Разными шутками себя развлекайте!

(Для окончания мероприятия)

Учитель:

Россия!

Как же это много!

И в мыслях не объять границ.

А для меня она — дорога

с веселой синью медуниц.

А для меня она — речонка,

пересыхающая в зной.

В нее, как в зеркальце, девчонки

глядятся каждою весной.

Она то ходит по покосам

в платочке белом в травостой,

то вдруг прикинется березой

 с проволглой глянцевой листвой.

То журавлем летит над пашней…

И каждый взгорок, куст любой,

как день грядущий с днем вчерашним,

единой связаны судьбой.

Россия —

слово-то какое!

Вот так и просится в распев!

Она вспахала поле боя,

озлобить сердце не сумев.

Россия! Матушка Россия!

Не в тридевятом далеке —

сегодня мне ее всесилье

в державной видится руке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический сценарий театрализованного праздника "Весна пришла!"

Праздник можнопровести в группе продлённого дня по окончании 3 четверти. Материал праздника использует знания детей по окружаещему миру, литературному чтению, даёт возможнось детям раскрыть свои творч...

Сценарий театрализованного праздника Весны в 1 классе

Праздничное мероприятие проводится в конце февраля - начале марта. В роли сказочных героев выступают родители. Утренник насыщен подвижными играми, песнями, танцами. Необходима тщательная предварительн...

Сценарий фольклорного праздника "Ярмарка"

Материал может быть использован на внеурочной деятельности общекультурного направления...

Сценарий театрализованного праздника «Ярмарка ремёсел»

Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения,способствовали формированию привычки трудиться, труд...

Сценарий театрализованного праздника

Театральизованный празник "Рождество Христово"...

Сценарий театрализованного праздника «Масленичная - ярмарка» на улице.

Сценарий театрализованного праздника «Масленичная - ярмарка» на улице. Цель мероприятия: приобщение воспитанников к истокам русской культуры через организованный досуг. Зада...

Сценарий фольклорного праздника «ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

Сценарий фольклорного праздника "ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ" предназначен для внеурочной деятельности, театрального кружка и внеклассной работы....