рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
рабочая программа (4 класс) на тему

Лунина Светлана Юрьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prav._kult._4_klass.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Пояснительная записка    

Рабочая программа разработана на основе  программы внеурочной деятельности      духовно – нравственного направления «Православная культура»    (автор – составитель  С.Ю.Лунина).  

      Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Нельзя торопить ребенка с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения младшего школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божиего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу.

    Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.

     Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.

Общая характеристика учебного курса

Цели и задачи курса « Православная культура»

 

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

—        изучение церковнославянского языка;

—        ознакомление с мировыми религиями  ;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

 Особенности программы.

  В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

2.Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

                                                      Место курса в учебном плане

        Срок реализации программы  -   1 год (34 часа).Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 .

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к искусству. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Православная культура» выявляется : в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели православной культуры.

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным

 результатам освоения курса 

Обучение детей по учебному курсу «Православная культура» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Личностные  результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами   религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о   религии, её роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли религии в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения программного материала обучающиеся  должны знать (в рамках курса):

1. Основные  историко-культурологические понятия.

2. Правила православной этики.

3. Познакомиться с иконописью,  православной архитектурой. 

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными. 

        Воспитательные результаты программы распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни в результате участия в различных выставках, играх, экскурсиях. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. 

Курс «Православная культура» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

·        патриотизм;

·        уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

·        ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

·        трудолюбие;

·        настойчивость;

·        усидчивость;

·        дисциплинированность;

·        любовь к  малой родине.

 

 

 

Содержание курса.

 Раздел «Отечество Небесное. Бог» (8ч.)

1. Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки « Начать с азов ».

2. Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».

3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе. Фаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч. языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «МР ФУ» (Митир Фэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой «Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.

4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова - милость, Царствие Небесное, Церковь.

5. Что говорит о человеке православная культура?

Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель. Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека. Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.

6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова - Литургия, Причащение, Таинство.

7. Святыни Белогорья

Храмы Белогорья: Преображенский кафедральный собор, Смоленский собор, Николо-Иоасафовский собор, храм св. вмч. Георгия Победоносца, храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Марфо-Мариинкая обитель, Холковский монастырь, храм свв. апп. Петра и Павла в с. Прохоровке. Чудотворные иконы: икона Знамение, Смоленская икона Божией Матери, икона «Никола Ратный», Мощи Святителя Иоасафа Белгородского.

8. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). С лова - «доброта»,«красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?

Раздел «Добродетели в жизни христианина» (8ч.)

  1. Добро и зло

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата – Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.

  1. Как Бог строил дом спасения человека

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвященные празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: «Аз есмь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрывающие Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...». Словарик иконописца: из истории иконописи - о первых иконах Богородицы, написанных евангелистом Лукой.

  1. Воеводы сил любви. Добродетели

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие – страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова, обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя», «Уклонись от зла и сотвори благо».

  1. Непобедимое оружие христиан

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христиане прежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии -ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».

  1. Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.

  1. Небесные помощники

Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.

  1. Увенчанные венцами. Христианская семья

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его»; «Премудрость смиренного вознесет главу его».

  1. Добрый ответ

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.

Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые» (10ч.)

  1. Как преображался человек? По ступенькам восхождения

Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя».

  1. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Святой апостол Иоанн Богослов». Чудо о Гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».

  1. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосии Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.

  1. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».

  1. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. Житие князя в поэзии. Церковнославянская азбука: о словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем подвиг святого князя?

  1. Ступенька « Надежда на Бога ». Смиренный чудотворец

О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука: «Блаженны нищий духом, потому что им принадлежит Царствие Небесное».

  1. Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери. Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать».

  1. Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Повторение притчи о блудном сыне. Углубление понимания ее смысла: отношения человека к Богу - страх раба (выполняющего повеления господина), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый ». Почему на Руси святого называют « Миколой » ? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.

  1. Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.

Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел», «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с « Лествицей любви» апостола Павла. Церковнославянская азбука: слова - «терновый венец»; песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

10.Принявший венец победы

Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: « Посеяв в слезах - пожнешь в веселии ». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.

Раздел «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои» (8ч.)

  1. Доброе имя - в славе моего Отечества

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: солдату - в бою; детям - с родителями, людьми? Чему полководец Суворов учил детей. Поведение девочки и мальчика - христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу. Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита Воин. Святой Иоанн Воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше многого богатства».

