Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ShTZ.rar9.57 КБ
Microsoft Office document icon proekt_ShTZ.doc72 КБ
Microsoft Office document icon Koncepciya_proekta.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: « Школа - территория здоровья»  г.Назарово, Красноярский край,

Авторы проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Гавриленко Валерий Александрович-директор школы,   Герцог Т.В.- педагог- психолог

Руководитель проекта: Ганжа Светлана Давыдовна

Рабочий телефон: 8 (39 155) 3-21-50 ,3-23-66,5-09-39, МОУ «СОШ№2» г.Назарово, Красноярский край, учитель начальных классов, ga123nzha@yandex.ru

Сроки реализации проекта: 2008-2011гг (долгосрочный)

Участники проекта: учителя-34,учащиеся- 524,родители- 250     администрация, пассивные участники

Краткое описание проекта:

Проект подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения  к  здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

В составе проектной команды –специалисты социально-психологической службы школы, преподаватель физической культуры, медицинский работник

Партнеры проекта: филиал №4 городской библиотеки, культурно-досуговый центр «Юбилейный», молодежный центр «Бригантина», Строительный техникум, дошкольные учреждения «Одуванчик», «Калинка», Детская спортивная школа, «Центр реабилитации детей и подростков»,городская поликлиника.

Актуальность проекта

Создание  проекта «Школа здоровья»  для школы продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся.  

  Проведенный анализ выполненных контрольных работ по русскому языку и математике показал, что учащиеся не в полном объеме осваивают стандарт образования, т.к. не овладели умениями и навыками. Каковы причины ? Стали искать причины. Оказалось учащиеся ,не справившиеся с контрольными работами пропускали занятия в школе  .  Из выявленных факторов, влияющих на пропуски, в нашей школе оказался фактор: хронические заболевания- на 88ч из 186ч ,приходится 109 заболеваний; случаев заболеваний- на 97 ч- 494 пропущено человеко-дней; проанализированы «Индивидуальные карты ребенка» (ф. №26) Широко распространены болезни: сколиоз, нарушение осанки, зрение. Состояние здоровья ухудшается в 2 раза  ,об этом свидетельствуют статистические данные.Низкий уровень хронических заболеваний, физического и психического здоровья детей , пропуски уроков (особенно в зимнее время года) по заболеваемости и болезни создают объективные препятствия на пути эффективной модернизации  образования в учреждении, без чего невозможно разрешить назревшие  проблемы, достичь опережающего развития  школы и повышения качества образования. И в связи с этим предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здоровья и умение творить своё здоровье.  

      Педагогический коллектив школы признает ответственность за неблагополучное состояние здоровья обучающихся и предлагает реализацию в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями и т.ч. социума.

Цель проекта  

Стратегическая:

Создание модели образовательного пространства школы, как  ШТЗ, формирующая культуру здоровья. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ,  потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

Тактическая:

Создание организационной системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса;

Создание программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и учащихся;

Задачи проекта:

1.Обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма

2.  Формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.                   

3.Привести в систему оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях, а также для проектирования вариантов продолжения обучения в старшей школе.

4.Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы.

5.Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

6.Разработать систему мониторинга уровня развития учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью.

Ожидаемые результаты

  1. 100% включенность детей с отклонениями в здоровье в специальную медицинскую группу по индивидуальным программам.
  2. соотношение 1 и 2 групп здоровья больше одного.
  3. не менее 50% школьников включены в социально-значимую деятельность.
  4. не менее 50% школьников включены в деятельность  спортивных секций  
  5. 100% выполнения требований СанПиНов.

   6.100% учащихся обладают ЗУН ЗОЖ.

Управление реализацией проекта

Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора по методической и воспитательной работе. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение. На семинарах осуществлять анализ деятельности, оценку результатов, корректировку проектов по программе. Курсы обеспечат подготовку кадров управления образовательным процессом на валеологической основе, научно-методическое (психологическое) обеспечения процесса обучения.
Итоги деятельности по реализации программ представляются общественности, пропагандируются СМИ,  выставляются на сайте ОУ.  

  Корректировка  осуществляется  Советом Здоровья школы с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений.                                                   

Привлеченные ресурсы:

Материально-техническая база  школы, кадры, спортивный клуб «Арадан».Ежегодно закладывается на реализацию проекта 100000рублей

Описание действий, проделанных на 1 этапе

 1 этап – 2008-2009 – Начальная  школа

  1.  сформировали проектную команду ШТЗ;
  2. создали модель  образовательного пространства ШТЗ;
  3. обсудили  и приняли решение по реализации модели образовательного пространства ШТЗ;
  4. спланировали работу в команде;
  5. мониторинг состояния здоровья детей, провели  2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;
  6. ведется учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;
  7. проводится комплексная профилактика, развивающая и диагностика -коррекционная работд, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;
  8. обеспечили непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;
  9. внедрили оздоровительную методику В. Ф.Базарного на уроках с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления зрения учащихся;
  10. оборудовали в классах уголки двигательной активности и уголки здоровья;
  11. обсудили проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;
  12. организовали обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;

Кроме этого привлекли внимание СМИ к проблеме культуре  здоровья. О нашем проекте   говорят на каналах ТY.

