Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Николаевна Коршунова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой работе. Автор предлагает использовать разнообразные  формы  работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира и дает их обобщенную характеристику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korshunova_n.n._formy_raboty_po_grazhdansko.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Коршунова Н.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Ельца

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой работе. Автор предлагает использовать разнообразные  формы  работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира и дает их обобщенную характеристику.

Abstract

The article is devoted to the problem of forming today civil patriotic representations of younger students. We generalize the experience to achieve results in this difficult work. The author proposes to use the various forms of work, which help the child to understand himself as a citizen of the city, the country, the world and gives them a generalized response.

Ключевые слова: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, игры-путешествия, праздник, игры, проектно - исследовательская  деятельность

Гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.[3, с. 54] В настоящее время совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы.[1, с. 3] Создана  Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге,  патриотизма.[2, с. 14]

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Оно должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

В своей работе использую следующие формы гражданско-патриотического воспитания: беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, детские проекты, участие в конкурсах.

Беседа – метод убеждения. Материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие детей. Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств. Темы бесед, проводимых в классе: «Своя земля и в горсти мила», «Что значит быть патриотом?», «Всё в мире создано трудом», «Какой след ты оставишь на Земле?», «Уважай и почитай родителей: они дали тебе жизнь» и др.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений  к окружающему миру.[5, с. 98] Мои классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «Елец - город воинской славы», «От старины до наших дней», «Земля отцов – моя земля», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы России»

Информационный час – одна из действенных форм гражданско-патриотического воспитания. Основное  назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и  значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города. [2, с. 67]   Информационные часы в классе проходят в виде пресс - игры:  «По страницам  газет и журналов», «Турнир стран и континентов», «Презентация прессы».

Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные  темы окружающей жизни  и жизни детского коллектива.[4] В информационном журнале могут быть такие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Внимание – интересная книга», «Памятные места Ельца», «Древние храмы города Ельца», «Герб нашего города».

Экскурсии в гражданско-патриотическом воспитании играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью  природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания  были организованы экскурсии в музей ремесел, краеведческий, клуб «Копье», музей Н.Н. Жукова.

Игры-путешествия требуют от детей большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребята изучают историю своей семьи, семейный архив, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, находят вещи из «Бабушкиного сундука», описывают увлечения своей семьи и придумывают герб семьи.

Праздник – особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период гражданско-патриотического воспитания, подводящий итоги деятельности учащихся.[5, с.79] Ребята встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, участвуют в мероприятиях, посвященных 9 Мая, 23 февраля: «Богатырские забавы», «О рыцарстве, о доблести, о славе», в конкурсе стихов и сочинений.

Игры – важнейшая сфера  жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. В процессе  гражданско-патриотического воспитания использую разнообразные игры: познавательные,  подвижные, настольные,  социально-педагогические и др.

Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг. Дети принимают участие в акциях «Помоги родному городу стать чище», «Накорми зимующих птиц родного края».

Проектно - исследовательская  деятельность занимает важное место в гражданском воспитании. Мои ученики являются активными участниками  городского интеллектуально-познавательного конкурса «Юных знатоков родного края». Созданы детские проекты «Елец - моя малая Родина», «Редкие исчезающие животные и растения нашей местности» или  «Их надо знать в лицо». Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.  Любовь к Родине связана с любовью к родному городу Ельцу, где человек родился, вырос, живёт.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании необходимо использовать разнообразные  формы  работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира.[2, с. 23] А это создаёт надежную опору на жизненном пути человека. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011– 2015 годы».

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова – М., 2000. – 256 с.

3.Педагогический  энциклопедический  словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.

4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника /Г.К. Селевко . – «Воспитание школьников», №4, 2002.

5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология./  Н.Е. Щуркова  – М., Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер-класс раскрывает  методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...

Формы и методы работы по формированию ценности здоровья у младших школьников в группе продлённого дня

Эффективность формирования ценности здоровья у детей в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и приемов, которые воспитатель будет использовать в своей работе, а также от учета во...

Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...