Проект "Я познаю мир"
проект (4 класс) на тему

Антоненко Лилия Владимировна

Проект учащихся 4-го класса по теме "Речь современного школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_ya_poznayu_mir.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс социально значимых проектов «Я познаю мир"

Номинация

«Русский язык и литературное чтение»

Название проекта

«Речь современного школьника»

Защита проекта.

«Выступление на учёном совете»

Авторы учащиеся 4 «Б» класса

МБОУ «СОШ №2 г. Калининска

Саратовской области»

Учитель: Антоненко Л. В.

Апрель 2012год.

Учитель: (слайд 1)  Данный проект нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки анализа. Развивает потребность совершенствовать и обогащать речь. Способствует развитию творческих навыков учащихся.

     Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

     Не секрет, что уровень речевой культуры современных школьников стремительно падает.

     Для работы над проектом мы поставили такие цели: (слайд 2)

  1. Обратить внимание детей на свою речь.
  2. Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися.
  3. Формировать умения и навыки для установления правильных контактов.
  4. Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
  5. Воспитывать дружелюбие  и внимание к окружающим.  

 Из них вытекают задачи: (слайд 3)                              

  1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.  
  2. Провести социологическое исследование (анкетирование и опрос) среди учеников своего класса. 
  3. Проанализировать результаты исследования и выводы разместить в диаграммах.  
  4. Сделать выводы по теме исследования.  
  5. Выполнить компьютерную презентацию.
  6. Провести защиту в форме выступления на «Учёном совете».

     Ведущий: Уважаемые коллеги,  сегодня «Учёный совет» посвящён животрепещущей теме: «Речь современного школьника». (слайд 4)

     В начале работы над проектом мы выдвинули гипотезу:

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

      Речь современного школьника наполнена жаргонными, бранными, иноязычными словами. Литературный же язык все больше теряет свою привлекательность. В чем видят причины этого явления сами школьники? Нужно ли с этим бороться? И как это делать? На эти вопросы мы отвечали в рамках нашего проекта.

     В ходе работы над этой темой перед нами возник ряд вопросов. (слайд5)

  •  Что такое речевой этикет?
  • Что засоряет нашу речь?
  • Отвечает ли речь  школьников нормам литературного языка?
  • В чем причины нарушения речевых норм и речевого этикета школьниками?

    Чтобы ответить на эти вопросы, мы разделились на три группы. И сейчас каждая группа представит на суд «Учёного совета» свою работу. (слайд 6)

                      ПЕРВАЯ ГРУППА – ИСТОРИКИ  (Гиперссылка, слайд10)

       1 ученик:    Чтобы ответить на вопрос: Что такое речевой этикет? Мы посетили библиотеку, работали с толковыми и энциклопедическими словарями, использовали интернет ресурсы и вот что узнали.

      А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи.  Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, остаётся с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере.   Очень важным является поведение человека в общении с людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.  

     Чтобы понять эти правила, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет.

    Этикет - французское слово. Так называли  товарную бирку, ярлык (сейчас этикетка). Позже это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер».Значит, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. (слайд 11)

Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха сказано: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».  

    Определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора - это формы речевого этикета

      2 ученик: (слайд 12)   Любая  беседа, как правило, начинается с приветствия.

Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!

     Существуют и другие формы приветствия собеседника. Мы перечислили их в таблице.  (слайд13)

     3 ученик:  (слайд 14)    Известно, что формы прощания произносят при окончании беседы. Эта форма и означает, что разговор окончен. Много ли прощаний в русском языке? Посмотрите таблицу.

     Получается, формы прощания в русском языке разнообразны. Само по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы прощания.  Но самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи.

      4 ученик:  (слайд 15)   В книге Чудаковой Н.В. «Этикет от А до Я для детей и взрослых»  мы прочитали, что  благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами.

«Благодарю»  –  от  русского  «благодарствую»,  т. е. « приношу благодарение».
В  древности,  когда  хотели  поблагодарить  человека  за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог»  превратилось в  короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело,
Говорить: «СПАСИБО!».

     5 ученик: (слайд 16)       Выражение  благодарности  вызывает  возвратную  речевую  реакцию на благодарность.