Провели : 1.Сбор  команд участников регионального проекта   «Школа – территория здоровья» и школ применяющих здоровьесохраняющие технологии в учебном процессе по теме:«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса» 2.Организовали площадку по обмену опытом «Школа территория здоровья»

Описание действий для 2 этапа

2 этап – 2009-2010 – 5-11классы

  1. реализовать проект поэтапного вхождения ОУ в ШТЗ
  2. ввести в структуру управления ОУ « Центр Здоровья».
  3. организовать работу спортивных секций, кружков;
  4. вовлечь родителей в активный досуг ОУ;
  5. составить тематическое планирование обеспечивающее равные возможности в формировании культуры здоровья;
  6. создать участникам 1 этапа базу:

       а)данные об учениках;

        б)организационно- педагогическую, программную и  информационную обеспеченность для агитационной и пропагандистской работы по приобщению  к здоровому образу жизни;

  1. распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс:  методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча ;  методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;
  2. повысить здоровьесохраняющую –компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;
  1. формировать каждым учителем оригинальные методы работы
  2. увеличить доли проектов в работах учащихся и учителей;  
  3.  участвовать в грантах                    
  4. создать систему апробации согласно модели школы;
  5. привести  в соответствие по санитарно- гигиенической оценки обучения школьников :школьную мебель.; расписание -динамическая пауза в начальной школе, зарядка до уроков во всей школе; питьевой режим в каждом классе; воздушно-тепловой режим во всех классах; эстетический вид классных комнат и здания школы;
  6. содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить :
    а) изучением учебной и методической литературы;
    б) проведением индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте школьным Центром здоровья;
    в) регулярным взаимодействием с системой повышения квалификации работников образования, методическим центром кафедры института повышения квалификации работников образования;



Предварительный просмотр:

Название проекта: « Школа - территория здоровья»  г.Назарово, Красноярский край,

Автор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта :Гавриленко Валерий Александрович-директор школы,   Герцог Т.В.- педагог- психолог

Руководитель проекта: Ганжа Светлана Давыдовна

Рабочий телефон: 8 (39 155) 3-21-50 ,3-23-66,5-09-39, МОУ «СОШ№2» г.Назарово, Красноярский край, учитель начальных классов, ga123nzha@yandex.ru

Сроки реализации проекта: 2008-2011гг (долгосрочный)

Участники проекта: учителя-34,учащиеся- 524,родители- 250     администрация, пассивные участники

Краткое описание проекта:

Проект подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения  к  здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.

В составе проектной команды –специалисты социально-психологической службы школы, преподаватель физической культуры, медицинский работник

Партнеры проекта: филиал №4 городской библиотеки, культурно-досуговый центр «Юбилейный», молодежный центр «Бригантина», Строительный техникум, дошкольные учреждения «Одуванчик», «Калинка», Детская спортивная школа, «Центр реабилитации детей и подростков»,городская поликлиника.

Актуальность проекта

Создание  проекта «Школа здоровья»  для школы продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся.  

  Проведенный анализ выполненных контрольных работ по русскому языку и математике показал, что учащиеся не в полном объеме осваивают стандарт образования, т.к. не овладели умениями и навыками. Каковы причины ? Стали искать причины. Оказалось учащиеся ,не справившиеся с контрольными работами пропускали занятия в школе  .  Из выявленных факторов, влияющих на пропуски, в нашей школе оказался фактор: хронические заболевания- на 88ч из 186ч ,приходится 109 заболеваний; случаев заболеваний- на 97 ч- 494 пропущено человеко-дней; проанализированы «Индивидуальные карты ребенка» (ф. №26) Широко распространены болезни: сколиоз, нарушение осанки, зрение. Состояние здоровья ухудшается в 2 раза  ,об этом свидетельствуют статистические данные.Низкий уровень хронических заболеваний, физического и психического здоровья детей , пропуски уроков (особенно в зимнее время года) по заболеваемости и болезни создают объективные препятствия на пути эффективной модернизации  образования в учреждении, без чего невозможно разрешить назревшие  проблемы, достичь опережающего развития  школы и повышения качества образования. И в связи с этим предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здоровья и умение творить своё здоровье.  

      Педагогический коллектив школы признает ответственность за неблагополучное состояние здоровья обучающихся и предлагает реализацию в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями и т.ч. социума.

Цель проекта  

Стратегическая:

Создание модели образовательного пространства школы, как  ШТЗ, формирующая культуру здоровья. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ,  потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

Тактическая:

Создание организационной системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса;

Создание программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и учащихся;

Задачи проекта:

1.Обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма

2.  Формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.                   

3.Привести в систему оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях, а также для проектирования вариантов продолжения обучения в старшей школе.

4.Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы.

5.Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

6.Разработать систему мониторинга уровня развития учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью.

Ожидаемые результаты

  1. 100% включенность детей с отклонениями в здоровье в специальную медицинскую группу по индивидуальным программам.
  2. соотношение 1 и 2 групп здоровья больше одного.
  3. не менее 50% школьников включены в социально-значимую деятельность.
  4. не менее 50% школьников включены в деятельность  спортивных секций  
  5. 100% выполнения требований СанПиНов.

   6.100% учащихся обладают ЗУН ЗОЖ.

Управление реализацией проекта

Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора по методической и воспитательной работе. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение. На семинарах осуществлять анализ деятельности, оценку результатов, корректировку проектов по программе. Курсы обеспечат подготовку кадров управления образовательным процессом на валеологической основе, научно-методическое (психологическое) обеспечения процесса обучения.
Итоги деятельности по реализации программ представляются общественности, пропагандируются СМИ,  выставляются на сайте ОУ.  

  Корректировка  осуществляется  Советом Здоровья школы с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений.                                                   

Привлеченные ресурсы:

Материально-техническая база  школы, кадры, спортивный клуб «Арадан».Ежегодно закладывается на реализацию проекта 100000рублей

Примерная смета .

