Внеклассное занятие "Забытая война"
классный час (4 класс) по теме

Полчанинова Светлана Леонидовна

Данное занятие поможет привлечь внимание учащихся к  одному из крупнейших вооружённых конфликтов России – Первой мировой войне; сформировать общее представление о героических страницах истории нашей страны и русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_zabytaya_voyna.docx29.75 КБ
Файл zabytaya_voyna.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся

внеклассное занятие

 «Забытая война»

4 класс

разработала

 учитель начальных классов

 МАОУ СОШ №12

г. Таганрога

Ростовской области

Полчанинова Светлана Леонидовна

Цель: привлечь внимание учащихся к  одному из крупнейших вооружённых конфликтов России – Первой мировой войне; сформировать общее представление о героических страницах истории нашей страны и русского народа.

Задачи:

1.Организовать  деятельность детей по ознакомлению с отдельными  значительными  событиями  Первой мировой войны.

2. Организовать деятельность  детей по  ознакомлению с  отдельными участниками  Первой мировой войны (в том числе и с участниками родного края).

3. Способствовать расширению знаний по истории России.

4. Создать условия для развития умения работать в группах.

5. Воспитывать интерес к истории своего Отечества, воспитывать чувство патриотизма.

  1. Эмоциональное  вхождение в занятие.

Учитель: Добрый день! У меня сегодня хорошее настроение. Я хочу поделиться с вами хорошим настроением. Подарим друг другу улыбку!

Мне бы хотелось наше занятие начать с песни. Слушайте!  (звучит песня «Прадедушка» муз. Александра Ермолова, слова Михаила Загота,

1 куплет)

Ребята, о какой войне идёт речь в этой песне? (Великая Отечественная война) (слайд№2)

Когда она была?  

Отметьте на ленте времени!

Когда мы празднуем День победы?

  1. Актуализация знаний.

А какое второе название Великой Отечественной войны? (Вторая мировая война).

Почему  говорят «мировая»?

А знает ли вы, что в истории России была и Первая мировая война?

Сегодня тема нашего занятия «Первая мировая война» (слайд №3)

Что бы вам хотелось узнать об этой войне?        

  • Когда она была?
  • Какие государства участвовали в ней?
  • Какое оружие использовалось во время этой войны?
  • Почему началась эта война?
  • Кто герои войны?

На эти и другие вопросы мы и постараемся с вами ответить.

  1. Исследования по теме занятия.

Будем работать в группах. У каждой группы свой текст. Вы выполняете задания и готовите сообщение.

1 группа. Прочитайте текст и заполните таблицу:

Когда началась война?

Когда закончилась война?

Какие государства воевали?

Четыре года – с 1914 по 1918 вся Европа была охвачена войной. К ней привели  проблемы в общении между государствами: каждая страна, принимавшая участие в этой войне, хотела расширить свои территории, навязать своё мнение другим государствам, завоевать лидирующие позиции.  Поводом для начала войны стало убийство наследника австрийского престола в июне 1914 года. Участники конфликта разделились на два лагеря: Англия, Франция, Россия, Италия, США и Германия, Австро-Венгрия, Турция.

2 группа. Прочитайте текст, ответьте на вопрос:

- Какое вооружение использовалось впервые?

В 1915 году на вооружение германской армии впервые поступили настоящие военные истребители фоккеры, оснащённые пулемётами. «Фоккер Д VII» считался самым лучшим боевым самолётом. В 1916 году в битве при Сомме англичане впервые применили танки для прорыва обороны немцев. Броня танка «Марк IV» выдерживала сильный пулемётный огонь, при этом танкисты вели огонь из мощных орудий.  В 1916 году в Ютландстком сражении  использовался линкор «Дредноут» - корабль, сыгравший важную роль в истории мирового кораблестроения. В линкоре впервые были использованы на вооружении только  большие  пушки и мощный паровой двигатель, обеспечивающий большую скорость. В годы Первой мировой войны в английской армии появились снайперы – стрелки, владеющие искусством меткой стрельбы и маскировки.

3 группа. Прочитайте текст и назовите фамилию  прославленного русского генерала. Почему мы помним о нём?

Одним из лучших генералов русской армии был Алексей  Алексеевич Брусилов. В начале Первой мировой войны Брусилов возглавил 8 русскую армию в Галиции. Он действовал  в 1915 году весьма успешно и поэтому в 1916 его назначили главнокомандующим армиями Юго-западного фронта. Брусилов всегда детально планировал военные действия и проявлял тактическую гибкость. Его знаменитое наступление в июне 1916 года, названное Брусиловским прорывом, застало Германию и Австро-Венгрию врасплох. Войска противника были отброшены на  160км, а Россия вернула территории, захваченные неприятелем в 1915 году. Эта военная операция стала самым крупным достижением русской императорской армии за время Первой мировой войны. И в 1917 году Брусилов был назначен верховным главнокомандующим русской армией.

