Авторская программа объединения «АЗБУКА ДОБРА»
рабочая программа (1 класс) на тему

Данная программа «Азбука добра» ориентирована на начальное формирование духовных и нравственных ценностей, потребности к самосовершенствованию у младших школьников.

Программа предназначена для ознакомления с такими понятиями, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dobra.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 5 города Белореченска

 муниципального образования Белореченский район

Утверждено

решением педагогического совета

протокол № 1 от 29.08.2011.

председатель педсовета

Н. Г. Макарова

Авторская программа

 объединения

«АЗБУКА ДОБРА»

Автор программы

Черноморова Светлана Геннадьевна

1. Пояснительная записка.

Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности - справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей является создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Духовная, нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый.

Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда волновали человека, но особенно сейчас, когда можно встретить жестокость и насилие. Проблема духовно- нравственного  воспитания актуальна и сегодня.

Задача духовно-нравственного  воспитания состоит в том, чтобы такие понятия, как долг, честь, совесть, легли в основу поведения, образа жизни каждого ребенка.

Решение поставленной задачи может осуществляться через классные часы, а в свободное время через беседы, диалоги на духовно- нравственные  темы.

Критерием духовно- нравственного воспитания могут служить реальные поступки обучающихся. Желание, готовность и способность соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики. В морали закрепляются такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. Полнота человеческого  счастья заключается в развитии всех творческих способностей, в богатстве духовной жизни.  В нравственном воспитании важное значение имеет не только моральное осознание нравственных чувств, но главное, - это включение обучающихся в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Данная программа духовно-нравственного воспитания  школьников ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательном учреждении.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
  2. Формирование нравственных основ личности.
  3. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
  4. Развитие способности оценки и умения самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора.

Ожидаемые результаты:

- соблюдение норм морали и нравственности;

- обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация  на общечеловеческие ценности.

№ п/п

Темы занятий

Всего часов

1.

Уважай тех, кто рядом

4

2.

Я – гражданин России

7

3.

Береги здоровье смолоду

3

4.

Человек среди людей

13

5.

Человек и природа

6

Всего часов

33

2. Описание содержания разделов:

1. Уважай тех, кто рядом (4 ч.)

Дети учатся общаться с товарищами, близкими людьми.

Усваивают понятие «Волшебные слова»

Получают представление о том, что такое настоящая дружба

2. Я – гражданин России (7 ч.)

Изучают символы России.

Знакомятся с традициями  русского народа

3. Береги здоровье смолоду (3 ч.)

Получают представление о нормах здорового образа жизни

4. Человек среди людей (13 ч.)

Дети изучают правила поведения в общественных местах.

Знакомятся с нормами этикета.

Усваивают правила дорожного движения

5. Человек и природа (6 ч.)

Учатся беречь природу, заботиться обо всем живом.

3.Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование  положительных качеств личности в условиях углубленного изучения правил поведения, моральных и нравственных норм. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемая программа «Азбука добра» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 1 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.

Для работы в объединении необходимы следующее:

  • Плакаты (слайды) с изображение народных костюмов.
  • Аудио-, видеоаппаратура.
  • Литература по истории Родины.
  • Стеллажи для выставок фотографий и картин.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной.

Формы реализации программы

Форма организации работы: коллективная,  групповая и индивидуальная

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Исследования и решение проблем
  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Конкурсы
  • Праздники
  • Викторины
  • Игры

4.Список используемой литературы.

1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009

2. Персидская И.В., Фонова Г. – Классные часы (внеклассная работа в начальной школе). -  Волгоград, «Учитель», 2007

3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009

4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя - Москва «Глобус», 2009

5. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

Календарно-тематическое

планирование занятий в объединении

«Азбука добра»

Группы детей: I

Педагог: Черноморова Светлана Геннадьевна

Количество часов: всего: 33;

 в неделю – 1 час.

Планирование составлено на основе авторской программы.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Наименование темы

Часы

учебного

времени

Дата

I.

1.

2.

3.

4.

II.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

III.

12.

13.

14.

IV.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

V.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Уважай тех,кто рядом.

Волшебные слова.

Ты и твои товарищи.

Что такое настоящая дружба?

Дружная семья гору сдвинет.

Я-гражданин России.

Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

Россия – Родина моя.

Мой край – моя малая Родина.

Я – гражданин.

Символы нашей Родины.

Осенние посиделки.

Традиции русского народа.

Береги здоровье смолоду.

Моё здоровье.

Друзья Мойдодыра.

В здоровом теле – здоровый дух.

Человек среди людей.

Правила поведения в общественных местах.

Дорожный знак – тебе не враг.

Правила этикета.

Культура трапезы.

Хлеб – всему голова.

Говорящий портфель.

Книга – путь к знаниям.

Учимся жить дружно.

Спешите творить добро!

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Мама, что солнышко на небе.

Знай правила дорожного движения.

Мы – пассажиры.

Человек и природа.

Русские леса – земная краса.

Берегите родную природу.

Времена года.

Мне дорог край, где я родился. С тобой всем сердцем я…

Духовно-нравственное здоровье.

Мир Души.

.

1

1

1

1

7ч.

1

1

1

1

1

1

1

3ч.

1

1

1

13ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6ч.

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Авторская программа "Твори добро", утверждённое в ИРО РБ

программа по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Спешите делать добро".

Заключительное мероприятие в рамках проекта "Милосердие"....

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Спешите делать добро!"

Утренник в начальной школе в рамках проекта "Милосердие"...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Жить - добро творить"

Настоящая программа внеурочной деятельности «Жить – добро творить»  разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образоват...