1

Методическая литература

По необходимости

Стоимость

2

Люстра Чижевского

1шт

2500

3

Коллективные офтальмотренажеры

5шт

6350

4

Стеклянный стол для мед.кабинета

1шт

6000

5

Привлечение  специалистов для организации дополнительным образованием и занятием спорта

50000

6

Развивающие игры

15шт

5500

7

Спортивный тренажёр

2шт

12000

8

 Мячи

20шт

15000

9

Обручи

10шт

3000

10

Обеденные столы

1комп

45ооо

11

Школьные столы

3комп

160000

12

Тренажёр –муравейник

1шт

34000

 

итого

 

333.950

Описание действий, проделанных на 1 этапе

 1 этап – 2008-2009 – Начальная  школа

  •  сформировали проектную команду ШТЗ;
  • создали модель  образовательного пространства ШТЗ;
  • обсудили  и приняли решение по реализации модели образовательного пространства ШТЗ;
  • спланировали работу в команде;
  • мониторинг состояния здоровья детей, провели  2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;
  • ведется учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;
  • проводится комплексная профилактика, развивающая и диагностика -коррекционная работд, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;
  • обеспечили непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;
  • внедрили оздоровительную методику В. Ф.Базарного на уроках с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления зрения учащихся;
  • оборудовали в классах уголки двигательной активности и уголки здоровья;
  • обсудили проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;
  • организовали обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;

Кроме этого привлекли внимание СМИ к проблеме культуре  здоровья. О нашем проекте   говорят на каналах ТY.

Провели : 1.Сбор  команд участников регионального проекта   «Школа – территория здоровья» и школ применяющих здоровьесохраняющие технологии в учебном процессе по теме:«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса» 2.Организовали площадку по обмену опытом «Школа территория здоровья»3.Каждый класс приготовил проект на тему»Школа здоровья глазами детей»4.Школьную конференцию «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни»5. Школьную конференцию»Мои первые шаги в науку»

Описание действий для 2 этапа

2 этап – 2009-2010 – 5-11классы

  • реализовать проект поэтапного вхождения ОУ в ШТЗ
  • ввести в структуру управления ОУ « Центр Здоровья».
  • организовать работу спортивных секций, кружков;
  • вовлечь родителей в активный досуг ОУ;
  • составить тематическое планирование обеспечивающее равные возможности в формировании культуры здоровья;
  • создать участникам 1 этапа базу:

       а)данные об учениках;

        б)организационно- педагогическую, программную и  информационную обеспеченность для агитационной и пропагандистской работы по приобщению  к здоровому образу жизни;

  • распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс:  методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча ;  методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;
  • повысить здоровьесохраняющую –компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;
  • формировать каждым учителем оригинальные методы работы
  • увеличить доли проектов в работах учащихся и учителей;  
  •  участвовать в грантах                    
  • создать систему апробации согласно модели школы;
  • привести  в соответствие по санитарно- гигиенической оценки обучения школьников :школьную мебель.; расписание -динамическая пауза в начальной школе, зарядка до уроков во всей школе; питьевой режим в каждом классе; воздушно-тепловой режим во всех классах; эстетический вид классных комнат и здания школы;
  • содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить :
    а) изучением учебной и методической литературы;
    б) проведением индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте школьным Центром здоровья;
    в) регулярным взаимодействием с системой повышения квалификации работников образования, методическим центром кафедры института повышения квалификации работников образования;



Предварительный просмотр:

Проект  «Школа Здоровья»

 муниципального общеобразовательного учреждения                                      «Средняя общеобразовательная школа № 2»                                                                    г. Назарова, Красноярского края.

(на основе проекта " Школа территория здоровья"  и Федеральной программы «Здоровье» для учащихся 1-11 классов   под редакцией В.Н.Касаткина) 

“Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении”. 

Жан-Жак Руссо

Паспорт проекта

Наименование

Проект «Школа Здоровья» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2»  г. Назарова, Красноярского края.

Сроки реализации

2008 – 2012 гг.

Основные составители:

Гавриленко В.А., директор, Чуркина Е.А, заместитель директора, Ганжа С.Д., учитель начальных классов

Цель

содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ, потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

Перечень подпрограмм

Программа по кадровому обеспечению МОУ СОШ № 2

Программа «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний»

Программа  «Формирование стиля здоровой жизни у учащихся  1-х классов», И.И.Соковня-Семенова, А.В.Веселова, О.Н.Горяйнова, 1997

Программа  «Расти здоровым », 1-4 класс, Г.К.Зайцев, 1998

Программа  «Здоровье», В.Н.Касаткин и соавторы, 2001.

 Программа «Педагогика здоровья» В.Н.Касаткин с соавторами, 1998.

Программа по охране жизни и здоровья учащихся.

Программа «Разговор о правильном питании»

 Программа «Одаренные дети».

Исполнители основных мероприятий

Педагогический коллектив, учащиеся, родители

Источники финансирования

  Муниципальный бюджет. Спонсоры.

Ожидаемые результаты

Создание образовательной модели школы,                                      "Школы здоровья"  ориентированной на обеспечение и поддержание физического, психического и духовного здоровья всех участников образовательного процесса, развитие традиций здорового образа жизни, оценку уровня психофизического состояния здоровья учащихся, проведение лечебно-оздоровительных процедур, социальную адаптированность учащихся.

Система организации и контроля

Координация действий по реализации программы возлагается на администрацию школы.

Концепция проекта “Школа здоровья”

                                   Обоснование актуальности проекта
        Целью проекта является разработка технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса. Это означает, что деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на создание таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе.  
        В состав комплексной технологии “Школа здоровья”, базирующейся на согласовании деятельности психологической, педагогической и медицинской служб помощи детям в школе, входят три неотъемлемые  части: медико-валеологическая, социально-психологическая и педагогическая.

