РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
статья по теме

Гладкова Татьяна Николаевна

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы ,  но и семья  играет большую роль в решении задач воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.»

Автор:

Гладкова Татьяна Николаевна

Воспитатель группы продленного дня

ГБОУ СОШ №496 Московского района Санкт-Петербурга

  Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы ,  но и семья  играет большую роль . В решении задач воспитания. Семья и школа является важнейшим фактором целостного формирования личности ребенка. Необходимость и важность сотрудничества семьи школы никогда не ставилась под сомнение. Современная школа существует в противо-речивой ситуации. С одной стороны общество повернулось к проблемам и нуждам семьи,на государственном уровне разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости  в воспитании детей. А с другой стороны – наблюдается падение жизненного   уровня большинства семей, многим изкоторых приходится решать проблемы экономического выживания. Это  является причиной самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Кроме того, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей  развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток ,разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка , и на его психику, и на отношение к учению, и на состоятельность как человека. Семья должна участвовать в школьных делах, ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная  школа. В свою очередь и школа должна изучать современную семью. Семья изменилась. Появились материально-ориентированные семьи , в которых основное внимание родители уделяют материальному благополучию и приучают детей относиться к жизни прагматически, антисоциальные семьи, влияние на детей в которых преимущественно негативно. Учителю с разными родителями надо и общаться по разному. Часто конфликтным ребенок  становится не в школе. Противоречия в его поведении заложены в семье. Тесная связь семьи и школы может дать отличный результат в обучении и воспитании.

   Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов. В жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.

   Школа с первых дней ставит перед ребенком  целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил.

   Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических  сил. Для детей представляют трудность очень многие
стороны учебного процесса. Им сложно сидеть на уроке в одной  и той же позе, тяжело
не отвлекаться и следить за мыслью учителя, делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуется. Родители должны помнить о психологической  поддержке. Нужно поддержать ребенка  в его попытках справиться с возникшими  трудностями , показать
искреннюю веру в его возможности. Телевидение и другие средства массовой  информации воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Дети много времени проводят у телевизора, смотрят передачи и для детей, и для взрослых. Родители позволяют ребенку смотреть многие передачи подряд считают ,что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Однако, добиваясь своей цели, родители забывают , что и учебные занятия, и домашние обязанности выполняются кое-как. В это время все мысли ребенка поглощены предстоящей передачей. Это уже наносит вред  воспитателю, мешая формированию добросовестного и ответственного    отношения к труду, к учению. Длительный просмотр передач плохо влияет     на нервную систему. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным. Наши дети не хотят читать. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание у работающих родителей  и конкуренция компьютерных игр. Скорость чтения у большинства учеников     ниже нормы, отсюда проистекают все беды школьной системы. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма , до уровня навыка, нужно ежедневно , через определенные промежутки времени проводить упражнения.

    А как во многих семьях? Мама усаживает сынишку, который плохо читает, и говорит «Пока не прочтешь, из-за стола не выходи» . Допущена серьезная педагогическая ошибка. Было бы лучше, если домашняя тренировка проводилась частями по 5-10 минут. Читать и пересказать. Хорошие результаты техники чтения через неделю, месяц. Полезно семейное чтение.

      Правильная организация учебной работы включает в себя ряд компонентов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, работать не отвлекаясь, привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или  погулять. Конечно, ребенок есть ребенок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он все время ходил по « струнке». Пусть у него будет свободное время, но очень важно приучить ребенка отделять свободное время от времени, когда он  занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой. Надо приучать ребенка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

   Справившись с этой задачей, можно начать давать ему самостоятельные поручения. Потом эти поручения перейдут в постоянные обязанности. Главное, они должны быть постоянными. Умение управлять своим поведением- это общее свойство личности. Оно должно проявляться во всех видах деятельности, оно распространяется и на учебу. Не нужно думать, что кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Человек ,которому требуется в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен делать.

Теперь о режиме дня . Казалось  бы, не все ли равно, в какое время ребенок готовит уроки, лишь бы задание было выполнено. Однако это не так. Воспитание привычки систематической работы начинается с установления  твердого режима дня. Надо садиться за уроки в одно и то же время. Поначалу это трудно, а потом становится все проще. Лучшее время для подготовки домашних заданий с 15.00- 17.00 часов. В каком порядке ему следует готовить уроки, то постепенно ребенок научится решать сам. Если в работу включается быстро, сначала работает более продуктивно, то необходимо делать сначала трудные предметы. А если продуктивность нарастает постепенно , то начинать с легких, а потом переходить к более    трудным предметам. Самоконтроль в этом возрасте развит очень слабо, поэтому доверять ребенку выполнять задания самостоятельно- значит согласиться с его провалом. Успешно выполнять задания самостоятельно- этому надо долго и кропотливо учить. Ребенок может быть абсолютно уверен в том, что он все выучил и все     знает только потому, что он уже все прочитал и все, что потребовалось написал. Он победоносно объявляет о выполненных уроках и спешит заняться чем-то интересным. Родители поверили ,но не проверили. Но будет разочарован ребенок, когда за эту работу получит плохую отметку. Огорчены будут и родители. Должно пройти время  . Психика ребенка окрепнет, он станет спокойнее и постепенно войдет в определенный ритм работы. А пока следует постоянно контролировать. Это не значит, что надо сидеть рядом, следить за каждым его движением, чтобы он не сделал ошибки. Самоконтроль ребенка, развитый постепенным и естественным путем, принесет больше . Здоровое питание, здоровый образ жизни - залог успешной работы. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. Четвероклассник- выпускник начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспективы перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность учебных умений и навыков. К  четвертому классу уже складывается индивидуальный  стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовки домашних заданий.

   Один приступает сразу после прихода из школы, другим требуется отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни начинают выполнять домашнее задание с трудных учебных предметов, другие с легких.

   Одни лучше усваивают материал, другие предпочитают словесное объяснение. Различие в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации. Какие же общие умения важны для успешного обучения?

1.Слушать учителя.

2.Выделить главную мысль сообщения.

3.Связно пересказывать содержание текста.        

4. Отвечать на вопросы по тексту.

5.Ставить вопросы к тексту.

6. Делать содержательные выводы, на основе полученной информации.

7. Письменно выражать свою мысль.

8. Привлекать дополнительные источники информации.

9. Адекватно оценивать  результаты своей работы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе в тесном сотрудничестве семьи и школы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

Тематическое родительское собрание "Роль оценки в процессе обучения школьника. Надо ли ругать за двойку?"

Беседа с родителями о роли оценки в процессе обучения школьника, о том, что успехи в школе сосредотачивают в себе собственные устремления детей и притязания родителей....

Роль современной семьи в процессе обучения школьника.

Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет важную, большую роль....

Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.

В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

Роль современной семьи в процессе обучения школьников

О современной семье много пишут и говорят. А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера  определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, ...

Роль осознанного чтения в процессе обучения младших школьников

В процессе школьного обучения дети постоянно получают информацию из самых различных источников. Это и учебный материал на уроках, и устная информация от взрослого или других детей, и просмотр телепере...