Как помочь гиперактивному ребенку
статья по теме

 

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.
Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_giperaktivnymi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ РЕБЕНКА

01. Всегда находит быстрый (необязательно верный) ответ, когда о чем-то спрашивают.
02. У него часто меняется настроение.
03. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
04. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
05. Обидчив, но не злопамятен.
06. Часто чувствуется, что ему все надоело.
07. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
08. Может решительно отказаться от еды, которую не любит.
09. Часто отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

излишне говорлив
продуктивно работает по пооперационным картам
отказывается от коллективной игры
чрезмерно подвижен
имеет высокие требования к себе
не понимает чувств и переживаний других людей
ощущает себя отверженным
любит ритуалы
имеет низкую самооценку
часто ругается со взрослыми
создает конфликтные ситуации
отстает в развитии речи
чрезмерно подозрителен
вертится на месте
совершает стереотипные механические движения
контролирует свое поведение
чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
сваливает вину на других
беспокоен в движениях
имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли...
часто спорит со взрослыми
суетлив
кажется отрешенным, безразличным к окружающему
любит заниматься головоломками, мозаиками
теряет контроль над собой
отказывается выполнять просьбы
импульсивен
плохо ориентируется в пространстве
часто дерется
имеет отсутствующий взгляд
часто предчувствует «плохое»
самокритичен
не может адекватно оценить свое поведение
имеет мускульное напряжение
увлекается коллекционированием
имеет плохую координацию движений
опасается новой деятельности
часто специально раздражает взрослых
задает много вопросов, но редко дожидается ответов
робко здоровается
годами играет в одну и ту же игру
мало и беспокойно спит
говорит о себе во втором и третьем лице
толкает, ломает, рушит все кругом
чувствует себя беспомощным
задевает и роняет предметы
завистлив, мстителен
избегает прямых взглядов
ведет себя однообразно
раздражителен
легко отвлекается
часто страдает головными болями, спазмами
винит других в своих ошибках
стремится разозлить маму, воспитателя
избегает общения со взрослыми
боится потерять над собой контроль
имеет хорошую механическую память
думает, что он хуже других
не хочет разлучаться с родителями
имеет низкий уровень эмпатии
неуклюж
избегает общения с детьми
часто сердится и отказывается что-либо делать

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА В ГРУППЕ

ОЦЕНКА ВНИМАНИЯ

имеет много незаконченных проектов
непоследователен в поведении
не может долго удерживать внимание
не слышит, когда к нему обращаются
с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
имеет трудности в организации поведения
теряет вещи
избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий
часто бывает забывчив

ОЦЕНКА СВЕРХАКТИВНОСТИ

ерзает, как червяк
беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)
спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
находится в постоянном движении, «с мотором»
очень говорлив

ОЦЕНКА ИМПУЛЬСИВНОСТИ

отвечает до того, как его спросят
не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
часто вмешивается, прерывает говорящего
плохо сосредоточивает внимание
не может отложить вознаграждение
не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения
заданий)

Если в возрасте до семи лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

01. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?
02. Каковы особенности раннего развития ребенка?
03. Является ли ребенок правшой или левшой?
04. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков?
05. Какова амплитуда настроений ребенка?
06. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
07. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
08. Нет ли склонности принижать свои успехи?
09. Трудно ли доводить до конца начатое?
10. Трудно ли справляться с гневом?
11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?
12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы TV на другую?
13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?
14. Легко ли приходит в состояние гнева?
15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
17. Имеет ли привычку лгать?
18. Учится ниже своих способностей?
19. Является ли чрезмерно экспрессивным?
20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?
21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?
22. Каков уровень самооценки?
23. Каков уровень развития мелкой моторики?
24. Насколько хорошо развита координация движений?
25. Страдает ли нарушением сна?
26. Не является ли аллергиком?
27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?
28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?
29. Часто ли нарушает правила?
30. Часто ли проявляет беспокойство?
31. Характерна ли роль «клоуна» в группе?
32. Является ли полной семья?
33. Не было ли в семье усыновлений?
34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
36. Трудно ли ему хранить секреты?
37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
38. Часто ли приходит в ярость?
39. Склонен ли к депрессиям?
40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
41. Подчиняется ли правилам, инструкциям?
42. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
43. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
44. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
45. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?
46. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
47. Как реагирует на замечания взрослых?
48. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?
49. Теряет ли ребенок свои вещи?

Приложение 5.

ОБРАЗЕЦ КАРТОЧКИ ПО ПЕРЕПИСКЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сегодня.......... в группе:
Саша в течение 20 минут строил башню из конструктора лего;
на прогулке Саша играл вместе с Мариной, Сережей и Федей в «семью»;
во время чтения воспитателем сказки «Три медведя» Саша построил из кубиков дом для медведей.

Сегодня......... дома:
Саша прослушал от начала до конца сказку «Три медведя», которую ему читал папа;
вместе с мамой нарисовал рисунок к прочитанной сказке и во время рисования пересказал ее;
вечером Саша играл вместе с братом: в течение трех минут строил башню из кубиков.

Приложение 6.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ

Дорогие учителя!!!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

Как помочь гиперактивному ребенку

Выступление ведущего

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.
Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

Практический блок
Игровые приемы работы с гиперактивными детьми

Выступление ведущего

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

Игра «Ласковые лапки»

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Содержание игры

Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Игра «Гвалт»

Игра направлена на развитие внимания.

Содержание игры

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.
Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

Игра «Менялки»

Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

Содержание игры

Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого... (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
После проведения всех или нескольких игр (по усмотрению ведущего) целесообразно обсудить в группе эффективность и сферы применения каждой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Как помочь гиперактивному ребёнку"

Советы родителям: Критерии гиперактивности. Правила работы с гиперактивными детьми....

Как помочь гиперактивному ребенку?

- Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребенка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция)....

Как помочь гиперактивному ребенку

Рекомендации для педагогов начальных классов при работе с гиперагтивными детьми...

"Непоседы ,или как помочь гиперактивным детям".-материал для проведения родительского собрания.

Работа с гиперактивными детьми актуальна в наше время. От психолого-педагогического воздействия родителей и педагогов зависит , по какому пути пойдёт развитие ребёнка.Можно научить управлять своими эм...

Презентация "Гиперактивный ребенок – особый ребенок"

В презентации рассказывается о методах работы с гиперактивными детьми...

Как помочь гиперактивному ребёнку?»

Данный материал адресован родителям гиперактивных детей....