     В русском языке используются при этом следующие речевые формы:

 Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей;  Всегда к вашим услугам; Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье (в ответ на благодарность за угощение);

      Самое  распространённое  «Пожалуйста» образовано от  слова «жаловать». Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и  другое,   родственное,  слово – «пожаловать»,   то  есть   откликнуться   на   просьбу, жаловать   вниманием.
В слове «пожалуйста», и ответное внимание, и благодарность, и почтение, и уважительная просьба:

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

     1 ученик:       Но  нельзя  объять  необъятное, и  мы решили остановиться на самых распространенных в условиях школы формах речевого этикета: формах приветствия, прощания, благодарности.  

            ВТОРАЯ ГРУППА – СОЦИОЛОГИ   (Гиперссылка, слайд 6)

     6 ученик:  (слайд17)    Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы учащимся и как они соблюдаются, мы провели небольшое исследование. Прежде всего, мы обратились к ребятам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось среди учащихся нашего класса.  

Проанализировав все полученные по анкете данные, мы пришли к следующим результатам.   

     Это самые распространенные вежливые слова, существующие  в нашем общении.

Ответы на вопрос как часто вы произносите вежливые слова, мы разместили в диаграммах. Посмотрите. (слайд 18, 19, 20)

      Наряду с анкетированием в нашем классе был проведён соцопрос.(слайд 21)

 В  ходе  которого ребята отвечали  на  такие  вопросы:

  • Какой должна быть речь культурного человека?
  • Какие ошибки встречаются в твоей речи?
  • Употребляешь ли ты бранные слова?
  • Почему в нашей речи встречаются ошибки?
  • В чем причины нарушения речевых норм и речевого этикета школьниками?
  • Нужно ли с этим бороться? И как это делать?

     7 ученик:       Анализируя   полученные  данные,   мы   узнали   причины   нарушения речевых  норм и речевого этикета школьниками. Вот они: (слайд 22)

  • Многие люди перестали следовать правилам речевого этикета.
  • Большинство не знает о существовании речевого этикета.
  • Люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах.
  • У многих вообще отсутствует культура речи.
  • Русский язык в последние годы засоряется сленговыми  и бранными словами.
  • Потому, что человек без ошибок не живет.
  • Потому, что неграмотные.
  • Из-за неглубокого знания русского языка.
  • Не знаем, как говорить.
  • Люди не образованы, не хотят учиться.
  • Не умеем разговаривать.
  • Неправильно употребляем слова.
  • Плохое знание культурной речи.

     А на вопрос нужно ли с этим бороться?  И как это делать? Ответили так: (слайд 23)

  • Нужно читать много книг.
  • Читать не только художественную литературу, но и научную.
  • Пользоваться разными словарями.
  • Надо спрашивать у взрослых.
  • Выучить правила речевого этикета.
  • Не употреблять плохие слова.

     

             ТРЕТЬЯ  ГРУППА  -  ПРАКТИКИ (Гиперссылка, слайд 6)

в  неё  вошли  остальные учащиеся  нашего  класса.

     8 ученик: На уроках русского языка мы работали с пословицами, самые распространенные вот. (слайд24)

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Язык до Киева доведет.
  • Без языка и колокол нем.
  • Где слова привета, там улыбка для ответа.
  • Говорить, не думая, - что стрелять, не целясь.
  • Ласковое слово рубля дороже.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.

      Так же мы сочинили стихи и сказки о вежливости. (слайд 25, 26, 27, 28)

(Гиперссылка, слайд 6)

Ведущий:    (слайд 7)

                    Исходя из вышеизложенного  мы предлагаем следующие

правила для говорящего:

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям.
  • Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
  • Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  • Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
  • В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
  • Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  • Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

8 ученик:         Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Ведущий:                    ВЫВОД

     Таким образом, наша гипотеза о том, что  речь является  одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, подтвердилась.

        Хорошо  развитая  речь  служит  одним  из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе.  Речь – способ  познания  действительности.  Дети  с  хорошо  развитой   речью всегда  успешнее  учатся  по  разным  предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Доклад Тема : "Моделируя познаем окружающий мир"

Моедлирование как метод обучения на уроках природоведения и ознакомления с  окружающим миром в начальной школе обозначилось сравнительно давно. Впервые  в качестве из ведущих выделил его в п...

Проект "Познаем себя"

Изучение родословной семьи. Исследование семейных корней помогают развивать у детей интерес к истории своих предков, повышает культурный и духовный уровни....

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Проект урока "Как человек познает мир", 1 класс, окружающий мир

Урок для 1 класса по предмету оклужающий мир в рамках ФГОС, школа 2100....

Проект " Познаю мир"

Целью долгосрочного проекта является - это раскрыть единение человека и всего окружающего мира, взаимосвязь  всех Царств природы....