  1. Россия помнит. Святыни родного края

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П. И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?

  1. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и Аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения, посвященного Новомученикам: «Новоявленные звезды... Станьте, непобедимые, среди нас». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя -православного зодчего; разрушителя святынь - вандала. Разрушенные в 30-е годы Московские храмы - святыни: Страстной монастырь, Чудов Михаило-Архангельскоий, Вознесенский монастыри и др. Родословное древо памяти Российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремленность к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.

  1. Священный долг

Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.

  1. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в наших рисунках». Тема - «Благодарение».

  1. Благословение

Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетельствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» («Бдите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.

  1. Богомудрые учители веры и благочестия

Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок преподобного Амвросия Оптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем - мое почтение». Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами « Слава Богу за все»?

  1. Обобщение изученного в 4 классе

 

Календарно – тематический план

4   класс

 

34 часа

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная

работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Бог просвещающий

1

Толковать понятия «Вседержитель», «религия», «христианство», «православие»

Практическая работа. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

 

Понимание смысла   действия Бога-Творца.

2

Что говорит о Боге православная культура?

1

Познакомиться с понятиям «Святая Троица», творчеством А.Рублева

Практическая работа. Создание буклета.

Воспитание  чувства благодарения.

3

Свет на горе Фавор

1

Познакомиться с праздником «Преображения Господня»

Практическая работа: Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

 

Воспитание доброты, уважения к людям

4

Бог спасающий

1

Высказывать оценочные суждения о прочитанном, о влиянии веры в Бога на поступки людей.

Практическая работа в группах: проект .

Развитие понимания смысла  действия Бога-Творца.

5

Что говорит о человеке православная культура?

1

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки

Практическая работа:   мини сочинение

Воспитание доброты, уважения к людям

6

Христиане в православном храме

1

Познакомиться с устройством православной церкви

Практическая работа:  работа в группах –    диалог  при обсуждении прочитанного произведения.

Развитие эстетического восприятия.

7

Золотое правило жизни

1

Обсудить главные правила человеческих отношений, сравнить с главными правилами христианской жизни

Практическая работа:  работа в группах диалог  при обсуждении прочитанного произведения.

Воспитание  нравственных качеств  

 

8

Добро и зло

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, делать замечания

Практическая работа   в группах – Составление памятки.

 Воспитание любви к ближнему своему

9

Как Бог строил дом спасения человека

1

Анализировать поступки героев, различать добро и зло

Творческая работа «Дом спасения человека»

  Воспитание чувства благодарения.

10

Воеводы сил любви. Добродетели

1

Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом

Анализировать прочитанное произведение. 

Развитие эстетического восприятия.

11

Непобедимое оружие христиан

1

Провести сравнительный анализ добродетелей и страстей

Практическая работа  в группах:  проект

 Воспитание чувства благодарения.

12

 Защита святынь. Силы тьмы

1

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными.

Практическая работа:   выставка рисунков  

Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

13

Небесные помощники

1

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки

Практическая работа:  проект

Развитие эстетического восприятия.

14

Увенчанные небесными венцами. Христианская семья

1

Анализировать поступки героев, описывать их характеры.

 Практическая работа:  проект

Воспитание любви к Родине, своему народу

15

Добрый совет

1

Познакомиться с историей Царской семьи.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

Воспитание любви к Родине, своему народу

16

Творческая работа «Символы Рождества»

1

Сформулировать вывод об ответственности человека за его поступки

Практическая работа: символы рождества

Воспитание любви к родной земле и традициям своего народа  

17

Как преображался человек? По ступенькам восхождения

1

Познакомиться с понятиями: «покаяние», «святые», «блудный», «ступеньки восхождения»

Практическая работа:  Обсуждение  одной из главных христианских заповедей -  проявление любви к людям  

Развитие понимания смысла  действия Бога-Творца.

18

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

1

Обсудить одну из главных христианских заповедей -  проявление любви к людям

Практическая работа:   рисунок

Воспитание любви к человеку

19

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

1

Познакомиться с историей Крещения Руси

Практическая работа: составление   словесного портрета героев

Воспитание чувства благодарения.

20

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

1

Анализировать поступки Ильи Муромца,

Описывать   характер Ильи Муромца,.

Воспитание любви к родине, народу

21

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

1

Анализировать поступки Александра Невского, описывать его характер.

