Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.
статья на тему

 

Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222222222.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Этико-правовое воспитание в группе продленного дня.

Воспитатель ГПД, Соловьева Лидия Романовна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 485 с углубленным изучением французского языка Московского района Санкт-Петербурга.

        Цель правового воспитания - заложить основы правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям.

        Средством реализации является система правового воспитания с 1-го класса по 11 класс.

"Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения  в интересах человека, общества, государства". Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и нормы поведения, убеждений, привычек, потребностей  личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование.

Правовое воспитание предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее знания о праве, правопорядке и его охране. Необходимо сформировать у детей первоначальные знания об окружающем мире, стране, в которой они живут.

Но в младшем возрасте могут встречаться трудности в обучении. Трудность восприятия юридических терминов, необходимо "переводить" на их язык понятный действиям.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника должны создаваться условия для формирования следующих свойств личности:

1. Чувство собственного достоинства: уважение к себе, требовательность к себе, отрицательное отношение к унижению и оскорбительному обращению, протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь.

2. Человечность: способность к сопереживанию, сочувствию; доброжелательность, отзывчивость, уважение к людям, готовность прийти на помощь, стремление заботиться о других людях, миролюбие,  неприятие агрессивности, неприятие жестокости, незлобивость, умение прощать обиду, способность к благодарности за доброе отношение к себе.

3. Коммуникативность: умение вступить в контакт с другими людьми, стремление и готовность к взаимопониманию, миролюбие, умение работать сообща по единой заданной цели, мобильность, общительность, дружелюбие.

4. Честность: правдивость, искренность, совестливость, способность к самоуважению, чувство справедливости, добросовестность, готовность к сопротивлению обману, лжи.

5. Целеустремленность: умение ставить достижимые цели, планировать действия, различать в задачах главное и второстепенное, проявлять устойчивость в намерениях, критически воспринимать пустые замечания, пустые задания, отрицательное отношение к безделью.

6. Трудолюбие: работоспособность, умение обслуживать себя, уважение к людям труда, к результатам труда, исполнительность.

7. Самодеятельность  и самостоятельность: склонность к поиску решения жизненных задач, осмысленный выбор примера для подражания, самостоятельность действий в знакомой обстановке, знакомой игре, чуткая реакция на помощь и подсказку, сопротивление ненужной опеке.

8. Жизнестойкость: уверенность в себе, самообладание при промахе, ошибке; умение  "не падать духом"  при неудачах, умение радоваться жизни, вера в добро и справедливость.

Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом.

В связи с этим может возникнуть вопрос: а надо ли вообще изучать со школьниками младших классов правовые нормы? Может достаточно целенаправленного нравственного воспитания? Известно, что такая точка зрения существует, но согласиться с ней нельзя.  При всякой тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой и их знание и усвоение оказывают дополнительное воздействие.

Человек, усвоивший правовые нормы действует более четко, уверенно, результативно.

Особенно важно тогда, когда нравственные позиции ребенка не сформированы, расплывчаты, а подчас искажены под влиянием сверстников и особенно ребят старшего возраста.

Например, подросток, у которого сформировано уважение к интересам других людей, не будет громким криком и музыкой во дворе нарушать покой людей в любое время суток. Но если такое уважение не сформировано? В этом случае знание о запрете шуметь после 23 часов  и по возможности привлечь к ответственности его родителей по жалобе соседей может повлиять на поведение ребенка и заставить соблюдать тишину хотя бы с 23 часов. Знание и обязанности родителей возместить полную стоимость испорченного ребенком имущества ( будь это куртка, исписанная парта или расписанный лифт) может притормозить у ребенка стремление к порче и разрушению.

Конечно, влияние на человека тем существеннее, чем чаще он убеждается в реальности наказания за правонарушения в его неотвратимости.

К сожалению, сегодня учащиеся часто убеждаются в обратном, что значительно снижает результативность правового образования.

Тем важнее подбирать для учащихся реальные убедительные факты о применении наказаний в случае правонарушений.

Обеспечивая единство этических и правовых знаний, получаемых младшими школьниками , целесообразно обратить внимание на обучение их правилам вежливости, определяющим манеру поведения. Их условие позволит придать поведению учащихся наиболее приемлемые и  понятные окружающие формы.

Итак, в начальной школе правовое воспитание не носит самостоятельного характера, оно органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его результаты более эффективными.  Однако не следует недооценивать место  и значение правового образования в начальной школе, т.к. на этой ступени создается база для осуществления на последующих этапах обучения и воспитания более системной, глубокой и разносторонней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"

Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей....

Гражданско-патриотическое воспитание в группе продленного дня.

Краткое описание работы воспитателя гражданско-патриотической направленности....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Статья воспитателя группы продленного дня...

Методика проведения диагностики по патриотичному воспитанию в группе продленного дня.

Методика проведения диагностики  по патриотичному воспитанию в группе продленного дня опробирована на примере обучающихся 1-2 классов....

Экологическое воспитание в группе продленного дня

Экология - популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, наприме...

«Воспитание бесконфликтного общения детей в группе продленного дня как одно из составляющих духовно – нравственного воспитания»

    Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. В своей работе, воспитателем группы продлённого дня,  все чаще сталкиваюсь с проблемой: дети, ос...

Статья: " Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы,...