Проект "Возрождение традиций русского народа"
материал на тему

Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус­ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского  народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сибирякская средняя общеобразовательная школа»

Курганская область

Сафакулевский район

С. Сарт-Абдрашево

641086

Родионова Ирина Владимировна

(социальный педагог)

Введение

С наступлением третьего тысячелетия все более тревожным становит ся размышление о том, с каким нравственным багажом входит в это тыся челетие человечество. Технический прогресс, широкое освоение людьми земного и космического пространства убеждают в огромных возможнос тях человеческого интеллекта. Но при этом население Земли преследуют экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические не урядицы. Состязательность в поисках лучших условий жизни приводит к культу материального, к забвению духовного начала, к искажению чувств и привязанностей человека.

 «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья». (Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.)

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, праздники, встречи с ветеранами труда и ВОВ, исследовательские работы по изучению традиций, истории своего народа и т.д.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», Литературный клуб «Искорка», «Поэтическая гостиная» предполагают встречи с интересными людьми.

Особую роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет приобщение к истокам отечественной культуры, которое осуществляется на уроках краеведения, ОРКиСЭ, встречах с пожилыми жителями села.  Благодаря этим встречам дети могут усвоить та кие ценности, как Добро, Истина, Красота, Любовь. Нравственные понятия, воспри нятые и пережитые в процессе общения, могут быть приняты ребенком искренне, эмоционально. В этом случае они способны стать основой личностных убеждений.

На уроках ОРКиСЭ ребенок учится выражать собственные мысли, оцен ки, суждения. Тем самым он реализует свои нравственные и эстетические потребности, познает собственную ценность, осмысливает значение нрав ственных понятий, а самое главное - нравственных требований.

Совместное проведение заседаний клуба «Не стареют душой ветераны» помогает узнать много интересного о прошлом от старых людей, многому полезному в жизни научиться. Первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями села, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды малой Родины). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире ( проект «Село моё родное»). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Поэтому родители активно привлекаются к жизни класса, школы. Создаются микрокружки, где руководителями являются родители. Например, микрокружок «Хозяюшка», который ведет Горшенина Р.Р., действут уже третий год. В работу микрокружка стали привлекаться и дети из других классов. А как гордится умениями своей мамы Горшенина Ксюша. Разве это не духовно-нравственное воспитание. А таких кружков стало образовываться всё больше.

Участие родителей в делах школы, это дополнительный стимул для ребят становиться лучше, добрее по отношению друг к другу.

        

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Возрождение традиций русского  народа»

Дата принятия

10 .09.2008

Цель

развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево.

Задачи:

  1. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений
  3. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
  4. Содействовать возрождению народных традиций народов.

Сроки реализации

2008 - 2012гг.

Сроки и этапы реализации программы.

Сроки реализации программы:

1 этап - 2008-2009 гг.- разработка научно-методических основ духовно-нравственного воспитания

2 этап – 2010 -2012 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования нравственного воспитания.

3 этап -2012-2013 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.

Ожидаемые конечные результаты:

-возрождение традиций русского народа;

- система организационно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания;

- механизм координации межведомственных действий по духовно-нравственному воспитанию

Цель: развить интерес детей к истории Отечества, своей малой Родины; включить их в активную деятельность по изучению и со хранению традиций и особенностей быта, крестьянского уклада жизни в селе Сарт-Абдрашево.

Народная мораль, народный календарь, фольклор, разные виды искус ства и художественного творчества, местные традиции и обычаи, святыни родного края - все это вбирает в себя программа «Возрождение традиций русского  народа»

Задачи:

  1. содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников
  2. способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений
  3. создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
  4. Содействовать возрождению народных традиций народов.

Исследовательские работы

Праздники

традиции

Отряд «Милосердие»

Духовно-нравственное воспитание

Клубы по интересам

Акции

Микрокружки

Основы религиозных культур и светской этики

Семья

Основные этапы выполнения программы:

    1.  Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май) и летним отдыхом (июнь-август). Кроме того, цикличность построения программы означает:                                                                - во-первых, что основные дела повторяются ежегодно,                     
     - во-вторых, что каждый возраст, отработав свою программу, в следующем году переходит к решению более сложных вопросов (принцип движения от простого к сложному). 

      2.  Информационно-методическая деятельность выполняется в течение учебного года; разработка конкурсов, операций, соревнований и т.п., в соответствии с каждой возрастной группой, разработка, создание и выпуск  плакатов, рисунков, рефератов, докладов, издание информационных газет, проектов

    3. Организация и проведение массовых мероприятий. 

Нормативно – правовая  база  программы

  1. Конституция Российской Федерации (Извлечения)
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)
  4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  5. Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском                      характере образования  в государственных образовательных учреждениях Российской              Федерации»
  6. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и                           Московской Патриархии Русской Православной Церкви
  7. Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
  8. «Всеобщей декларацией прав человека»
  9. Гражданский кодекс РФ
  10. «Основы законодательства РФ о культуре»
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы»

Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то  классный час, тематическое занятие в кружках,  выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
  2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
  3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами,  сквозной работой класса и школы.
  4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время  может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу
  5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора. 

Исследовательские работы

Беседы, народные игры

Отряд «Милосердие»

Формы работы с детьми:

.Совместные праздники

Акции

Микрокружки

Основы религиозных культур и светской этики

творчество

Формы работы с родителями:

Родительские собрания

Лектории

Клубы по интересам

Анкетирование

микрокружки

Совместные

мероприятия

Совместная

творческая

деятельность

Индивидуальные беседы

Работа с учащимися

Цель

  1. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.
  2. Организация жизнедеятельности членов детской организации.