4 группа. Прочитайте текст и назовите фамилию донского казака, героически сражавшегося на фронтах Первой мировой войны.

Донские  казаки в Первой мировой войне приняли активное участие. Самым известным казаком с Дона в то время был первый Георгиевский кавалер всей русской армии – Кузьма Фирсович Крючков. В 1914 году,  в  первые месяцы войны, возглавляя сторожевой дозор из четырёх казаков, разбил немецкий разъезд, состоящий из 30 человек, лично уничтожил 12 немцев. Получил 16 колотых ран. Именно за этот подвиг Крючков первым среди рядового состава русской армии был награждён Георгиевским крестом. К концу войны герой получил ещё два Георгиевских креста и две Георгиевские медали.

 5 группа. Прочитайте текст и назовите фамилию русского генерала от кавалерии.

Ещё один участник Первой мировой войны – Краснов  Пётр Николаевич. Генерал от кавалерии, донской войсковой атаман, писатель. В первую мировую войну, командуя 2-ой казачьей дивизией, отличился во многих сражениях с немцами и австрийцам. Уже в первые дни войны был награждён Георгиевским оружием, получил Орден святого Георгия 4-ой степени.  В боях его отличали  мужество и героизм, личным примером показывал солдатам, как надо воевать,  увлекая их за собой в бой. Участвовал со своей дивизией в Брусиловском прорыве.

6 группа. Прочитайте текст и назовите фамилию унтер-офицера – героя войны. Почему его знает весь мир?

Георгий Константинович Жуков – ещё один из участников Первой мировой войны. После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце 1915 года попал на войну. Служил в Драгунском полку. За захват немецкого офицера награждён Георгиевским крестом 4-й степени. В октябре получил тяжёлую контузию, после которой, был  направлен в запасной кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени.  В годы Великой Отечественной войны был главнокомандующим советской армии.  Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. Министр обороны СССР. Маршал Победы.

  1. Выступления групп.

-Что же вы узнали о Первой мировой войне? Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы.

1 группа: (результаты представлены на доске, слайд№4)

Когда началась война?

1914

Когда закончилась война?

1918

Какие государства воевали?

Англия, Франция, Россия, Италия, США

 и Германия, Австро-Венгрия, Турция.

-Давайте отметим на ленте времени, когда происходило это событие.

-Сколько лет со времени начало войны мы отмечаем в этом году?

2 группа (результаты представлены на доске, слайд№5)

1915

Настоящие военные истребители – фоккеры

1916

Впервые применили танки

1916

Использовался линкор «Дредноут» - корабль, сыгравший важную роль в истории мирового кораблестроения

1914-1918

В английской армии появились снайперы

3 группа

Прославленный русский генерал – Алексей Алексеевич Брусилов. Главнокомандующий Брусиловского прорыва (фото на доске слайд №6)

4 группа

Кузьма Фирсович Крючков – первый Георгиевский кавалер(фото на доске слайд №7)

5 группа

Пётр Николаевич Краснов русский генерал от кавалерии. (Слайд №8)

6 группа

 Жуков  Георгий Константинович – унтер офицер. (Слайд №9) Маршал Победы.

  1. Закрепление изученного.

Отгадайте кроссворд.

  1. Русский генерал от кавалерии. Донской войсковой атаман.
  2. Прославленный русский генерал. Командующий самым крупным  и мощным прорывом  русской армии.
  3. Государство-участник Первой мировой войны. Союзник России.
  4. Стрелки, владеющие искусством меткой стрельбы и маскировки.
  5. Первый Георгиевский кавалер, донской казак.
  6. Настоящие военные истребители, впервые появившиеся в Первой мировой войне.
  7. Маршал Победы. Участник Первой мировой  войны.
  8. Вооружённый конфликт двух и более государств.

2.

7.

4.

5.

3.

6.

1.

8.

  1. Углубление знаний.
  • На фронтах Первой мировой войны  кавалерийские войска были активной боевой единицей. Лошадей использовали не только в военных действиях, но и   для перевозки санитарных карет и для подвозки снаряжений.
  • В 1915 году немцы впервые применили химическое оружие под городом Ипр (Бельгия). Был распылён хлор и  горчичный газ. Хотя у солдат были противогазы, погибло более  90тыс. чел.
  • В войне участвовало 38 государств.
  • Война – это очень страшно Она уносит много жизней. Всего за годы войны погибло 10 млн. человек.
  • 1 августа официально объявлен Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.
  • Сколько лет с начала войны отмечают в этом году?
  • В каком веке была Первая мировая война?