Создание  проекта «Школа здоровья»  для начальной школы продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся. Исследования показали, что острота проблем со здоровьем у детей и молодежи связана с различными факторами. Сюда относятся:

- физическая среда

- доступность и качество здравоохранения

- уровень образовательной подготовки

- социальные и культурные нормы

- экономические условия

- индивидуальная модель поведения

Результаты  исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 29 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 30 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Педагогический коллектив считает, что обучение и развитие невозможно, если нет заботы о здоровье. Среди школьников  школы за период обучения в 2 раза возрастает частота нарушений органов зрения, в 1,5 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 2,3 раза- нарушение осанки, в 1.8 раза - нервно-психических расстройств.  Состояние здоровья детей зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от  здравоохранения и на 25-50% от образа жизни. Результаты мониторинга состояния здоровья учащихся позволяют сделать вывод о том, что существует определенная динамика роста числа учащихся с вышесредним физическим развитием, с нарушениями осанки(2006 год –25,7%, 2007 год – 27% учащихся от общего числа школьников). Наблюдается  динамика роста численности болеющих детей(2006 год – 33,6 %, 2007год -40,8 %).  Растет показатель заболеваний желудочно-кишечного тракта, близорукость, что связано с неправильным режимом питания, хроническими заболеваниями, нарушение обменных процессов организма.

Содержание  проекта «Школа Здоровья» направлено на становление ценностного отношения  учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Новизна представленного проекта заключается в том, что он объединил в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, ОБЖ, учитывая природно-климатические условия нашего региона и традиции школы. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни,  бережное отношение к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

В образовательном учреждении  на реализацию программы выделяется 1 час в   неделю (всего-34 часа), рекомендуется интеграция программы в предметы.

Программа «Основы здорового образа жизни» во всех классах начальной школы вводится с 2008-2009 учебного года. Создан орган ученического самоуправления – Совет Здоровья. Разработаны оптимальные варианты учебных режимов с оптимальным сочетанием уроков разной степени сложности и разной информационной насыщенности. На практике применяется валеологическая организация учебного процесса, введен принцип дифференцирования учебной информации на структурные блоки, организация функциональных зон в классе, освоены методики параллельной смены подачи материала. Налажены взаимоотношения с внешними учреждениями, образовательными центрами в  области охраны здоровья                   (спортивные клубы,  центральная районная больница, ДЮСШ).

Направления деятельности.

На  этапе развития проекта “Школа здоровья” представляется целесообразным выделить общепризнанные направления деятельности специалистов в проекте “Школа здоровья”:

Педагогическое направление
       Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения не может быть вполне результативной без приложения усилий педагогических работников. При этом речь идет о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения и воспитания. Усилия по внедрению даже самых передовых валеологических и медицинских технологий останутся безрезультатными, если школьники, к примеру, будут перегружены большим объемом домашних заданий. Таким образом, представляется необходимым переструктурировать всю учебную деятельность, чтобы достичь соответствия медицинским нормам, с одной стороны, и общественной востребованности - с другой. Поэтому изменения в учебном процессе в плане обеспечения здоровья вовсе не должны исчерпываться привнесением отдельных медицинских или “экологизированных” задач в программы по существующим учебным предметам, а также внедрением в школу новых, специализированных учебных предметов. Речь идет о целостной перестройке всего блока педагогических подходов в построении содержания и методики школьного образования.

Медицинское направление 
1. В этом направлении можно выделить два взаимодополняющих подхода:
-“Диагностический”, предполагающий детальное обследование и типологизацию состояния здоровья, ставящий целью исследование многообразия проявлений нормы. Этот подход предполагает отслеживание и вмешательство в динамику соматического здоровья на различных стадиях развития функциональных систем. Кроме скрининговых нозологических обследований, предполагается создание и внедрение технологии функционального тестирования.
-“Коррекционный”, направленный на повышения адаптивного потенциала ребенка немедикаментозными средствами и изменения условий среды, в которой он обучается.
Социально-психологическое направление
         Социально-психологическая служба в школе призвана обеспечить адекватность педагогического процесса особенностям личности субъекта этого процесса, как учащегося, так и педагога. Работа школьной социально-психологической службы должна быть востребована всем многообразным комплексом вне- и  внутришкольного взаимодействия между участниками этой деятельности. Объектом деятельности являются все школьники, весь педагогический коллектив. Определяющим характером деятельности является развивающая работа, использующая актуальные или потенциальные возможности ребенка и учителя.

Сроки и этапы реализации проекта

        Сентябрь 2008 г. – май 2012 г. 

 

  

1.пропедевтический

Май, Сентябрь 2008 .

2.основной

Сентябрь 2008 г. – май 2011 г.

3.завершающий

май ,сентябрь 2012 г.

Стратегическая цель проекта – содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ,  потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.

                                 

                                                 Задачи проекта:

1.Обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма

2.  Формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.                   

3.Привести в систему оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях, а также для проектирования вариантов продолжения обучения в старшей школе.

4.Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы.

5.Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

6.Разработать систему мониторинга уровня развития учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью.

 

     

 Ожидаемые результаты

  1. 100% включенность детей с отклонениями в здоровье в специальную медицинскую группу по индивидуальным программам.
  2. соотношение 1 и 2 групп здоровья больше одного.
  3. не менее 50% школьников включены в социально-значимую деятельность.
  4. не менее 50% школьников включены в деятельность  спортивных секций  
  5. 100% выполнения требований СанПиНов.

   6.100% учащихся обладают ЗУН ЗОЖ.

    

                                                   Знания.

Иметь общие понятия о здоровье и факторах на него влияющих.

Иметь представление о строении и работе органов и систем организма человека, о режиме дня, учебы, отдыха.  Знать о значении пищи для развития человека и рациональном питании, о роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья, о роли и значении личной гигиены, ухода за зубами и деснами  в сохранении и укреплении здоровья. Знать о том, что такое профилактика, в том числе, профилактика инфекционных заболеваний.

Иметь представление о влиянии природы и окружающего мира на здоровье человека.

Иметь общие представления об алкоголе, табаке, наркотиках и их негативном влиянии на здоровье человека.

Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.

Иметь представление о здоровом образе жизни, его составляющих.

 

                                                   Умения и навыки.

Уметь назвать органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь рассказать о своих телесных ощущениях.

