Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
статья (4 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов в гармонии. В статье представлен примерный план  воспитательной работы направленный на решение данной проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.43 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dashi1_avtosokhranennyy.ppt536.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора  как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение и перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей в образовании. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает все большую значимость.

Особенности содержания и организации нравственного воспитания исследовали: А. М. Архангельский, Л .И. Божович, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Л. А. Матвеева, В. А. Сухомлинский, Л. М. Фридман , И. Ф. Харламов и другие. Но исследование психолого-педагогических условий воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности было исследовано немногими: Н. Ф  Голованова, М. С.  Гумина, В. И. Новикова, Л. Ю. Савинова.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности психолого-педагогических условий воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.

Объект исследования – воспитание ценностных отношений у младших школьников.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.  

Гипотеза: отношение  младших школьников к человеку как ценности

характеризуются стереотипностью, фрагментарность и преобладанием эмоционального компонента.

Задачи:

а) Анализ психологической, педагогической и философской литературы  по проблеме;

б) Подготовка диагностических материалов;

в) Проведение диагностики, анализ результатов и выстраивание системы преобразующего эксперимента;

г) Проведение преобразующего эксперимента и анализ полученных данных.

Воспитание ценностных отношений как основной компонент содержания современного  образования.

Ценность - любой «объект», имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида или группы). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. [22]

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность это  представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. [26]

Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание» и др.  А так же совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и др., когда само отношение выступает в качестве ценности. Мы считаем, что  ценностные отношения это и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Понятие «ценностное отношение», появившееся в отечественной педагогике сравнительно недавно, хорошо «встраивается» в ряд понятий традиционных для российской педагогики (идеал, направленность личности), конкретизирует их и позволяет «свести воедино» исследования по проблеме формирования идеалов школьников, ценностных ориентаций, направленности личности. Существующая понятийная связь указывает на необходимость актуализации работы по воспитанию идеалов школьников и возобновлению в педагогике исследований по изучению закономерностей формирования идеалов личности. [7]

Человек принимается  как ценность, если:

- обнаружить его присутствие в окружающем мире;

- учитывать его присутствие, уважать автономию, самочувствие,                               интересы;

- помогать человеку по мере своих сил;

- понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным;

- содействовать благу человека в его жизни на земле.

В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. [16]. Таким образом, нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений школьника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе.

Исходя из вышеизложенных идей, ценностное отношение к Человеку  можно определить как  наличие у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности. [28]

В нашем исследовании в структурно-функциональной модели ценностного отношения к человеку мы выделяем когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты. Каждый из компонентов ценностного отношения обладает определенной функциональной заданностью: когнитивный реализует информационно-фиксирующую и обобщающую функции, эмоциональный – эмоционально-императивную, мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

Особенности социализации и социально-психологические особенности младших школьников

Уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решать определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, «скроенной» по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени. [1]

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется прежде всего в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Таким образом, важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не является чем-то внешним по отношению к внутренней структуре личности. Существует такая закономерность деятельности как единство двух сторон ее социальной сущности, или проекции на «мир вещей» и «мир людей». Проекция на «мир вещей» — предметная деятельность (познавательная и практическая), которая обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательной активности. Проекция на «мир людей» — деятельность по усвоению норм человеческих взаимоотношений, которая включает ребенка, с учетом его возрастных возможностей, в систему этих отношений. Он как бы «примеряет» себя к обществу, и это обеспечивает уже формирование социальной активности.

Современное состояние проблемы воспитания ценностного отношения к человеку у младших школьников.

Исследования российских ученых (М.В.Богуславский, Б.С.Гершунский, В.И.Гинецинский, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, В.А.Сластенин  и др.) в конце XX века позволили определить главное направление развития системы воспитания – воспитание на основе наиболее значимых ценностей. Полученный вывод во многом был обусловлен закономерностями, вскрытыми исследователями в области аксиологии (С. Ф. Анисимов, В. П. Бранский, Г. П. Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Н.С.Розов, Л.Н.Столович, В.П.Тугаринов и др.). 