  1. Подведение итогов.
  1. Что нового вы узнали о Первой мировой войне?
  2. Каких героев Первой мировой войны вы запомнили?
  3. Какое вооружение появилось в Первую мировую войну.
  4. Кто из героев  Первой мировой войны участвовал и в Великой Отечественной войне?
  5. Смогли ли мы ответить на наши вопросы?

  1. Рефлексия.

Учитель: Поделимся впечатлениями о нашем занятии.

  • Зачем нам нужно было это занятие?
  • Что чувствовали вы во время занятия?
  • Что приобрёли на занятии?
  • Что удивило на занятии?

  1. Задание на дом.

Проведите дома исследование: есть ли среди ваши родственников участники Первой мировой войны?

Используемая литература:

  1. Журнал «100 битв, которые изменили мир». Выпуск №78, 2012г.

еженедельное  издание, Россия, ООО «Де Агостини».

  1. Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём» в вопросах и ответах.. Москва «Махаон» 2007.
  2.  Энциклопедия для детей. История войн. Т. 32. Ред.коллегия: М. Аксёнова, А. Желенин, С. Шокарев – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

   

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Забытая война Презентацию к занятию составила учитель начальных классов МАОУ СОШ №12 Полчанинова Светлана Леонидовна

Слайд 2

Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Вторая мировая война 22 июня 1941 9 мая 1945

Слайд 3

Первая мировая война

Слайд 4

Когда началась война? 1914 Когда закончилась война? 1918 Какие государства воевали? Англия, Франция, Россия, Италия, США и Германия, Австро-Венгрия, Турция

Слайд 5

Год Что появилось? 1915 Настоящие военные истребители – фоккеры 1916 Впервые применили танки 1916 Использовался линкор «Дредноут» - корабль, сыгравший важную роль в истории мирового кораблестроения 1914-1918 В английской армии появились снайперы

Слайд 6

Брусилов Алексей Алексеевич

Слайд 7

Крючков Кузьма Фирсович

Слайд 8

Краснов Пётр Николаевич

Слайд 9

Жуков Георгий Константинович

Слайд 10

Факты и события На фронтах Первой мировой войны кавалерийские войска были активной боевой единицей. Лошадей использовали не только в военных действиях, но и для перевозки санитарных карет и для подвозки снаряжений

Слайд 11

Факты и события В 1915 году немцы впервые применили химическое оружие под городом Ипр (Бельгия ). Б ыл распылён хлор и горчичный газ. Хотя у солдат были противогазы, погибло более 90тыс. чел.

Слайд 12

Факты и события В войне участвовало 38 государств.

Слайд 13

Первая мировая война 1914-1918г.г. 1 августа День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. "Отечественная война 1812 г."

Проектная деятельность учащихся 1-ого класса в рамках школьной недели краеведения, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Презентация по теме проекта.Результаты учебной и внеучебной детел...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Внеклассное мероприятие Война на Кубани

Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной тем...

Сценарий внеклассного мероприятия "Война и дети"

                        ВОЙНА И ДЕТИДанное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устн...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Внеклассное занятие "Война и музыка "

Материал может быть использован как на уроках музыки, так и во внеклассной деятельности....


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Очень интересное занятие. Хорошо, что ребята выступают не только в роли слушателей, но и сами добывают знания. Немного жаль, что интересный материал дети читают по группам, и многого не узнают .Может быть, лучше было бы весь материал дать им прочитать домой, и тогда занятие ,по-моему мнению, было бы еще интересней. Но это, конечно, мое мнение. В любом случае, детей занятие наверняка увлечет, и знаний о 1-ой Мировой войне получат немало. Удачи!

Полчанинова Светлана Леонидовна

Спасибо, Маргарита Сергеевна, за хорошие советы. Всегда полезно увидеть свою разработку другими глазами.

Ведерникова Наталья Ивановна

Интересное занятие. Тем более, что на таком серьезном уровне войну рассматривают с детьми начальной школы, что редко случается

Полчанинова Светлана Леонидовна

Спасибо, Наталья Ивановна, за комментарий. Сначала мне трудно было отобрать материал для занятия. Помогла моя мама- учитель истории. Она дала мне полезные советы.

Вагу Мария Викторовна

Светлана Леонидовна, хорошее и серьёзное мероприятие для ребят начальной школы. Хочется посоветовать,т.к. у Вас детки маленькие, то не углубляясь в Тройственный,а затем Четверной союз ( на 4 слайде таблица, посвященная 1914-1918 гг.) заменить блоком Центральных держав. Творческих успехов!

Полчанинова Светлана Леонидовна

Здравствуйте, уважаемая Мария Викторовна! Спасибо за советы. Я свою работу отредактировала. Получилось намного лучше. Очень трудно было отобрать материал для занятия. Хотелось рассказать о многом. Но как объяснить маленьким ученикам такие серьёзные вещи? Ваши рекомендации мне помогли. Огромная благодарность!