Воспитание нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте.
статья (4 класс)

Золотова Юлия Александровна

В данной статье рассматриваются аспекты воспитательного процесса с точки зрения развития нравственных качеств личности младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvennykh_kachestv_lichnosti.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека».

Ромен Роллан

     Так ли необходим современному обществу нравственный человек? Человек будущего… Человек – основу, которого мы закладываем с раннего детства.  

Идеология современной молодёжи формируется с учётом интересов и потребностей самих участников процесса. Но как мы учителя, воспитатели, родители можем помочь ребёнку не свернуть, не попасть в пропасть аморального и безнравственного поведения?

     Если рассматривать само  определение нравственности, приведённое в одном из толковых словарей, то под нравственным воспитанием понимается  одна из форм наследования нравственности в обществе, то есть то что диктует нам общество с его принципами и моральными законами.  Нравственность же, в понимании современного общества, является синонимом морали и этики. Таким образом, под нравственным воспитанием можно понимать процесс целенаправленного формирования у ребенка моральных качеств личности, а также закрепления привычек поведения, соответствующих нормам и морали, принятым в обществе.

     Большую роль для развития нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Современное общество, средства массовой информации, взаимоотношения в семье между ее членами – в некоторой мере не всегда несёт в себе тот самый положительный и благоприятный опыт. Воспитание ребёнка протекает, прежде всего в социуме, в его повседневной жизни, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам принципам, диктуемым обществом, и где он может сам убедиться в их необходимости.

     Деятельность школьников в той мере, в какой она связана с общественными интересами окружающих и жизнью общества, является нравственной. Таким образом, можно говорить о том, что нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и образовательную сферы. Учатся ли дети, играют ли на школьном дворе, трудятся ли на школьном участке – везде в их деятельности проявляются определенные нравственные качества, положительные или отрицательные, в большей или меньшей степени.

     Ключевым моментом воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, как со сверстниками, так и в обществе.

     Для нравственного формирования личности исключительно важны как самостоятельные действия ребенка, так и предоставление ему положительного опыта в данной области, с достаточно яркими примерами, побуждающими его к действиям.

    В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу.         Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III-V классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Хотя последние не всегда несут в себе те нормы поведения, которые необходимы для учащихся младшего школьного возраста.  Также формируется и моральное поведение.        Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7-8 лет). Ученики III-IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

     Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Иногда кажется, что ребенок проявляет настойчивость, умение преодолевать трудности в учебной деятельности, доводить каждое дело до конца. Но опытный психолог может определить, что это – временное психическое состояние и ребенок проявляет указанные качества лишь при определенных условиях: наблюдая пример другого человека или при собственной успешной деятельности. Неудачи выбивают такого ребенка из колеи. И если не проводить корректировку поведения, можно добиться отрицательного результата.

     К возрастным особенностям школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность – младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный опыт, пример, с другой – таит некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший школьник играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры старшего.

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

        Таким образом, духовно-нравственное становление личности подчинено общим закономерностям психологического развития и жизнью в социуме. Специально организованные, целенаправленные воздействия в процессе обучения и воспитания оказывают влияние на становление  ценностно-смысловой сферы младшего школьника. В связи с этим, особое значение приобретает специальная целенаправленная работа по оказанию помощи младшим школьникам в ориентации во всем том, что предлагается оюществом,  помощи в определении истинных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста" проведено с целью помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей, рассмотрения недост...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Формирование общечеловеческих и гражданских качеств личности в младшем школьном возрасте

Гражданское воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребёнка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Родительское собрание – практикум «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

Презентация для родительского собрания "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста". Данную презентацию можно использовать на родительском собрании в лю...