Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
рабочая программа (1 класс) на тему

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Тропинка к здоровью»

Направление «Спортивно-оздоровительное»

 1 класс

Составитель: Кутепова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №70

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Тропинка к здоровью»

Направление «Спортивно-оздоровительное»

 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                     «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,

                            то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень

                           здоровья вполне  возможно».

                                                                                                                                                                                     Н. М. Амосов

       Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

             

      Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё   начало  в начальных классах.        

      Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

               

      Педагогическая общественность все больше убеждается в том,   что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

               

     Так возникла необходимость создания    программы  «Тропинка к здоровью » для учащихся  младшего школьного возраста,  которая  будет  направлена на устранение  проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

     Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

     Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

  1. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
  2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  3. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание  здоровья как одной из главных ценностей жизни.
  2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  3. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Профилактика вредных привычек.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

Данная  программа строится на принципах:

- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Предполагаемый результат:

      Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

       - осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  1. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  2. осознание ответственности человека за общее благополучие;
  3. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  4. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  5. способность к самооценке;
  6. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  2. умение ставить и формулировать проблемы;
  3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  4. установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  1. использование речи для регуляции своего действия;
  2. адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  4. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  2. ставить вопросы;
  3. обращаться за помощью;
  4. формулировать свои затруднения;
  5. предлагать помощь и сотрудничество;
  6. слушать собеседника;
  7. договариваться и приходить к общему решению;
  8. формулировать собственное мнение и позицию;
  9. осуществлять взаимный контроль;
  10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особенности организации работы.

       Программа рассчитана для детей младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один  раз в неделю по одному часу (36 часов).

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориенти ро ван ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери менти рование и поисковую активность са мих детей, побуждая их к творческому от ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава тельный материал, со ответству ю щий возрастным особенностям детей в сочета нии с практически ми зада ниями (тре нинг, оздоровительные минутки, упражне ния для глаз, для осанки, дыха тельные уп ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

     Наряду с теоре тическим мате риалом ученикам предлагаются практи че ские ре комен дации, игры и уп ражнения, тренинги. Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения че ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во просы, свя занные с факто рами, укрепляющими и раз рушающими здоро вье, и т.д. В одной беседе может быть за тронуто одно или несколько на правлений.

     Оздоровительные минутки включают не только физические уп ражне ний, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в се бе»). Оздоро ви тельные паузы комбинируются, включая фи зические упражне ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За дача оздоро вительных пауз — дать знания, вы работать умения и навыки, необходимые каждому ре бёнку для ук репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус талости, обретения спокойствия и равнове сия и т.д.

     Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Участники программы:

- учащиеся;

- родители;

- педагоги, психолог, администрация;

- медицинский работник школы.

Формы проведения:

- беседы, лекции, тренинги

- конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские

- экскурсии, походы

Этапы реализации программы:

Этапы

Сроки

Содержание

Ответственные

Подготовительный

Май

Составление программы, утверждение плана работы

Классный руководитель

Основной

Сентябрь – май  

Реализация программы

Классный руководитель

Итоговый

Май    

Подведение итогов

Классный руководитель

      Календарно - тематическое планирование

 занятий кружка « Тропинка к здоровью»

п/п

Наименование

тем курса

Всего

 часов

Виды деятельности

Форма контроля

Дата

занятия

Теория 0,5 часа

Практика 0,5 час

1.

Что такое здоровье Знакомство с Доктором Здоровье

1

Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок

Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».

Фронтальный опрос

7.09

2.

 Дружи с водой

Советы доктора Воды 

1

Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».

Советы доктора Воды.

Оздоровительная минутка.

Игра «Доскажи словечко».

Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

14.09

3.

Дружи с водой

Друзья вода и мыло 

1

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.

Оздоровительная минутка.

Игра «Наоборот».

Творческая работа.

Конкурс на самое интересное, зани-

мательн. задание

21.09

4.

Уход за глазами

Глаза-главные помощники человека 

1

Беседа об органах зрения.

Правила бережного отношения к зрению.

Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок

Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».

Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Фронтальный опрос

28.09

5.

Уход за ушами

Чтобы уши слышали 

1

Беседа.

Правила сохранения слуха.

Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».

Конкурс на лучшее доказательство

5.10

6.

Уход за зубами.

Почему болят зубы 

1

Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова  « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка.

Игра «Угадай-ка!»  

Творческое рисование.

12.10

7.

Уход за зубами

Чтобы зубы были      здоровыми

 

1

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища Зачем человеку зубная щётка? Разучивание стихотворения.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Спрятанный сахар».

Практическая работа. Тест.

Тест

19.10

8.

Как сохранить улыбку красивой?

1

Встреча с доктором Здоровые Зубы. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Оздоровительная минутка. Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия.

Творческая работа. Памятка «Как сохранить зубы».

26.10

9.

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками Памятка  «Это полезно знать».

Оздоровительная минутка.

 Игра- соревнование «Кто больше?»

Практическая работа.

Памятка  «Это полезно знать».

