Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников
статья на тему

Черных Ольга Николаевна

Гражданско-патриотическое воспитание позволяет решить назревшие нравственные и социальные   проблемы в воспитании младших школьников, устранить   противоречия между стремлением школы к  формированию  гражданина, патриота  и  отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным  характером  и  стихийностью  проявления  у  школьников  патриотических  качеств  и  целенаправленной,  систематической  работой  по  гражданско - патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_grazhdansko.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Система  гражданско-патриотического воспитания младших школьников

            Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение гражданского общества в России, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.

           К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, заботливыми, приветливыми, внимательными к окружающим.

             И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, немотивированная агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству, его символике.

    Гражданско-патриотическое воспитание позволяет решить назревшие нравственные и социальные   проблемы в воспитании младших школьников, устранить   противоречия между стремлением  школы  к  формированию  гражданина, патриота  и  отсутствием этого стремления в семье; между ситуативным  характером  и  стихийностью  проявления  у  школьников  патриотических  качеств  и  целенаправленной,  систематической  работой  по  гражданско - патриотическому воспитанию.[4]

Таким образом, приоритетной становится проблема воспитания сознательного гражданина и патриота, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в интересах нашего общества.

       Анализ научной литературы показывает, что вопросы патриотического воспитания исследованы довольно широко и представлены в трудах Л.П. Буевой, Л.Ф. Колесникова, А.В Сухомлинского. Учёные заостряли внимание  на том, как важно воспитывать  сознательных граждан, способных отстаивать интересы  государства,  любящих  свое  Отечество.  

  Авторские   концепции  Е.В. Бондаревской,  В.А. Караковского,  Н.Е.  Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих  потребностям сегодняшнего  дня,  и помогают создать воспитательную систему в детском коллективе. Воспитание в концепции Е.В. Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении.[1;19]

Педагогическая идея А.С. Макаренко о поэтапном развитии классного коллектива является важным условием организации совместной деятельности обучающихся.

Данные  концепции лежат в основе системы гражданско – патриотического воспитания младших школьников.  

Использование системы частных идей (педагогика сотрудничества, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный и комплексный подходы) даёт возможность учителю становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты детей.  

Интегративным  направлением системы воспитания  является  гражданско-патриотическое,  осуществляемое, как  духовно нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. [4]

    Начальная школа способствует  повышению  уровня  сформированности  патриотизма и гражданственности.

        Воспитание гражданина и патриота  рассматриваются как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей обучающихся. Цели воспитания достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Учитель должен создать условия для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов: гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса, уважения индивидуальности личности, разумной требовательности, возрастного подхода, стимулирования самовоспитания, связи с реальной жизнью, принципа согласования. [3]  

Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Поэтому надо найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы. Для этого используются разные виды деятельности: историко-краеведческая и  проектно-исследовательская деятельность, игровая, спортивная  и другие.

Особое место отводится  проектно-исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы с первого класса каждый ребенок принял посильное участие в проектной деятельности: работал с источниками в поисках необходимой информации, готовил иллюстрации, поделки, фоторепортажи, проводил наблюдения, эксперименты, выполнял небольшие творческие задания,  доказывал  свою точку зрения и  участвовал  в совместных проектах (ученик-учитель-родители).  

   Такой подход даёт свои результаты. Все ученики принимают активное  участие в коллективных проектах.  

         Исследовательский метод ещё эффективен и тем, что в исследованиях могут принимать участие не только сильные обучающиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у обучающихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания.

      Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как  использование новых информационных технологий даёт возможность реализации задач гражданско-патриотического воспитания на качественно новом уровне. Привычным становится Интернет-взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса с помощью блогов.  

Гражданско-патриотическое  воспитание младших школьников  характеризуется в основном такими формами работы,  которые предполагают включение обучающихся в  непосредственную военно-патриотическую деятельность: уроки Мужества,  уроки Доброты, классные часы патриотического содержания, смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть,  поисково-исследовательские экспедиции, спортивно-патриотические игры и др. [5;15]

          Особый интерес в начальных классах представляют уроки Мужества. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, участники афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов, ветераны труда.  Их рассказы  являются ценными источниками военной истории для ребят. Проведению урока Мужества предшествует большая поисково-исследовательская  работа.

          Обучающиеся  активно  участвуют в акциях милосердия: «Я верю в тебя солдат»,  «Синий платочек», «Старость в радость».  Безусловно, подобные акции способствуют оказанию конкретной помощи, а также формируют нравственные качества: доброту, человечность, искренность, способствуют развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны.

           Главным принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой Родины-того места, где впервые увидели свет солнца, получили путёвку в жизнь. Без всестороннего изучения родного края невозможно воспитывать любовь к Родине.

             Исследовать историю своего края, своей малой Родины, хранить память о героях и верность традициям наших отцов и дедов, очень значимо для младших школьников, выросших в мирный период истории. Для этого дети посещают памятные места своего города, центры духовности и патриотизма – музеи.

        Гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. [5;16]

              Работа с родителями начинается с изучения семей учащихся 1 класса: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка, проводится анкетирование семей.  

         В качестве форм работы с семьей выступают: родительские собрания гражданско-патриотической направленности; телефон доверия; индивидуальные и тематические консультации; практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки и домашних мини-музеев; привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; по созданию домашней библиотеки и домашних мини-музеев; помощь в создании презентаций, видеофильмов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки творческих детских работ.

            Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий способствует созданию благоприятных условий для гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Их  обращение к такому духовному источнику, как прошлое семьи,  в том числе и военное, позволяет возрождать связь поколений. Семейными традициями стало сохранение  ценностей и реликвий, информации о героическом прошлом своей семьи, создание домашних  мини-музеев.  Семейный мини-музей-это место осуществления культурно-исторического диалога разных поколений семьи. Работа по созданию семейного музея включает в себя поиск фотографий, исследование документов, составление своего генеалогического дерева и многое другое.  

             Дети с удовольствием принимают активное  участие в создании мини-музеев. Это обогащает эмоционально-чувственный опыт ребят, так зарождается любовь к своей семье, её традициям.

  Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственную помощь и  участие родителей, обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей. Обучающиеся в рамках  проектной деятельности  совместно с родителями  выполняли исследовательские работы на   предложенные темы:  «Мой город в военное время»,  «Чьи имена носят улицы нашего города?», совместный проект «Судьба семьи - в судьбе страны» и другие.  

  Для решения многих проблем в воспитании требуются усилия всего общества, а не только школы. Главные социальные партнеры классного руководителя - родители детей, обучающихся в классе, а также представители различных учреждений и организаций, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.  Партнерские отношения  способствуют развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.

Литература.

1. Бондаревская Е.В. Смыслы и  стратегия личностно-ориентированного       воспитания / Е.В. Бондаревская. – Педагогика, 2001. - №1.- с.17-24.

2. Выгодский. Л.С. Нравственное воспитание / Л.С.  Выгодский. - Пед. Психология, – М.,1991.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы», М., 2010.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. - М., Просвещение , 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Гревцева Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева  Начальная школа. – 2005. - №9. с. 14-16.

   

Ключевые слова: civil - patriotic education, citizen, patriot, family, school.

Аннотация

A system of civil - patriotic education of younger students. It helps to educate conscious citizen and patriot of his country, which will take care of her and protect her interests.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...