Разработанный российскими учеными (А.Г.Асмолов, М.В.Богуславский, А.Я.Данилюк, В.П.Дронов, Л.С.Илюшин, В.В.Козлов, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, В.Р.Кучма, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, Л.Н.Феденко) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (2009 г.), впервые включающий в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), открывает перспективы решения данной проблемы. Воспитание школьников обозначено в документе в качестве приоритетной задачи и рассматривается как воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, себе, другим (Н.Д.Никандров).

К настоящему времени таких работ насчитывается более 80 [табл. 1]. Поскольку объектов действительности, с которыми может быть установлена ценностная связь, бесконечно много, то накопление работ в этом направлении может быть бесконечным. Отчасти это отражает приведенная ниже таблица, в которой объекты формирования ценностных отношений расположены по мере убывания количества выполненных работ.

Таблица 1. Результаты обзора диссертаций по проблеме формирования ценностных  отношений (выборка диссертаций, хранящихся в РГБ)

Объект формирования ценностного отношения

Кол-во работ

1

Профессия, труд (профессионализм, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, инженерная деятельность и др.)

15

2

Здоровье

12

3

Культурное наследие (российская культура, культурное наследие региона, культурные традиции, национальная культура, историческое прошлое, педагогическое наследие, художественное наследие)

8

4

Физическая культура

7

5

Природа

6

6

Искусство (музыкальное произведение, изобразительная деятельность)

6

7

Совокупность научных знаний (экологические знания, психологические знания, отдельные учебные предметы, гуманитарное познание)

6

8

Мир (окружающий мир)

5

9

Родина (родной край, родной город, калмыцкий этнос)

4

1

Процесс обучения (учебно-познавательная деятельность)

4

1

Семья и брак

4

1

Сама личность (самоотношение)

3

1

Иностранный язык

3

1

Педагогическое образование

2

1

Общение

1

1

Старость

1

[36]

Анализ статей периодики по психологии и педагогике показывает скудность теоретического материала по данной теме. Видимо проблема отношений не заняла еще тот статус актуальности, который заслуживает особого внимания, тщательного рассмотрения и изучения.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [12]

ВЫВОДЫ:

  1. В современной системе образования основное место занимает проблема воспитания ценностных отношений. Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру и содействием оптимальному развитию витальных и прагматических отношений способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности.
  2. Ценностное отношение к Человеку – наличие у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности.
  3. В нашем исследовании в структурно-функциональной модели ценностного отношения  к человеку мы выделили когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты.
  4. Младший школьный возраст сензитивен к развитию нравственным представлениям и соответственно воспитанию ценностного отношения к человеку.
  5. В педагогике еще недостаточно изучено понятие «ценностное отношение к человеку», сущность ценностного отношения к человеку, идет поиск эффективной программы воспитания ценностного отношения к человеку в образовательном процессе начальной школы, не определены педагогические условия воспитания ценностного отношения к человеку и особенности этого процесса у младшего школьника.

Особенности отношения младших школьников к человеку как ценности.

 Описание констатирующего эксперимента

Напомним, что в качестве рабочего определения мы приняли такое отношение к  человеку как ценности, которое проявляется в наличии у ребенка определенного личностного смысла в общечеловеческой ценности «человек» и осознание ее значимости для остальных людей. Ценностное отношение выступает результатом осмысления полученного опыта и толчком к деятельности. Отношение к человеку как ценности представляет собой единство трех компонентов: когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого.

Для определения уровня проявления отношения младших школьников к человеку как ценности нами было проведено несколько методик. Показатели проявления различных компонентов отношения, диагностируемые в методиках, представлены в таблице.

Таблица 2. Показатели проявления ценностного отношения к Человеку.

