формирование универсальных действий нравстенно-этической направленности
методическая разработка (1 класс) по теме

 

В релизации  ФГОС нового поколения большое внимание уделяется духовно-нравственому воспитанию младших школьников. Формирование УУД нравственно-этической направленности проходило на занятиях кружка "Родничок" . Представлена методическая разработка занятия кружка "Как нужно вести себя дома? Что ты должен и на  что имеешь право?" 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Родничок» в 1 классе.

Как нужно вести себя дома? Что ты должен и на  что имеешь право?

Цели: формирование универсальных действий нравственно-этической ориентации.

Задачи: 1.познакомить с основными моральными нормами: взаимопомощь, ответственность.

               2. развивать доброжелательность, доверие и внимательное отношение к людям.

                3.формировать установку на безопасный образ жизни.            

                Оборудование: стенд «Домик «Правила поведения», наборы «Правила поведения в доме» по числу учащихся, конверты в виде домиков по числу учащихся, набор демонстрационных таблиц «Как нужно вести себя дома в случае опасности», наборы фломастеров.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

-Поговорим?

-О чем?

-О разном  и важном!

О доме о  твоем!

Какие правила есть в нем!

-Что-то знаешь ты!

А что-то мне известно! 

Как вам дома нужно  жить,

За порядком как следить,

Папе с мамой помогать.

Дом  уютный  создавать.

Поговорим?

-Поговорим!

-Нам будет интересно!

2. Основная часть.

(Рассматриваем домик. )

Жил –был  на свете красивый, уютный, гостеприимный  домик. Этот домик был правильным, потому что все его жители выполняли правила общего жития.   Этот домик с удовольствием делился своими знаниями правил с другими. Сегодня он у нас в гостях.

1 правило. Будь ответственным в выполнении своего дела.

Нам домик задает такую жизненную задачу:

«Мама, уходя на работу, приготовила обед для сына Андрея и  попросила помыть за собой посуду, потому что вечером придет  уставшей . Андрей покушал и сел смотреть мультфильмы. Посуду мыть не стал.  Вечером пришла мама с работы, увидела грязную посуду. Устало поправила волосы и, молча,   стала мыть посуду. Андрею стало грустно.  Он ушел в свою комнату.

  1. Почему Андрею стало грустно?
  2. Правильно ли поступил мальчик?
  3. Почему?
  4. Как бы ты поступил на месте Андрея?

-Старайся выполнять задание, о котором попросили родители, например ,  сегодня нужно помочь  в приготовлении салата, сервировке стола к приходу гостей.

-Определи с родителями твои  постоянные поручения: уборка пыли, поход в магазин за хлебом, расчистка дорожки от снега, уход за обувью. Стремись с каждым днем выполнять поручение без напоминания и более качественно.

Возьмите правило от волшебного домика, наложите полоску на свой домик.

2 правило. Стремись быть вежливым.

Следующее правило то домика. Игра «И я»

«Благодарю  за приготовленную еду «Спасибо, было очень вкусно»

-«Благодарю за новую игрушку, книгу, вещь»

-Произношу слова благодарности за оказанную услугу.

-Обращаюсь с просьбой, употребляя слово «пожалуйста», например , «Мама, пожалуйста, дай чистый носовой платок»

-«Я со всеми взрослыми здороваюсь первым»

-Стремлюсь любую просьбу сопровождать словами «Прошу вас, Я хочу попросить у вас…»

-Утро начинаю  со слов «Здравствуйте», «Доброе утро».

-Уходя , прощаюсь «До свидания», «До встречи».

-Желаю  «Спокойной ночи».

-Если причинил беспокойство (случайно толкнул, задел), извиняюсь «Извините , пожалуйста», «Простите меня».

3 правило. Старайся быть внимательным к другим.

По заданию домика Полина, Даша, Данил приготовили сценку.

Мы с ребятами играли,
Мы слонов изображали:

Мы гуляли как слоны
От  стены и до стены.

Грохот был, ещё какой!
Шли слоны на водопой!

Но звонок раздался в дверь,
Заглянул сосед к нам в щель:

- Что у вас тут приключилось?
Люстра у меня свалилась!

И, того гляди, карниз
Оборвётся тоже вниз! -

Он пожаловался маме...
Больше нам не быть слонами.

О чем забыли дети?

Не включай громко музыку, не кричи, громко не говори.

Организовывай шумные игры вне комнаты.

Умей помочь взрослым. Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи, напомнят о твоих обязанностях.

Замечай по лицу родителей их состояние. Если родители устали, будь к ним особенно внимательным: помоги накрыть на стол, спроси, надо ли что-нибудь сделать. Скажи  доброе слово, вырази похвалу «Мамочка, какие чудесные блинчики», «Папа , ты самый классный водитель».

4.Думай о безопасности своей и семьи.

Рассматривание иллюстраций.

Домик попросил раскрасить эти картинки-предупреждения и передать их малышам из детского сада.

5. Старайся быть опрятным.

Поддерживай чистоту и порядок в своей комнате.

Определи каждой вещи и игрушке место, не забывай после игры или занятия все прибрать.

Соблюдай опрятность  одежды, прически и обуви.

Следи за чистотой тела.

3. Заключительная часть:

Игра  рефлексия «Закончи предложение»

Если я вымою за собой посуду, то мама сможет…..

Если я буду красиво кушать за столом, то родители решат, что….

Если я перед сном пожелаю «Спокойной ночи», то моим родителям ….

Если я буду аккуратно носить школьную форму, то….

Если я буду очень громко кричать , то …..

Если я замечу, что мама плохо себя чувствует ,  то могу предложить….

Если я хочу провести выходной вместе с папой, то …..

Если в моей  комнате будет порядок, то  старший брат ...

Заключение:

У кого всегда в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Маме кто всегда поможет?

Кто белье в комоде сложит?

Кто польет в горшках цветы?

С телефоном кто на «ты»?

У кого друзья повсюду,

Компьютер не один лишь друг?

Кто любит мыть посуду,

Чистить вредный едкий лук?

Кто, в комнате играя,

Громким звукам знает счет,

Ты правила поведения в доме знаешь,

Выполняй! Стремись! Вперед!  

Сложите правила в свой домик. Примите их.

О правах и обязанностях в семье вы узнаете на следующем занятии. Мы познакомимся с конвенцией о правах ребенка.  

Литература:

  1.  Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
  3. Семейный кодекс Российской Федерации
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  5. Закон «Об образовании»
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Серия «Нравственное образование в России» «Азбука нравственности» Методическое пособие 1-4 класса для учителя под редакцией Э.П.Козлова Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2008 г
  8. Серия «Нравственное образование в России» Программа курса «Основы морали 1-11 кл.»  Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2009 г
  9. Диск «Азбука нравственности» Учебник для 1 класса общеобразовательной школы
  10. Диск « Азбука нравственности» Методическое пособие для общеобразовательной школы 1-4  кл.
  11. Сайт «narod.ru»

Учитель: Соболева Галина Кузьминична.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.

В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

«Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов....

Групповая работа, как средство формирование универсальных действий

Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмен...