Внеклассное занятие «Полхов – Майданская игрушка»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Свиридова Любовь Павловна

Данный материал представляет собой разработку внеклассного занятия, которое цесесообразно провести во 2 - 3 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_dlya_uchashchikhsya_2.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  для учащихся 2 – 3 классов

 «Полхов – Майданская игрушка»

Цели:

Образовательные:

- познакомить детей с Полхов – Майданской игрушкой, особенностями ее изготовления и росписи.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, творческую активность в области изобразительной деятельности, мышление, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству;

- воспитывать чувство прекрасного.

        Оборудование:

презентация к занятию, игрушки и посуда из Полхов-Майдана, заготовки для росписи, гуашь, кисточки, карандаш, ластик.

Ход занятия

- Как на нашей улочке 
- Делают шкатулочки.
- Кружки,
- Толкушки,
- Веретена,
- Игрушки.
- Весело, весело, мастерит все село.
- Везем на базар расписной товар.
- Покупайте, дружно, что кому нужно!

Ребята, а село, в котором все мастерят от мала до велика называется Полховский Майдан. Это центр народного художественного промысла по росписи деревянных изделий. Он находится в Нижегородской области. В селе более 700 домов. И не зря его еще называют селом игрушек. Где еще в России можно найти такое село, чтобы почти все население было занято производством игрушек, как в Полховском Майдане? Пожалуй, такого больше нет нигде. Майданцы удивительно трудолюбивые люди. Они, как и многие другие крестьяне, работают в колхозе, имеют свое хозяйство, сажают картофель, косят траву, заготавливают на зиму дрова – всех дел не перечесть. Но, в более свободное от крестьянских трудов время, вся деревня точит и красит игрушки. В каждом доме там мастерят матрешки, коробочки, грибы-копилки, свистульки. Майданцы очень любят свои изделия и за их веселую, яркую пестроту называют их «тарарушками». По всей стране славятся «тарарушки». А для того, чтобы узнать процесс их изготовления, заглянем в мастерскую майдановских мастеров.

Сначала их вытачивают из дерева, а затем мастерицы – рукодельницы раскрашивают веселыми, яркими красками. Чаще всего на игрушках рисуют алые цветы, темно-зеленые травы и листья, золотисто-красные яблоки, спелые ягоды, очень яркое синее небо. Кто ни взглянет на такую красоту – глаз отвести не может! По всей нашей большой стране продаются полхов-майданские изделия. А делать их начали после революции, хотя посуду: бочата, миски, солонку – точили издавна. Если мы возьмем в руки эти забавные игрушки, то легко убедимся, что все они имеют округлую или цилиндрическую форму, ведь полхов-майданская игрушка токарная. Майданцы – токари потомственные. Первым в селе завел ручной токарный станок некий Никита Авдюков. Это фамилия и сегодня известна в селе. Лет 100 они просто точили посуду, а потом призадумались, как бы ее украсить. Прослышали, что в Сергиевом Посаде под Москвой рисунки на дереве выжигают. Вскоре и в Полховском-Майдане появился бензиновый аппарат для выжигания. Вот и стали делать солонки, бочонки и пеналы для школьников с рисунками цветов и плодов. Но нынешняя полхов-майданская игрушка привлекает не затейливостью рисунка, а нарядностью росписи. «Тарарушки» стали коллекционировать, приобретать в музейные собрания.

И сегодня мы с вами побываем в роли майдановских мастеров и распишем «тарарушки».

(Каждому ребенку раздаются заготовки для росписи).

Посмотрите еще раз на нарядные полхов-майданские «тарарушки». Чего только на них нет: и цветы, и  плоды, и травы, и птички, и разнообразные узоры. Распишите свои «тарарушки»: контур должен быть черным, фон – желтым, а узоры яркими и неповторимыми. (Этапы рисования: 1 – рисуем карандашом яблочки, цветы, листики, ягодки; 2 - заливка желтым цветом; 3 - проработка другими цветами; 4 - обводим контур черным цветом.)

(Самостоятельная работа по росписи изделий).

А теперь давайте сделаем выставку наших работ.

(Выставка работ).

Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые работы получились. Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?

(Итог занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» – Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Моя любимая игрушка»

Цель: - развивать коммуникативные умения учащихся;- способствовать укреплению единства класса;- учить строить дружеские отношения с одноклассниками;- дарить радость другим;-развивать творческие ...

Внеклассное занятие (английский язык и психология) "Разноцветные игрушки", учитель английского языка Захарова Энже Марсельевна и педагог-психолог Антипова Анна Александровна

Данное  внеклассное занятие является одним из многих занятий и интегрированных уроков, которые  ежегодно проводятся как в рамках школьного педагогического марафона, так и для слушателей обла...

План методического объединения учителей начальных классов МБОУ "Полх - Майданская средняя школа"

План работы методического объединения  учителей начальных классов за последние 3 года...

Презентация Полхов-Майданская роспись

В данной презентации предоставлена информация об истории и технологии создания Полхов- Майданской росписи....