классный час "Откуда хлеб пришел?"
классный час (2 класс) по теме

Камышанская Елена Михайловна

 

Откуда хлеб пришел

Цели:

1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

3.     Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

4.     Привитие детям бережного отношения к хлебу.

5.     Формирование нравственной культуры миропонимания.

7.     Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.

8.     Активизация и обогащение словаря.

9.     Повторение пословиц о хлебе, стихов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkuda_hleb_prishel.zip15.87 КБ
Package icon khleb-1.zip618.77 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда хлеб пришел

Цели:

1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.

2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

3.     Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

4.     Привитие детям бережного отношения к хлебу.

5.     Формирование нравственной культуры миропонимания.

7.     Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.

8.     Активизация и обогащение словаря.

9.     Повторение пословиц о хлебе, стихов

Ход занятия.

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки (отгадка спрятана под салфеткой)

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелым (Хлеб)

Дети: Это хлеб.

Учитель: Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он – самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.

О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб – всему голова», а еще какие вы знаете?

Дети: «Хлеб – начало всех начал»

«Много снега – много хлеба»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

- Итак, слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб».

- С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.

А также хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.

Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди  долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.

Учитель: Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Ребята, а откуда пришел хлеб?

Дети: С поля.

Учитель: Правильно, с поля. Много людей выращивают хлеб. Сначала в поле сеют зерно. Ребята, а когда начинают сев на полях?

Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют … трактористы. Трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

- Ребята, а можно бросать в такую землю зерно?

- Конечно, нет!

- Нужно сначала разрыхлить или взбороновать.

Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за  собой борону, она рыхлит землю.

А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом?

- Это механизатор.

- Дальше нужно бросить в землю семена.

Раньше сеяли вручную.

- Сейчас зерно сеют машины. Их называют … сеялки. (Даю возможность ответить самим детям)

За ростом и развитием ростков наблюдает агроном, человек, знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь от болезней колоски и от вредителей.

Если требуется уничтожить вредителей полей, агроном просит помочь в этом летчиков. Самолет над полем разбрызгивает спец. состав лекарственный для растений.

Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются – комбайны. Люди, работающие на этих машинах, называются комбайнеры.

Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. Рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

Зерно везут на элеваторы или на мельницу.

Там из зерна делают муку. Работают там люди по профессии мукомолы или мельники.  

Дети подходят к дид. столику и рассматривают муку и манку.

 Ребята, манку оказывается тоже делают из пшеницы. Специальные машины снимают с зернышек оболочки – лузгают их, как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка.

Далее муку отвозят на хлебозавод или пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Далее в магазин. Покупайте и кушайте!

Учитель: Ребята, а вы хотите поработать пекарями?

Давайте становитесь пекарями, будем печь оладушки.

Ой, ладошки-ладушки

Мы печем оладушки

Замешиваем тесто

А тесту в миске тесно

Тесто выпало на стол

Тесто шлепнулось на пол

Тесто убежало

Начинай сначала.

Молодцы! Присаживайтесь! А сейчас давайте немного отдохнем. Послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол.

Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

 Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

 И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

 "Ты кто такой?" - спросили дети, забыв на время про футбол.

 -"Я - пекарь!" - человек ответил и с булкой медленно ушёл.

 Даже не верится нам с тобою, что кто - то сорит чудом земли.

 Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.

Понравилось стихотворение?

Дети: Да.

Учитель: Ребята, чему учит это стихотворение?

Дети: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

Далее детям предлагается отгадать загадки:

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

***

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижёт пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.

***

Был я сыпучим,

Потом – тягучим,

В огонь попал –

Мягким стал.

***

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье!

***

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?  

***

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.  

Знаешь ли ты?

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт.

С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Жители города получали 125 г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.

Ребята, этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное это древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби.

В России существует единственный государственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.

 (стук в дверь, появляется петушок)

Петушок: Здравствуйте, ребята!

Учитель: Здравствуй, петушок! Почему ты такой грустный?

Петушок: Я потерял колосок.

Учитель: Что же делать?!

Ребята, а давайте поможем петушку: нарисуем целое поле колосков.

(рисование колоска детьми за столами; вывешивание работ на доску)

Учитель: Вот видишь, петушок, мы с ребятами нарисовали целое поле колосков. Дети очень старались.

Петушок: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

Рефлексия:

Ребята, продолжите фразу: Я сегодня узнал, что…

Благодарю за внимание.

Хлеб –

начало всех начал.

Много снега –

много хлеба.

Не велик кусок пирога,

а стоит много труда.



Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"

Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц  по теме...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

Классный час "Хлеб - всему голова"

На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...