Уметь соблюдать правила личной гигиены, ухода за полостью рта и профилактики инфекционных заболеваний, иметь навыки правильной чистки зубов. Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, водные закаливающие процедуры. Уметь быть опрятным, поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Уметь соблюдать режим дня, гигиенические требования при приеме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну. Уметь играть в подвижные игры.  Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного. Уметь правильно вести себя во время болезни. Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами.

Уметь объяснять, выражать и описывать словесно  свои чувства и эмоции. Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.

Знать общепринятые правила общения и уметь их применять. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, от предложения попробовать покурить, попробовать алкогольный напиток. Уметь избегать ситуации пассивного курения.

Управление реализацией проекта

Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора по методической и воспитательной работе. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение. На семинарах осуществлять анализ деятельности, оценку результатов, корректировку проектов по программе. Курсы обеспечат подготовку кадров управления образовательным процессом на валеологической основе, научно-методическое (психологическое) обеспечения процесса обучения.
Итоги деятельности по реализации программ представляются общественности, пропагандируются СМИ,  выставляются на сайте ОУ.  

  Корректировка  осуществляется  Советом Здоровья школы с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений.

                                                   

                                             Совет Здоровья.

1.Гавриленко В.А.- директор образовательного учреждения школы

2.Чуркина Е.А.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3.Ганжа С.Д.- учитель начальных классов, руководитель проекта

4.Семилетова А.А.- учитель начальных классов

5.Мокрий Л.И.- фельдшер

6.Герцог Т.В. -психолог

7. Быковская Н.В.  – логопед

8. Козлов Н. учащийся 4класса

9.Воробьёва К. учащийся

10.Каменев М. учащийся

Условия реализации Проекта “Школа здоровья”.

                                       


Место расположения, территория  ОУ

Школа расположена в микрорайоне рабочих общежитий, где проживают 70% учащихся школы. Большинство семей учащихся имеют прожиточный уровень ниже среднего.

По соседству со школой расположены учреждения культуры, спорта, дополнительного образования: филиал №4 городской библиотеки, культурно-досуговый центр «Юбилейный», молодежный центр «Бригантина», Строительный техникум. Возможности данных учреждений школа использует в организации внеклассной и внешкольной работы для развития творческих способностей учащихся, проявления их социальной активности,  реализации интересов и склонностей.

В микрорайоне школы находятся дошкольные учреждения «Одуванчик», «Калинка». Школа сотрудничает с ними, осуществляя преемственность: детский сад – начальная школа. Сотрудничество с дошкольными учреждениями позволяет комплектовать первые классы.

 

Возможности данных учреждений школа использует:

1. Организация внеклассной и внешкольной работы:

    а) развитие творческих способностей учащихся;

    б) проявление их  социальной активности;  

     в) реализации интересов и склонностей;

    г) развитие физической  подготовленности.

2.Вовлечение учащихся в кружки и секции (борьба,  бокс, лёгкая атлетика, лыжная секция, футбол).

3.Аренда помещений для развития навыков физической подготовки

  В настоящее время МОУ «СОШ №2» это комплекс зданий, состоящий из основного двухэтажного здания с пристройкой  и отдельного двухэтажного здания для учащихся начальной школы. 

                Характеристика социального статуса семей обучающихся

  • 74 уч-ся из многодетных семей
  • 189 из неполных семей
  • 11 уч-ся из неблагополучных семей
  • 24 уч-ся являются опекаемыми
  • В основном ученики проживают в общежитиях и частном секторе, удаленном от школы и культурно-досуговых учреждений
  • 497 уч-ся из малообеспеченных семей
  • 24 воспитанника Детского дома обучаются  с 1 по 11 класс
  • в школе обучается 10 детей с ограниченными возможностями, из них 5 на домашнем обучении
  • Школа расположена в микрорайоне рабочих общежитий, где проживают 70% учащихся школы.
  • Большинство семей учащихся имеют прожиточный уровень ниже среднего.

                                       Социальный паспорт

Образовательный уровень                                Социальный состав

родителей                                                родителей

  Кадровое обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий труда и учёбы в ОУ.

Образовательный процесс в школе осуществляет сплоченный профессиональный коллектив педагогов. Кадрами школа не укомплектована полностью.  Начальная школа – 11 человек, основная и старшая школа – 29 чел.

      *Медицинская сестра (фельдшер)

  • Социальный педагог
  • Педагог-психолог
  • Учитель-логопед (учитель-дефектолог)
  • Учитель физкультуры
  • Руководители спортивных секций
  • Руководители кружков самодеятельности
  • Учитель трудового обучения
  • Преподаватель ОБЖ
  • Психолого-педагогический консилиум

Высшее образование – 32 человек (80%), средне-специальное – 8 (20%).Высшая категория – 14 чел. (35%),I категория – 19 чел. (47,5%),II категория – 5 чел. (12,5%),8 разряд – 2 чел. (5%) – молодые специалисты. 33 педагога имеют высшее образование, из них 28 имеют педагогическое, 7– средне-специальное.

                                  Режим работы ОУ.

МОУ «СОШ № 2» работает по шестидневной учебной неделе (первые классы - пятидневная учебная неделя). В начальной школе ведется обучение  программе 1-4. Продолжительность учебного года в первом классе 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут, для 2-11 классов – 40 минут. Организуются динамические паузы между уроками до 40минут. На уроках каждые 10-15 минут меняются виды деятельности, проводятся физкультминутки. Расписание уроков составлено с учетом норм СаНПиНа. Физкультура проводится в проветриваемом зале, где соблюдается техника безопасности. В начальной школе работает группа продленного дня.

             Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:

  1. Развить способности и творческий потенциал каждого учащегося за счет базового (федерального, регионального, школьного) компонента и дополнительного образования.
  2. Обеспечить защиту обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья.
  3. Обеспечить преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования.