2.11

10.

Забота о коже

Зачем человеку кожа 

1

Встреча с доктором Здоровая Кожа. Беседа. Правила ухода за кожей.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов.

Игра «Угадай-ка».

Фронтальный опрос

9.11

11.

Надёжная защита организма.

1

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя «Строение кожи».  

Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи».     Моделирование схемы. Тест. Практическая работа.    

Тест

16.11

12.

Забота о коже.

Если кожа повреждена 

1

Рассказ учителя о повреждениях кожи.

Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Работа по карточкам

23.11

13.

Как следует питаться

Питание-  необходимое условие для   жизни человека

1

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Разучивание пословиц и поговорок.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Фронтальный опрос

30.11

14.

Как следует питаться

Здоровая пища для всей семьи

1

 Беседа по стихотворению С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала»

Оздоровительная минутка.

 Золотые правила питания.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?».

Анализ ситуации

07.12

15.

Как сделать сон полезным?

Сон-лучшее лекарство

1

Стихотворение С. Михалкова « Не спать » Беседа по содержанию.

 Оздоровительная минутка

Игры «Можно - нельзя». «Хождение по камушкам».

Ответы на вопросы

14.12

16.

Настроение в школе

Как настроение?

1

Беседа. Встреча с доктором Любовь.

  Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов.

Тест

21.12

17.

Настроение после школы

Я пришёл  из школы

1

Беседа. Работа с пословицами.

Оздоровительная минутка.  Игра «Закончи рассказ».

Анализ ситуации

28.12

18. 19.

Поведение в школе

Я- ученик

2

 Рассказы М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Беседа по содержанию.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

Творческая работа «Придумай правила»

11.01

18.01

20.

Вредные привычки

1

Беседа «Это красивый человек».

Оздоровительная минутка «Деревце». Игра «Да - нет».

Познавательная игра

25.01

21.

Мышцы, кости и суставы

Скелет - наша опора

1

Рассказ учителя. Это интересно. Правила первой помощи.

Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование

Фронтальный опрос

01.02

22.

Мышцы, кости и суставы.

Осанка - стройная спина

1

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно!

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.

Конкурс на лучшее инсценирование

08.02

23.

Полезен ли спорт для здоровья

1

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»

Конкурс-рассказ «Спортивная история»

15.02

24.

Как закаляться.

Если хочешь быть здоров

1

Сказка о микробах. Правила закаливания.

Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!

Тест «Здоровый человек – это…»

22.02

25.

Как загрязнение окружающей среды        влияет на здоровье людей.

1

Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.

Экскурсия

Просмотр фильма

Мини выставка

29.02

26.

Как правильно  вести себя на воде. Правила безопасности на воде.

1

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.

Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой »

07.03

27.

Правда ли, что отдых и развлечения    необходимы для здоровья

1

Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»

Оздоровительная минутка.

Творческая работа.

Фронтальный опрос

14.03

28.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

1

Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.

Работа с пословицами..

Оздоровительная минутка.

Игра «Продолжи сказку»

Найди правильный ответ (карточки)

21.03

29.

Почему мы болеем

1

Рассказ учителя. Это интересно!

 Оздоровительная минутка.

Работа в группах.

 Фронтальный опрос

28.03

30.

Кто и как предохраняет нас от болезней

1

Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.

Оздоровительная минутка.

Коллективная работа.

Фронтальный опрос. Познавательная игра.

04.04

31.

Кто нас лечит

Сегодняшние заботы медицины

1

Беседа «Из чего получают лекарства»

Оздоровительная минутка.

Игра «Кто больше знает»

Работа по карточкам

11.04

32.

Народные игры.

1

Беседа по теме.

Разучивание народных игр

 Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»

Игра- конкурс

18.04

33.

Подвижные игры

Русская игра « Городки»

1

Беседа по теме.

Проведение спортивных соревнований «Веселая эстафета»

Игра-конкурс

25.04

34.

Солнце и витамины

1

Беседа «Человек и его здоровье»

 Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода»

Фронтальный опрос

02.09

35

Как помочь сохранить себе здоровье

Встреча с докторами Здоровья.  Повторение составляющих здорового образа жизни.

Игра «Хорошо - плохо». Памятка Здоровичков

Фронтальный опрос

16.05

36

Обобщающее занятие «Доктора здоровья». 

1

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»

Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья.

Игра - конкурс

23.05

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного»  распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Критерии оценки результатов.

Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  2. Завуч начальной школы. 2004 год, №1. Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся”
  3. Завуч начальной школы. 2001 год, № 4. Разина Н.А. Валеологическое образование в начальной школе.
  4. Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.
  5. В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.
  6. Зверев А.Т. Экологические игры.
  7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
  8. Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета Здоровье"

Рабочая программа по внеурочной деятельности,направленная на  формирование знаний умений и навыков здорового образа жизни, у детей младшего школьного возраста - "Планета здоровья"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья» 2-а класс...

Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.

Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растём здоровыми и сильными"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки здоровья". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"...