Педагогический проект« Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС»
проект по теме

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям. В данной работе будут рассмотрены вопросы о необходимости взаимодействия родителей со школой, об этапах работы с родителями, о правилах и формах общения с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.37 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_raboty_khodinoy_m.v.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Структура проекта

1.Краткая аннотация проекта

2.Актуальность

3.Цель и задачи проекта

4.Основное содержание проекта

5.Принципы, лежащие в основе педагогического проекта

6.Основные формы и методы реализации проекта

7.Этапы работы над проектом

8.Ресурсы

I. Кадровые:

II. Материально-технические

     III. Нормативно-правовые

9.Партнеры педагогического проекта

10.Целевая аудитория

11.План реализации проекта

12.Средства диагностики результатов

13.Ожидаемые результаты

14.Социальный эффект

15.Перспективы дальнейшего развития проекта

     16.Литература и ресурсы Интернета

Краткая аннотация проекта

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которая  увлекает сразу троих
– ребенка, учителя, родителя. –
Если их нет, значит  это не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.      Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям. В данной работе будут рассмотрены вопросы о необходимости взаимодействия родителей со школой, об этапах работы с родителями, о правилах и формах общения с ними.

Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Актуальность  этой темы в том, что школе необходимо уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, развитию творческой и свободной личности ребенка.                                                                                    

Цель: создание эффективных  условий по взаимодействию семьи и школы

Задачи:

-вовлечь родителей в образовательный процесс;

 -организовать  сотрудничество “ученик-родитель-учитель”;

 -использовать активные формы организации психолого-педагогического    просвещения родителей;.

 Критерии  эффективности                                                                                                                                                                                           

В  начальной  школе - сформированность  положительного     отношения   к  школе, престижность  ее  восприятия, уважительное  отношение  к  педагогическому   коллективу.

Предполагаемый  результат

-повышение  психолого-педагогической   культуры  родителей.

-раскрытие  личностного  потенциала  учащихся   в  воспитательной  системе  школы.

Реализация проекта предполагает:

-совместную деятельность учителя и детей;

-  взаимодействия учителя с родителями;

-  взаимодействиеучителя с детьми;

-  взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители

Основное содержание проекта

  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
  • Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
  • Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".

Основные функции взаимодействия школы и семьи

-        Информационная;

-        Воспитательно-развивающая;

-        Формирующая;

-        Охранно-оздоровительная;

-        Контролирующая;

-        Бытовая.

Основные формы и методы реализации проекта

 Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Этапы работы над проектом:

Этапы работы

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся и родителей

Подготовительный этап

Август

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);

анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

 2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

 5. Составление перспективного плана реализации проекта.

 

Участие в анкетировании.

Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.

Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.

Основной этап

 

1. Тематические консультации для родителей:

Трудности адаптации первоклассников в школе.

2. Родительские чтения:

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):

Какие вы родители? (Ноябрь.)

Детей воспитывают родители, а родителей... (Октябрь.)

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. (Декабрь.)

Во что играют наши дети? (Февраль.)

 

 

участие

 

Вечера в рамках классного проекта «Добро пожаловать» 

Подготовка к встрече гостей

 

Тренинг:

Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей). (Апрель.)

участие

Заключительный этап

Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.

Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.

Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.

 Предварительное планирование совместной работы на будущий год (май)

На каждом этапе заполнение Книги Добрых слов

 

 

Участие в повторном анкетировании

Подготовка домашних заданий:

 1) составление генеалогического древа;

 2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;

3)индивидуальный проект «Фотография 9 на 12»

 

   Таким образом, реализация данного проекта должна помочь  добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Кадровое обеспечение:
  • Материально-техническое обеспечение: 

-  библиотека;

-    презентации

  • Методическое обеспечение:

-          демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-           тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

-          конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

-          сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

-          детская художественная литература;

-          детская познавательная литература.

  • Технические средства обучения:

- Музыкальный центр – SAMSUNG;

- Телевизор –  THOMSON;

- Компьютер – LG;

- Принтер – LaserJet 3015;

- Процессор - SKAT, Pentyum(R) Dual-Core;

-  Монитор – LG;

- Мультимедийная установка. 

Партнеры педагогического проекта: ЦРО, СИПКРО, Департамент образования, инспектор КДН,ПДН

 Целевая аудитория: психолог, логопед, учитель, воспитатель, библиотекарь, социальный работник, учащиеся, родители

План мероприятий по реализации проекта.

 

Действия

Ответственные

Модуль «Диагностика семей»

1

Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе.