Методика

Цель

Компонент

Показатели

Кто Я?( М. Кун и Т. Маркпартленд)

Изучение содержания представлений о себе

Содержание и наполненность представлений о себе

Количество значимых ответов. Наличие ответов, связанных с понятием  «человек»

Отношение к жизненным ценностям

Определить наиболее значимые для личности ценности

Круг ценностей

Наличие ответов о ценности человека

Три желания

Выявление желаний и ценностей детей

Круг ценностей

Наличие ответов о  ценности человека

Неоконченное предложение

Выявление уровня проявления когнитивного компонента представления о человеке как ценности

Когнитивный

Наполненность

Беседа

Выявление уровня эмоционально-поведенческого компонента представлений о человеке как ценности

Эмоциональный,

Мотивацинно-поведенческий

Эмоциональная отзывчивость.

Желание действовать

в соответствии с ценностной ориентацией.

Социальный опыт действия

Также во время выполнения заданий по всем методикам велись наблюдения по следующим критериям: полярность эмоций (полож/отриц), их уcтойчивость, наличие интереса.

Описание преобразующего эксперимента

        Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие  когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов в гармонии.

Исходя из материалов теоретического изучения проблемы и данных, полученных на диагностическом этапе, нами была сформулирована  гипотеза: воспитание у младших школьников отношения к человеку как ценности будет происходить эффективней при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

  • построение его содержания в соответствии с составляющими образа человека (члены моей семьи, учителя, друзья, знакомые, незнакомые, я сам)
  • учет структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к человеку;
  • направленность на поддержку и обогащение социального опыта детей;
  • целенаправленное развитие процесса самопознания и самооценки у младших школьников;
  •  использование биографий как одного из средств воспитания.

Цель преобразующего эксперимента - создать условия для более эффективного воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.

Преобразующий эксперимент проводился в три этапа в соответствии с выдвинутыми психолого-педагогическими условиями:

I этап - познание самого себя;

II этап - изучение биографий;

III этап – осознание  и проявление ценности человека в отношениях с окружающими людьми.

1 этап – «Познай самого себя»

Цель: организовать процесс самопознания младшего школьника, развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию  личности.

Мероприятия на данном этапе  помогли развить не только когнитивный компонент, но и эмоциональный и поведенческий компоненты представлений о человеке как ценности и способствовали уточнению, наполнению представлений младших школьников о себе, осознанию своих возможностей, выстраиванию перспективы собственного развития

Занятие 1

Вводная беседа

«Я-человек»

Цель: способствовать формированию позитивного образа «Я», активизировать процесс самопознания, способствовать принятию собственного имени. Развитие воображения и творческого мышления.

Занятие 2

Процедура «Образ Я»

Цель упражнения: более глубокое осознание личностного существования; соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.

Занятие 3,4

Какой я?

Цель: помочь детям осознать наличие у них конкретных положительных качеств;  учить детей находить положительные качества во всех людях; способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Занятие5

«Конверты для добрых пожеланий»

Цель: воспитание внимательно и бережного отношения к одноклассникам.

 

Занятие 6

 «Мой внутренний мир»

Цель: помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

Занятие 7

Разыгрывание сценок

Цель: Обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения,

Занятие 8

Беседа: "Учимся вежливо говорить"

Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия   "вежливость",систематизировать правила вежливого поведения, упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, развитие коммуникативных навыков

II этап – «Зачем нужны биографии?»

Цель: способствует дальнейшему развитию представлений о человеке как ценности за счет наполнения когнитивного и эмоционального компонентов.

Занятие 9

Биография учителя. (приобщили  к 8 марта)

Цель: познакомить учащихся с биографией учителя; вызвать уважение к учительскому труду

Занятие 10

Поделка к 8 марта

Цель: прививать желание сделать приятное близкому человеку, развивать творческие способности.

Занятие 11

Беседа ко дню космонавтики + составление стенгазеты

Цель: Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей; расширению кругозора учащихся; развить чувство солидарности и умения сотрудничества.

Занятие 12, 13

Составление генеалогического дерева + просмотр фильм (два занятия)

Цель: изучение истории своего рода, воспитание ценностного отношения к семье.

Занятие 14,15

Составление портфолио «Моя семья»

Цель: воспитание ценностного отношения к семье, осознание значимости каждого человека в семье, его ценности.