Программы начальной школы помогают реализовать способности каждого и создают условия для индивидуального развития ребенка.   Межпредметные связи способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. В начальной  школе  ведется  обучение  программе 1-4 .

1а-программа  В.Ф. Базарнова.

1б и 2а, 4а, 4б – программа «XXI век»;

3а , 3б и 2б–   программа «Школа 2100».

2б класс применяет программу «Школа Здоровья» Разговор о правильном питании» ,оздоравливаются путем массажа  ног (аппликаторы),занимаются двигательной активностью, соблюдают режим  питьевой водой –  21 учащихся.

В соответствии с программами основные учебные предметы начальной школы дополнены развивающими курсами:

1.информатика – 1 час в неделю со 2-ого класса;

 и интегрированным курсом:

2.«Разговор о правильном питании»

Заняты в спортивных секциях- более 50% всех учащихся начальной школы.

Обеспечение санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса в школе. 

           1. В школе высок престиж здорового образа жизни (микросоциальные условия). Прежде всего, участок, здание школы, планировка, площади помещений, микроклимат, световой режим, отделка, оборудование учебных и неучебных помещений, организация школьного питания  соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям . В школе организовано горячее питание для 100% учащихся, 420 учащихся из малообеспеченных семей обеспечены бесплатным питанием.   Вся атмосфера школы  способствует хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и вызывает желание все это сберечь и сохранить. В светлом классе, украшенном комнатными растениями, где ребятам уютно и комфортно, учитель легко пропагандирует здоровый образ жизни, сформирует полезные привычки.         

          2. Школа выдерживает нормы СаНПиНа: в классных помещениях тепло, светло, все классные доски с подсветкой, проветриваются коридоры и классы, достаточно зелени, проводится регулярно влажная уборка.

          3. В школе, содействующей укреплению здоровья, учебный процесс предусматривает учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, при выборе режимов обучения,  составлении недельного расписания, использование на уроках здоровьесберегающих педагогических технологий, минимизацию стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ  и экзаменов, т.е. все то, что относится к валеологическому сопровождению деятельности образовательного учреждения.  

          4. Руководители, члены администрации образовательного учреждения, педагогический коллектив  понимают всю значимость решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования,  имеет место с их стороны фактор социального одобрения деятельности, отнесенной к ЗОЖ.  

5. Конструктивная политика школы в отношении здоровья  и личностного развития детей и положительный психологический климат в школе и классе. Под  этой политикой понимаются  те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в школе направленность и структуру, позволяют  предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, а так же позволяют учащимся  активно участвовать в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия.

               Результативность  здоровье сберегающего процесса  в ОУ

 

Результаты участия  педагогов школы в городских и краевых мероприятиях 2005-06-07 уч.год

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Название мероприятия

Уровень

1

Ганжа С.Д

Уч.нач.классов

«Разговор о правильном питании»

Краевой

1место

2

Ковалева Н.В

Учитель ф-ры

Пионербол

Городс-кой

2место

3

Дивинец Ю.Г

Учитель ОБЖ

турслет

Региональн.

5место

4

Наумов С.И.

Учитель ф-ры

л/а кросс

Городс-кой

2место

5

Наумов С.И. Дивинец Ю.Г

Учитель ф-ры и ОБЖ

спартакиада

Городс-кой

3место

6

Дивинец Ю.Г

Наумов С.И.

Учитель ОБЖ и физ-ры

1.Допризывная подготовка

2.Организация мероприятий

Городс-кой

городс-кой

Присвоение второй квалификационной судейской

категории

7

Ганжа С.Д

Уч.нач.классов

 «Я- гражданин России»

Городс-кой         краевой

1 место реализуется

8

Вялкова Е.А. Семилетова А.А

Уч. Физики нач.классов

«Здоровый образ жизни»

Школь-ный городской

1место реализуется

9

Фокина О.А

Уч. Русского языка и лит-ры

«Профилакти-ка вредных привычек»

Школь-ный

1место реализуется

 Достижения учащихся школы в 2005-06  уч.году

№ п/п

Название проекта, программы

Уровень

Степень и характер участия

1

 «Разговор о правильном питании»

Краевой

1 место

2

 «Я- гражданин России»

Городской        

1 место

11

Проект «Наш школьный двор»

городской

1 место

Достижения учащихся школы в 2006 -07 уч.год

№ п/п

Название проекта, программы

Уровень

Степень и характер участия

1

Городской туристический слет

городской

6 место

2

Лыжная эстафета

городской

3 место

3

Первенство города по настольному теннису

городской

6 место

4

Первенство

- по волейболу

- по пионерболу

городской

5 место

3 место

5

Городские соревнования по зимнему троеборью

городской

4 место

6

Президентские состязания

городской

2 место

7

Спартакиада допризывной молодежи

городской

2 место

8

«Безопасное колесо»

городской

4 место

Достижения учащихся школы в 2007 -08 уч.год

№ п/п

Название проекта, программы

Уровень

Степень и характер участия

1

Лыжная эстафета

городской

3 место

2

Президентские состязания

городской

1 место

3

Первенство

- по волейболу

городской

3место

4

Лёгкая атлетика      

городской

3место

5

Соц.проект «Снежная горка»8кл

городской

1место

6

Соц.проект «Столовая моей мечты» 4кл

городской

1место

7

«Расти здоровым» 7кл

школьный

реализуется

8

«Путешествие в страну Спорта»8кл

школьный

реализуется

                                Сильные  стороны ОУ в рассматриваемом аспекте

  • Соответствие учебной недельной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей
  • Использование методов и методик обучения адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся для усвоения ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни.
  • Введение  инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов
  • Рациональная, соответствующая требованиям организация уроков физической культуры
  • Рациональная организация уроков и внеурочных мероприятий
  • Физминутки, упражнения для коррекции зрения, осанки и др.);
  • Проведение занятий активно-двигательного характера в начальной школе
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития)
  • Создание условий для психологического комфорта учащихся  в школьной среде.
  • Соблюдение охранительного режима для учащихся.