Зам.директора по УВР, учитель 1 класса

2.

Составление социального паспорта школы

Социальный педагог

3.

Посещение семей

Классные руководители

Воспитатели

Социальный педагог

4.

Проведение диагностики «Моя семья»

Классные руководители

Модуль «Сотрудничество »

1.

День открытых дверей для родителей

Зам.директора по ВР,

классные руководители,

воспитатели,

учителя-предметники

2.

Спортивные соревнования, игры, эстафеты

3.

Организация кружков и спортивных секций по интересам  силами родителей

4.

Совместные КТД, праздники, конкурсы, викторины, встречи с ветеранами войны и труда

5.

Оформление классных летописей и фотоальбомов с участием родителей

6.

Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций

7.

Собрание родителей будущих первоклассников

Учитель 1 класса

учителя-предметники

Зам.директора по ВР

Социальный педагог

Классные руководители

8.

Открытые уроки для родителей

9.

Тематические собрания для родителей с привлечением специалистов

10.

Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников

11.

Индивидуальная работа с родителями

12.

Общешкольные и классные родительские собрания

13.

Родительский всеобуч

14.

Работа информационного стенда  «Информация для родителей»

Руководство школы

15.

Ознакомление родителей с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы

Руководство школы

Модуль «Зона особого внимания»

1.

Работа классных руководителей:

Регулярное посещение проблемных семей

Индивидуальные беседы с родителями

Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников

Составление индивидуальных программ воспитания

Ведение ежедневного пропуска занятий учащихся, способных пропускать уроки без уважительной причины

Совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН:

 

Руководство школы, классные руководители, инспектор КДН, ПДН

2.

Привлечение психолога:

Психодиагностика уровня развития детей

Консультации для родителей

Педагог-психолог,

классные руководители

3.

Работа руководства школы:

Индивидуальные беседы и консультации

Контроль за работой классных руководителей

Тематические совещания при директоре

Индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся

Изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях

Уточнение списков проблемных семей каждую четверть

 Руководство школы

Модуль «К вершинам мастерства»

1.

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей

Руководство школы, классные руководители, библиотекарь

2.

Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя по работе с семьей

3.

Создание информационного центра в библиотеке «Основы воспитания в семье»

4.

Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей

5.

Обобщение опыта работы педагогов  с  семьёй

семьей

Средства диагностики результата:

Анкетирование родителей

В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью.Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.

Анкета для родителей

"Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1. Нравится ли вам наша школа?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

  • Доброжелательные
  • Равнодушные
  • Неприязненные
  • Конфликтные

4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? __________________________________

6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

  • Регулярно
  • Иногда
  • Нет

Если не посещаете, то почему?__________________________________-_

7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________

9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ___________________________________

10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? __________________________________

11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? __________________________________

12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? __________________________________

.

Ожидаемые результаты :

-       разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию учащихся

-      разработан перспективный план работы с детьми;

-       оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее задание « Как учить детей размышлять «

-       обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

   2. Информационно-практические продукты

-          Созданы  презентации по темам классных собраний, видеофильмы:

  3. Повышение рейтинга Центра развития в социуме

-  Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте школы

-  Творческий отчет о внедрении проекта «Папа, мама, я – читающая семья»;

-  Публикация опыта работы в ежемесячном научно-методическом журнале  «Дошкольное воспитание»

  Социальный эффект:

  • Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.
  • Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)
  • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей
  • Наметились положительные стили воспитания

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве  школы и семьи, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

Перспектива

На основе педагогического проекта «Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС» разработать   по приобщению ребенка младшего возраста  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».

Литература

  1. Алаева М.А. Настольная книга современного классного руководителя. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. - 352с.
  2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2006. -267 с.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, М:   ВАКО, 2005.  - 270с.
  4. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2007. -323с.
  5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2005. -290с.
  6. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2007. -214с.
  7. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград: Учитель, 2007.-308с.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособ. М.,2007.- 380с.
  9. Селевко Г.К. Воспитательные технологии, М, НИИ школьных технологий, 2005.- 249с.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2006. -310с.

11.Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Праздник как средство эффективного взаимодействия семьи и школы для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся

Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Десятые Чередовские чтения»....

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.

собрание проводится с родителями будущих  первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....

Родительское собрание по теме: «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе»

Родитель и учитель связаны, то есть должны   взаимодействовать. Что мы должны предпринимать, чтобы помочь друг другу в обучении и воспитании детей?  Чтобы легче ответить на вопрос, пред...

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы

Общие принципы  и темы проведения родительских собраний в начальной школе....