III этап - «Как я живу рядом с другими?»

Цель:  подвести итог всей проделанной работе и обобщить результаты.

Занятие 16

Проект (у каждого индивидуальное название)

Цель: развитие поведенческого компонента ценностного отношения к человеку, развитие навыков саморазвития

 

Одно из заявленных нами психолого-педагогических условий – использование биографии. Биографии людей выступили примером для младших школьников. Пример, как хорошо известно педагогам, один из основных методов воспитания личности. В  качестве примера для школьников могут выступать и выступают  поступки реальной жизни  (проявленные ценностные отношения) самых разных лиц, родителей, родственников, друзей. учителей, одноклассников, любимых киногероев, спортсменов, актеров, бизнесменов и др. Кроме того, как установлено в педагогике, примером может служить и собственное продвижение, успехи человека. Наряду с реальными личностями в качестве примеров могут выступать (и часто выступают) вымышленные персонажи (герои литературных произведений, киногерои и др,).

Описание результатов преобразующего эксперимента  

Для определения уровня проявления отношения младших школьников к человеку как ценности нами было проведено несколько методик, похожих на методики констатирующего эксперимента:

  • Методика «Кто я?»
  • Методика определения отношения к жизненным ценностям
  • Методика «Неоконченное предложение»
  • Методика «Три желанья»
  • Беседа

ВЫВОДЫ:

1.Психолого-педагогическими условиями успешной организации процесса воспитания отношения к человеку как ценности явились:

  • построение его содержания в соответствии с составляющими образа человека (члены моей семьи, учителя, друзья, знакомые, незнакомые, я сам)
  • учет структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к человеку;
  • направленность на поддержку и обогащение социального опыта детей;
  • целенаправленное развитие процесса самопознания и самооценки у младших школьников;
  •  использование биографий как одного из средств воспитания.

2. Воспитательная работа представляет собой такую совокупность форм  работы, которая позволяет учащимся осознавать, обогащать и проявлять ценностное отношение к человеку.

3. Вторая гипотеза подтвердилась, об этом свидетельствуют результаты, полученные на контрольном срезе. Можно отметить, что произошли изменения, в положительную сторону, возросло количество детей с высоким уровнем, и сократилось с низким.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение состояния проблемы воспитания ценностного отношения к человеку у младших школьников доказало актуальность исследования и необходимость целенаправленной работы в этом направлении.

Ценностное отношение выступает как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Признаками изменения уровня проявления ценностного отношения к человеку будет являться повышение точности и обобщенности знаний ребенка о человеке, наполненность образа человека, рост устойчивости и яркости положительных эмоций по отношению к человеку, способность доказать собственную точку зрения, ее устойчивость, соответствие знаний и эмоций поведенческой реакции ценностного отношения к человеку. Вторая гипотеза подтвердилась.  Мы увидели рост в показателях учащихся. Если данную воспитательную работу проводить в более четкой системе, а так же начиная с первого класса, то показатели школьников будут наиболее высокими.