Задачи

  1. Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Курганской области, России.
  2. Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.

№  

                   Направление   работы                                        

 Сроки

Ответственный

1.

Духовно – образовательное (занятия, беседы)

  1. Уроки православной культуры;
  2. Классные часы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
  3. Организация работы кружков

В течение года.

В теч. года.

Учителя

Кл. руководители

Зам. по ВР., соц.педагог

2

Воспитательно –оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы)

  1. Организация пешеходных походов «Моя малая Родина»
  2. Проведение народных праздников по годовому циклу православного календаря.
  3. Ученический проект «Истории и семьи и семейные реликвии»
  4. Виртуальные экскурсии по местам православной России      

1 раз в год.

1 раз в год

в течение года

Зам. по УВР

Учитель физ – ры и ОБЖ.

Учитель физ – ры, учитель истории.

3.

Культурно – познавательное (встречи, концерты, фильмы)

      -Организация концертов к праздникам;

  1. Уроки нравственности с просмотром фильмов и видеофильмов по данной тематике;
  2. Организация и проведение предметно-тематических недель;
  3. Организация встреч с интересными людьми.
  4. Участие в мероприятиях КОЦ

ежегодно

1 раз в четв.

В течение года

Зам. по ВР, соц.педагог, учитель музыки.

Зам по УВР, соц.педагог, кл. рук.

Соц. педагог

4

Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам)

       -Отряд «Милосердие» помощь пожилым людям;

  1. Благотворительные акции;
  2. Акция «С праздником»;
  3. Выставка рисунков и творческих работ учащихся по годовому циклу праздников;
  4. Акция «Чистый берег»;
  5. Акция «Чистый лес»
  6. Операция «За чистое село!».

Соц.педагог

Соц.педагог, зам по ВР учитель биологии

Работа с родителями учащихся

Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.

Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей     путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;

   Формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

           Наименование          мероприятия          

    Сроки    

Ответственный

1.

День Открытых дверей.

1 раз в год

Администрация

школы

2.

Родительское собрание:

-по духовно-нравственному воспитанию;

-по здоровому образу жизни.

1 раз в год

Администрация

школы

3

Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

1 раз в

четверть

Администрация

школы, психолог

4.

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы):

     - Фестиваль семейного творчества

     - «Красота твоего дома - красота души семьи»

  1. «Папа, мама и я – спортивная семья»;
  2.  «Загляните в мамины глаза»;
  3. «Да святится имя твое, Бабушка»
  4. «Бабушка рядышком с дедушкой».

Весь

период

Классные

руководители

5.

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей:

-театрализованное представление православных праздников

-«Святочные посиделки»;

-«Масленица»;

-«День Матери»;

- «Татьянин день».

Весь период

Классные руководители

6.

Организация  совместного досуга родителей и детей:

-встречи в «Семейной гостиной»

-семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период.

Весь

период

Администрация

школы, учитель

физической культуры, классный руководитель.

Совместная работа школы и общественности

Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию         нравственно здоровой личности учащихся.

Задачи: Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.

Направление работы

Сроки

Ответственный

1

Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных  государственным  праздникам

ежегодно

Соц. педагог

СДК

2

Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных православным праздникам:

Рождество

Масленица.

Пасха

День Петра  и Февроньи

Петров день и т.д.

ежегодно

Соц. педагог

СДК

3

 

Выставка «Умелые руки»

В течение года

Соц. педагог

СДК

4

Организация Недели детской книги.

ежегодно

Библиотека

5

Заседания клубов:

«Не стареют душой ветераны»

«Поэтическая гостиная»

«Патриот»

1 раз в месяц

Соц. педагог

СДК

Выявление, изучение, обобщение  и  распространение  опыта работы по духовно-нравственному  воспитанию

№ 

Выполнение  работы 

Дата выполнения

 Исполнитель 

1. 

Проведение «круглых столов» по обмену   опытом  работы  с  участием  представителей  образовательных  учреждений, КОЦ

в течение года 

Родионова И.В. 

  2. 

Заседание патриотического клуба по теме:  «Возвращение  к истокам и славным страницам истории родного края, возрождение лучших традиций, которыми богата наша школа, село,  край». 

  октябрь 

Родионов В.Б.

  3. 

Расширение представления учащихся об истории родного края, известных и не известных страницах истории,  побуждение юных граждан к  серьезным исследованиям, систематизация накопленного материала.

  в течение года 

 Классные руководители 

4. 

Запись воспоминаний ветеранов труда и ВОВ, тружеников тыла,  встречи, вечера-воспоминания. 

в течение года 

Курицына Т.Е.

5. 

Сотрудничество и взаимопосещение  музеев  сёл. 

  

  Крутова И.Г. 

6. 

Оформление материалов в папки, стенды, альбомы. 

в течение года 

Коликова Н.В. 

Осуществление выпуска информационных газет, плакатов.

Выполняемые работы 

Дата выполнения

 Исполнитель

1. 

Создание и открытие выставок-экспозиций школьного Музея (разделы: история школы, Великая Отечественная война, «Край, в котором мы живем»).

  

2. 

Систематический выпуск газеты«Сибиряк»

  в течение года 

Коликова Н.В.

3.. 

Выпуск фотогазет, плакатов, стендов. 

в течение года 

Министерство Культуры

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.


Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с.

2.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Пасхальные традиции русского народа

Внеклассное мероприятие, на котором дети знакомятся с историей происхождения и традициями празднования Пасхи на Руси. В занятие включена практическая творческая работа по изготовлению открытки к празд...

Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа

В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....