        Здоровьесберегающая инфраструктура

          Соблюдение размеров мебели

  • Освещенность мест занятий
  • Эстетическое состояние
  • Санитарное состояние
  • Кабинет информатики
  • Учебные мастерские
  • Спортивные залы (раздевалки, подсобные помещения)-52кв.м, и 81.2 кв.м.

          Медицинский кабинет

  • Кабинеты специалистов (психолога, логопеда, соц.педагога)
  • Дополнительное оборудование для укрепления здоровья детей-1шт
  • Столовая – площадь 44,2кв.м  
  • Буфет-49.6кв.м
  • Кухня-42,5 кв.м  30.4 +17.1=47.5кв.м
  • Организация качественного питания через комбинат школьного питания

              А) Буфетная система; б) Приготовление пищи

                                     Преимущества школы

  1. Благоприятный психологический климат, позволяющий каждому ученику реализовываться в здоровье сберегающем процессе  ОУ
  2.  Отдельное здание для учащихся начальной школы с хорошими     рекреационными возможностями.

     3.  Значительный авторитет школы в окружающем социуме.

     4.  Использование в образовательном процессе  образовательных здоровье                           сберегающих технологий и программ, позволяющие выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами.

     5. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на           работу по реализации программы «Школа Здоровья».

Примерный план деятельности по реализации проекта

№ п/п

Наименование и содержание

Сроки

Ответственные

2008

2009

2010

2011

1

Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др.документами

+

Упр.Совет школы

Пед.совет

2

Создание рабочей группы по разработке новой программы школы.

+

Упр.Совет школы

3

Создание медицинского Совета школы и нормативно-правовой базы для работы ЗОШ

 

Упр.Совет школы

4

Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесохраняющих технологий методики Базарного,программы Касаткина, программы «Разговор о правильном питании»

правильном питании».

 

 

 

 

Педсовет

5

Разработка программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения учащихся

Метод Совет Мед совет

6

Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения  с здоровьесохраняющими технологиями  и ее организацией в начальной школе

+

Зам. директора  Психолог разработчики

7

Приобретение необходимого оборудования для  мед. кабинета и спортивных сооружений

Директор

8

Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа Здоровья»

Зам. директора по УВР

9

Создание  Дневника здоровья учащихся на 1  ступени.

Учителя, фельдшер

10

 Формировать банк педагогической информации на основе здоровьесохраняющей технологии   организацией в начальной школе

 

Метод Совет метод объединение

11

Обновить фонд учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по данной программе

Администрация ОУ

12

Систематическая диагностика психофизического здоровья и медикопсихологического обучаемых  

ПМПк

13

Оказание социальной защиты детей: находящихся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающихся на дому

ПМПк

14

Обновление единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие ЗОЖ

Зам.по ВР

Соц.педагог

Педагоги ДО

15

Создание диагностики оценки и самооценки уровня развития, учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью

Метод Совет

16

Создание классных программ по реализации программы «Школа Здоровья»

Метод Совет

учителя

17

Курсовая подготовка учителей по использованию здоровьесохраняющей технологии и программ  

Зам.по УВР

 

18

Развитие межведомственных связей для решения проблеем здоровьесбережения:

сотрудничество с детской поликлиникой ; сотрудничество с плавательным бассейном, дворцом спорта; комбинатом питания.

спорта,комбинатом питания.

директор Зам.по УВР

Педагоги ДО

19

Разработка программно-методического обеспечения:

Метод Совет

20

Обеспечение психолого-педагогического и экологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

—педагогическое тестирование и психологическое исследование учащихся;

—проведение логопедического обследования учащихся начального звена;

—организация сезонного оздоровительного лагеря.

директор Зам.по УВР

21

Проведение «Дней здоровья» в течение  учебного года.

 Учителя физической  культуры

культурыры

22

Отслеживания  врачебно-педагогического контроля состоянием здоровья учащихся.

Психолог,логопед

23

Каждый урок и внеурочное занятие с учащимися планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);психологических  и наличие диалога, создание ситуации успеха .

директор

Заместитель по УВР

учителя

метод совет  психолог

логопед

24

Внеурочная работа (олимпиады, предметные недели, семинары, спортивные мероприятия, работа кружков) в течение года

Заместитель по УВР

учителя

метод совет  

25

Режим учебно-воспитательного процесса школы составлен с учетом организации занятий в 1 смену (1-4 классы).

Заместитель по УВР

26

В начальном звене школы учебные кабинеты оборудовать установками для организации питьевого режима

Директор

 Учителя

родители

27

Журналы и инструкции по технике безопасности  в каждом учебном помещении.  

Зам.по УВР

28

 В учебном плане школы на физическую культуру выделить 2 часа в неделю в соответствии с существующими нормативами

Зам.по УВР

29

Занятия физкультурой с учащимися проводить в отдельных помещениях дифференцированно с учетом групп здоровья и медицинских показаний.

Зам.по УВР

Учитель физ-ры

30

В рамках дополнительного образования организовать занятия спортивно-двигательного характера:

Общая физическая подготовка.

Спортивные игры. Футбол. Волейбол.

Баскетбол. Настольный теннис.

Секция .Плавание.

директор

Зам.по УВР

учителя

31

Бесплатным горячим  питанием обеспечить всех учащихся.

директор

32

 Создать Центр содействия здоровью

Зам.по УВР

33

Медицинское наблюдение осуществлять специалистами (медицинскими работниками. Медицинские работники проводят своевременную профилактическую работу, осуществляют обработку данных по посещаемости учащихся, проводят диспансеризацию учащихся, систематизируют информацию по состоянию их здоровья и вносят рекомендации на соответствующую страницу классных журналов, отслеживают изменения в состоянии здоровья детей, имеющих хронические заболевания.