Выполненное нами исследование не исчерпывает всего содержания поставленной проблемы, поэтому можно отметить перспективы исследования: изучение педагогических условий воспитания ценностного отношения к человеку у учащихся 1 и 4 классов, изучение особенностей образа человека у мальчиков и девочек, так же возможно так же изучение других ценностных отношений и описание взаимосвязей с ценностью человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.:Амонашвили,1996. – 494с
  2. Артеменок Е. Н. Методика изучения воспитанности школьника.  – Минск: Красико-Принт, 2008.-128с
  3. Асмолов А. Г, Бурменская Г. В и др. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Изд-во Просвещение, 2010-31с
  4. Бабанский  Ю. К. Педагогика. М.,Просвещение, 1983
  5. Бабурова И. В. Изучение и воспитание ценностных отношений школьников: монография / И. В. Бабурова; под ред. А. С. Роботовой. – СмолГУ, 2008. – 320с.
  6. Бабурова И. В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога / Серия «Педагогические и психологические науки». Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. - 2007. – Вып. 4. –  С. 34
  7. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. - 1996. - №5.  – С.3-9
  8. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина и человека культуры и нравственности: Основные  положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. - Ростов-на-Дону:РГПУ,1995. – 32с.
  9. Голованова Н. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России,1998. - 640с.
  10. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – С-Пб., 1997.
  11. Григорьева-Голубева В.А. Проблема становления гуманистических ценностей в современном образовании, С-Пб: Изд-во СПГУ,2002.-276с.
  12. Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Изд-во Просвещение, 2010- 24с.
  13. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие к спецкурсу/Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена.-Л.,ЛГПИ., 1989.-83с.
  14. Караковский В.А.  Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса./Науч.-метод.об-ние «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа». – М.: Б.и.,1993 – 80с.
  15. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография).- Оренбург: Б.И., 1996.- 188с.
  16. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учеб. для студентов образ. учрежд. сред. проф. образ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 352с.
  17. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод. Пособие для учителя/ В. И.Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 254с.
  18. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. Учеб.пособие для студ.пед.уч-щ и колледжей, М., Изд-во Владос, 2006- 238с
  19. Матвеева Л.А.  Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.,ЛГПИ им. А.И. Герцена,1989.- 67с.
  20. Моя родословная: Пособие для начальной школы./ Авт.-сост. В.С. Василевская. - М.: Вита-Пресс, 2001. – 48с.
  21. Новикова В. И. Развитие у младших школьников интереса к человеку как к высшей ценности // Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях – Ростов н/Д. 2000 – С. 31-38
  22. Осипов В..Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г., 1998
  23. Петровский А.В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990.- 110с.
  24. Пидкасистый П. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России,1998. - 640с.
  25. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1996. - 432с.
  26. Рамацевич Е. С.  Педагогика. Большая современная энциклопедия/  – Ми.: «Современное слово», 2005 – 659с
  27. Савинова Л. Ю. К проблеме воспитания у младших школьников ценностного отношения к человеку/ Статья находится в печати
  28. Сластенин В. А, Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.-192с
  29. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  30. Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания. //Классный руководитель. 2001. № 3 с.
  31. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  32. Щуркова Н. Е. Ценностные отношения. // Воспитание школьников.1999-№3с.
  33. http://dibase.ru/article/10082009_baburovaiv/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание у младших школьников отношения к человеку как ценности.

Слайд 2

Уровни интегрального показателя отношения младших школьников к человеку как ценности Экспериментальный класс Контрольный класс

Слайд 3

Проект проводился в три этапа в соответствии с выдвинутыми психолого-педагогическими условиями: I этап - познание самого себя; II этап - изучение биографий; III этап – осознание и проявление ценности человека в отношениях с окружающими людьми. Цель проекта- с оздать условия для более эффективного воспитания у младших школьников отношения к человеку как ценности.

Слайд 4

Уровень Контрольный срез Констатирующий срез Высокий 35% (7чел.) 25%(5чел.) Средний 40% (8чел.) 40%(8чел.) Низкий 25%(5чел.) 35%(7чел.) Количественная характеристика уровней отношения младших школьников к человеку как ценности в экспериментальном классе

Слайд 5

Количественная характеристика уровней отношения младших школьников к человеку как ценности. Контрольный класс Уровень Контрольный срез Констати- рующий срез Высокий 20%(4чел.) 15% (3чел.) Средний 50%(10чел) 50%(10чел) Низкий 30%(6чел) 35%(7чел.) Экспериментальный класс Уровень Контрольный срез Констати- рующий срез Высокий 35%(7чел.) 25%(5чел.) Средний 40%(8чел.) 40%(8чел.) Низкий 25%(5чел.) 35%(7чел.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов

Статья на тему "Проблема развития представления младших школьников в исследованиях педагогов и психологов"...

Языковая компетентность как условие развития коммуникативности младшего школьника

Формирование языковой и коммуникативной компетентности учащихся начальной школы с помощью фразеологии....

Информатизация учебного процесса как условие развития личности младшего школьника

В статье рассказывается о необходимости изучения информатики в начальной школе...

Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников

Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...