Практическая работа:  Выяснить, почему получил прозвище Александр Невский

Развитие понимания смысла  действия Бога-Творца.

22

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

1

Анализировать поступки Сергия Радонежского, описывать его характер.

Практическая работа:  Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

Развитие эстетического восприятия.

23

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

1

Анализировать поступки Серафима Саровского, описывать его характер.

Практическая работа  в группах  Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем.

Воспитание любви ко всему живому на земле

 

24

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

1

Анализировать поступки Николая Чудотворца, описывать его характер.

Практическая работа:  Сформулировать вывод о послушании и почитании     

Воспитание чувства благодарения.

25

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста

1

Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения

Практическая работа: составление памятки

 Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

26

Принявший венец победы

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять других

Практическая работа: Проверить знания уч-ся по пройденным темам.   

 Воспитание чувства благодарения.

27

Доброе имя – в славе моего Отечества

1

Обсудить и сделать вывод, кого можно отнести к святым героям

Практическая работа: рисунок

Воспитание любви к родине

28

Россия помнит. Святыни родного края

1

Анализировать поступки А.В.Суворова, описывать его характер.

Практическая работа: проект     

Воспитание любви к России

29

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

1

Познакомиться с событиями и героями войны 1812 года

Практическая работа: Узнать, кто такие новомученики и исповедники    

Воспитание чувства гордости за свой народ

30

Священный долг

1

Познакомиться с понятиями «Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские»

 Выставка рисунков

Воспитание нравственного чувства сопереживания.

31

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным

1

Обсудить героические черты характера людей, проявленные в годы ВОв. Сформулировать понятие «священный долг»

Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию  об историях чудотворных икон Божией Матери

Развитие понимания смысла  действия Бога-Творца.

32

Благословение

1

Рассказать, как  христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои.

Практическая работа: Вспомнить  имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество

 Воспитание чувства благодарения.

33

Богомудрые учители веры и благочестия

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

   Практическая работа:  выставка рисунков

Воспитание чувства благодарения.

34

Обобщение изученного в 4 классе

1

Вспомнить  имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество

  Проверить

знания уч-ся по пройденным темам.

Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

Средства контроля.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся  
  • Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
  • Итоговый контроль в формах:
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Учебно – методические средства обучения

  • материальная база кабинета православной культуры;
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран

 

                                                                       Литература

  1. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. Июль, август. Издательство Сретенского монастыря, 1997. – С. 288
  2. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. Май, июнь. Издательство Сретенского монастыря, 1997. – С. 320
  3. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. Ноябрь, декабрь. Издательство Сретенского монастыря, 1997. – С. 288
  4. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. Сентябрь, октябрь. Издательство Сретенского монастыря, 1997. – С. 256
  5. Детская библия. М.: Российское библейское общество, 2004. – С. 168
  6. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
  7. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 2. – М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования «Духовное преображение», 2011.
  8. Хрестоматия для внеклассного чтения. 4 класс Составители: учителя начальных классов Г.И.Егорова, Ю.В.Тумаланова. М., Самшит-издат, 2005. – С. 40
  9. Шевченко Л. Л. Православная культура. 1,2,3 год обучения, М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007

Интернет-ресурсы

http://www.hrono.ru Время

http://www.krugosvet.ru Энциклопедия Кругосвет/ универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

http://www.portal-slovo.ru Слово. Образовательный портал

http://www.pravoslavie.by. Православный портал

http://www.wikipedia.org Народная энциклопедия

http://www.orthlib.ru библиотека святоотеческой литературы

http://www.sedmitza.ru церковно-научный центр «Православная энциклопедия

http://www.stsl.ru Свято-Троицкая Сергиева лавра

http://www.school.edu.ru.

http://www.cathedral.ru.

http://www.cultinfo.ru

http://days.pravoslavie.ru

http://www.hramy.ru

http://www.kreml.ru

http://www.sobory.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-3 классы."Основы православной культуры"

Рабочая программа для 2-3 классов (второй год обучения) по основам православной культуры. Программа разработана на основе авторской программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-2 классы."Основы православной культуры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов по основам православной культуры составлена на основе авторской программы Л. И. Романовой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"

Программа разработана  на основе   авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» //  Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного края" 2023-24г

Рабочая программа по внеурочной деятельности Брянского края...