Развитие партнерских отношений с родителями в Группе продленного дня
статья по теме

Тимофеева Татьяна Борисовна

Статья о развитии партнерских отношений в условиях ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._razvitie_partnerskikh_otnosheniy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие партнерских отношений с родителями

(из опыта работы)

Совместная работа педагога - воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Задачи групп продленного дня разнообразны и многогранны – это и создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоциональных, творческих, физических  способностей детей, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся. Ориентирование ребят на возможность рационально использовать время, знания, умения и навыки, полученные на уроках, на умение перестраиваться с одного вида деятельности на другой. А также воспитание у детей трудолюбия, терпения, усидчивости, самостоятельности, дисциплины и самодисциплины, уважения к окружающим и самоуважения, чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи, любовь к труду, творчеству, искусству, спорту.

Реализация этих задач происходит в течение всего времени нахождения ребенка в ГПД: во время прогулок, мини-экскурсий, спортивных часов, кружковой работы, клубных часов, во время самоподготовки. Большое значение в воспитании детей, расширение кругозора, привитии любви к чтению книг, интереса к учёбе имеют игры, особенно для младших школьников.

В современных условиях роль школы – стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка.

Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействий педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач, установления приоритетов в области воспитания, умелой организации сотрудничества детей и взрослых.  

Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. В ГПД кроме детей из социально незащищенных семей, таких как малообеспеченные семьи, многодетные семьи, одинокие семьи  (развод, потеря кормильца в семье, родители-инвалиды) становится все больше ребят  из внешне благополучных семей, но родители которых, заняты решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи. Родители всё меньше внимания уделяют проблемам воспитания детей.

В нашей гимназии группы продленного дня комплектуются на основании заявлений родителей. Практически все родители заняты на работе полный рабочий день, а дети находятся в школе примерно с 8  утра до 6 часов вечера. В связи с этим большая ответственность ложится на воспитателя группы продлённого дня. Задача воспитателя – достигнуть диалога с каждым родителем, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании своего ребенка.

Я всегда стараюсь выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников ГПД. Практика показывает, что совместная деятельность педагога ГПД, учителей и родителей характеризуется доверием, общими целями и ценностями. Для меня очень важен  мотивационный ресурс родителей, то есть готовность родителей включиться  в жизнь группы и их потенциальная  активность.

В этом году моими воспитанниками стали первоклашки. Все очень хорошие и милые ребята. Но практически для каждого период адаптации был трудным. Ребята пришли в группу продленного дня не понимая куда они попали и зачем. Воспринимали нахождение в группе после уроков как освобождение от контроля учителей и родителей,  как возможность ничего «неделания». Я думаю, что и родители до конца не понимали, что же это такое Группа Продленного Дня…

Осуществлению безболезненной адаптации вновь прибывших учащихся к условиям ГПД, режиму дня, выполнению требований воспитателя и правилам общения с воспитанниками способствовала непрерывная связь с родителями.

Я стараюсь поговорить с каждым родителем, пришедшим за ребенком. Рассказать о его успехах и неудачах. Обязательно спрашиваю у родителей о том, какими впечатлениями о школе делятся дети дома. Такие беседы помогают глубже проникнуть во внутренний мир ребенка.

В начале года я провела анкетирование родителей с целью узнать психологический настрой ребенка на школу, на учебу, на посещение ГПД, раскрыть его потенциальные возможности, интересы, увлечения, роль родителей в развитии ребенка. В дальнейшем я старалась планировать свою работу с учетом результатов анкетирования.

Кроме индивидуальной работы с родителями, которой я отвожу главную роль, существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию детей в современном обществе.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам отводится роль активных участников праздников, клубных часов, конкурсов, которые проводятся в группе продленного дня. Рассматривая опыт предыдущих лет, могу отметить наши некоторые совместные мероприятия. Вместе с родителями мы ходили на экскурсию на почту, на мини-экскурсию «Безопасная дорога к школе», готовились и проводили праздники и чаепития, проводили конкурсы и викторины, украшали класс и рекреацию школы, выпускали стенгазеты. Вместе с родителями мы собирали растения для гербария, учились правильно их классифицировать и определять. Помогают группе родители и с обеспечением канцелярскими принадлежностями, фотографируют наши мероприятия. Совместно с родителями был подготовлен выпускной праздник по окончании 4 класса. Ребята вместе с родителями готовили костюмы, репетировали дома номера выступлений. Бабушки накрывали столы для чаепития.  Такая совместная деятельность позволяет глубже раскрыть творческие возможности детей, а родителям лучше узнать своих чад.

Родители посещают занятия или мероприятия в ГПД, беседуют с детьми, дают свою оценку. Результат: создание ситуации успеха, проявление интереса родителя к ребёнку и к тому, чем он занят на группе продленного дня. Родители видят изнутри нашу школьную жизнь и остаются довольны разносторонним развитием своих детей через различные виды деятельности и результатами работы группы продленного дня.

Общение в непринужденной обстановке, советы помогают родителям почувствовать уверенность в себе, в своем ребенке, а также решить семейные проблемы. Это подтверждается тем, что возрастает активность родителей, воспитательные проблемы становятся все более конкретными, уменьшается степень погрешности прогнозируемого и полученного результата, а в итоге выигрывают только дети.

Одним из аспектов развития современных партнерских отношений является организация совместной деятельности через Интернет, вовлечение родителей в общее информационное пространство: информирование родителей о событиях в ГПД, проводимых и перспективных мероприятиях, справочная информация. Родители всегда могут узнать о буднях и праздниках нашей группы, читая информацию на сайте, просматривая фотоотчеты, задавая вопросы мне, как педагогу, или общаясь друг с другом. Все это дает возможность для тех родителей, кто не может по разным причинам принимать личное участие в наших мероприятиях, хотя бы дистанционно чувствовать себя сопричастными.

В современных условиях введения ФГОС НОО родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.

        Организация  жизни и деятельности  в  группе  продленного  дня,  создание  воспитывающей  среды,  способствующей  л...

развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"

Опыт работы Магистральнинской СОШ №2  был  представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...

Развитие логического мышления на занятиях в группе продленного дня

Основные приемы и методы работы по развитию логического мышления учащихся начальных классов....

« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»

Обобщение опыта                                                     ...

Использование игр и игровых упражнений для развития младших школьников в деятельности воспитателя группы продленного дня

Данная статья поможет моим коллегам, воспитателям группы продленного дня, а также родителям учащихся глубже понять значение игровой деятельности для развития младших школьников....

Организация работы с родителями в группе продленного дня

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематичес...

Развитие внимания у младших школьников в группе продленного дня

Развитие внимания у младших школьников в группе продленного дня...