Формы внеклассной работы с младшими школьниками
материал по теме

Шатько Татьяна Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vneklassnoy_raboty_s_mladshimi_shkolnikami.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога, существуют временные формы внеклассной работы, которые создаются, по инициативе самого классного руководителя. Такими формами являются игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т.д.

Из главных форм внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется классным руко водителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).

Классный час - это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час имеет различные функции.

Во-первых, это просветительская функция. Ее назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста и для миропонимания.

Ориентирующая функция классного часа в большей степени относится к обсуждению нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста.

Направляющая функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировозренческих проблем.

Формирующая функция направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:

- определить тему классного часа и сформулировать его

- конкретные цели;

- подготовить соответствующее оборудование классного

- часа: музыкальное сопровождение и т.д.,

- составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость,

- распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся,

- пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

Для того, чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:

1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к мнениям.

2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но в его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

  1. Необходимо учитывать психологические особенности уча щихся при построении содержания классного часа. В со держании классного часа должна быть динамика видов дея тельности, вопросов, информации.
  2. Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
  3. В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть классного часа. Классный час должен со держать в себе рефлексивную часть. Это момент когда ребе нок сможет оценить и сам классный час, и время, потрачен ное на него, и свое отношение к данному классному часу. Ни для кого, ни секрет, что еще в XXI веке можно увидеть класс ные часы, на которые ученики, как младшие школьники, так и старшие идут с большой неохотой. Такие классные часы - это монологи одного актера, минуты поучения и назидания. Такой классный час не учитывает ни интересе учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час - это праздник, это - радость, это - удовольствие, которое может получить и взрослый, и ребенок.

Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна конкретная совместная дея тельность классного руководителя и учащихся.

Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводится 1 - 2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском, коллекти ве, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, само стоятельности и ответственности. Результатом классного часа яв ляются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание может быть посвящено:

  1. выбору актива класса,
  2. распределению поручений в классе,
  3. обсуждению результативности деятельности учащихся.
  4. обсуждению итогов внеклассных мероприятий.

Классное собрание может быть и очередным и заострённым. Это может быть связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т.д.) Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит собранности (ответственности за себя перед другими, перед самим собой, учит понимать значение коллектива в жизни человека.

Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:

- как представитель учебного заведения, наделенный опреде ленными официальными полномочиями,

- как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несет за них ответственность.

Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает изменения. Это происходит в том случае, если классный руководитель понимает роль классного собрания в становлении и развитии детского коллектива.

В начальной школе классный руководитель учит ребят умению участвовать в классном собрании: умению говорить логично и четко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать на их принятие, подчиняться воле большинства, умению доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.

В начальной школе целью классного собрания является не сколько решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний, и их значения в жизни учащихся класса.

Значение классных собраний состоит в том, чтобы развить коммуникативные возможности младших школьников: преодоле вшие неуверенности и застенчивости при подготовке публичного выступления, нежелания говорить вслух нелицеприятные вещи. В Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определенная музыка, определенные фразы по началу собрания и его окончанию и т.д.).

Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и содержание разговора.

Примерная тематика собраний в начальной школе.

1-й класс.

  1. Права и обязанности школьника.

2. Что такое поручение?

3. Как надо вести себя в библиотеке?

4. Как вести себя в столовой?

2-й класс.

1. Школьный дневник. Как с ним работать?

2. Режим дня школьника.

3. Наш класс на перемене.

. Как мы выполняем свои поручения?

3-й класс.

1. Домашние задания и как мы к ним относимся.

2. Традиции класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...

Тезисы статьи "Урок антистрессовой пластической гимнастики - одна из форм оздоровительной работы с младшими школьниками"

        На современном этапе развития российского образования актуальность проблемы сохранения и развития здоровья школьников не вызывает сомнения. Культура здоровья являетс...

Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....

Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.

laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....