Зам.по УВР

медики

34

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляют педагог-психолог.

Зам.по УВР

35

Проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся отражать в тематике заседаний методических объединений и педагогических советов.

Грамотное дозирование домашних заданий, необходимость введения динамических пауз в середине дня, профессиональные рекомендации и консультирование родителей по соблюдению режима дня школьников, создание комфортных условий пребывания в классе.

 

Зам.по УВР

Метод совет

Учебно-тематический план

 

Программа «Педагогика здоровья» (В.Н.Касаткин с соавторами, 1998).

 

Раздел

Тема

Класс, количество часов

 

 

1

2

3

4

 

I. Самопознание через чувство и образ

Я познаю себя.

4

4

3

1

 Мы все похожие и мы все разные. Я познаю других.

1

 

2

 

2

 

2

 

Человек в мире людей.

1

2

2

2

Обобщающий урок – праздник совместно с родителями.

 

 

 

2

II. Школа здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

1

1

1

1

 Пищеварение: как это происходит

1

1

1

1

 Питательные вещества и их значение для роста и развития организма

2

1

1

1

 Питание и индивидуальное здоровье

2

1

2

2

Производство, хранение и распространение продуктов питания

2

2

1

2

Приготовление пищи

2

2

2

1

III. Ослепительная улыбка на всю жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачем человеку нужен рот и что в нем находится

1

 

 

 

 

 

Правила ухода за зубами

1

 

 

 

Как правильно чистить зубы

1

 

 

 

Здоровое питание – здоровые зубы

1

 

 

 

 

Здоровые зубы – здоровый организм

 

1

 

 

 Строение зубов

 

1

 

 

 Враг зубов - кариес

 

1

 

 

 Прикус и его нарушения

 

1

 

 

 Чистка зубов

 

1

 

 

Заболевания десен

 

 

1

 

Питание

 

 

1

 

Как фтор укрепляет зубы

 

 

1

 

Посещение стоматолога

 

 

1

 

Бережное отношение к зубам

 

 

1

 

IV. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Лекарственные препараты

1

1

1

 

Табак

1

1

1

 

Алкоголизм

1

1

1

 

Наркотические и токсические вещества

1

1

1

 

Уроки «навыков жизни»

 

 

 

4

V. Безопасность детей на дорогах

Что мешает видеть проезжую часть улицы

3

 

 

 

1

 

1

 

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

2

 

 

 

 

 

1

 

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица

1

 

 

 

 

 

1

 

Опасность на «островке безопасности»

1

 

 

1

 

1

 

Переход улиц

 

2

1

2

Пешеходный переход

 

1

 

1

«Ловушки» на углу перекрестка

 

1

1

1

Я - пешеход

 

 

1

1

1

VI. Поведение в экстремальных  ситуациях

Экстремальные ситуации. Модели поведения

 

1

 

 

 

 

Как звать на помощь в экстремальной ситуации

 

1

 

 

Как выйти из экстремальной ситуации

 

1

 

 

Поведение при пожаре

 

 

1

1

Поведение при встрече с незнакомым человеком

 

 

1

1

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде

 

 

1

1

Травмы

 

1

2

2

Оказание первой медицинской помощи

 

 

 

1

Итого:

 

32

34

34

34

 

Проекты учителей начальной школы МОУ «Сош №2» по реализации программ «Здоровья»

Механизм реализации проекта 2класса «Б». Классный руководитель  Ганжа С.Д.

Пояснительная записка

Начиная с первого класса, даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство

Рассматривается вопрос о значении семьи в жизни человека. Коллективно составляются и расширяются правила семейного общения, правила знакомства. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во время занятий. Обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни. С самых первых занятий  учу детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство.  

 Открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе, воспитать культуру тела, культуру чувств помогла книга Георгия Юдина “Главное чудо света”. Она содержит необходимую информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, соблюдающую принципы корректного и доступного просвещения детей и не дублирует программу природоведения.

Ученики получают ответы на свои вопросы: Какие пять машин живут в одном носу? Что это за круглосуточная телефонная станция в каждом из нас и как ей помочь в работе? Что это за волшебные точки? Как выполнить самомассаж? Почему его нельзя применять, не зная “техники безопасности”?

Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня,  знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления. Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу - формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье. На уроке  используются различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает, участвуя в игре "Хорошо - плохо". Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи. Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок.

                                  Результат работы за 1класс.

В первом классе, я совместно с медицинским работником исследовали медицинские карты учащихся. Результат был не утешающий. Наряду с тем, что ученики имели не только слабое зрение, нарушение осанки, но и у  ослабленный слух. Были и ученики с заболеванием кишечно - желудочного тракта, с сердечно сосудистыми заболеваниями. Всё это дало толчок для работы по оздоровлению учеников.

            В первую очередь всех слабо видящих учеников я посадила ближе к доске, а каждую четверть менять учащимся посадочные места.  

Ежеурочно проводила и провожу физминутки, ориентированные на гимнастику глаз. Вот некоторые примеры:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти . Повторить 4-5раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5раз.
  3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5раз.
  4. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

Так как были выявлены ученики с нарушением осанки, то и для таких учеников существует комплекс упражнений.

1.И.п. – стоя или сидя, руки на пояс. 1- правую руку вперёд, левую вверх. 2- переменить положение. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд.

2.И.п. – сидя, руки вверх. 1- сжать руки в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

        Для учеников с нарушением сердечно – сосудистой системы я на уроках провожу следующие упражнения:

  1. И.п. – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6раз.
  2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы влево, 4 – и.п. 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 6-8раз. Темп медленный.
  3. И.п. – сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6раз. Темп медленный.

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышает их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Всё это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

          В силу своих психологических особенностей ученикам начальной школы хочется поиграть, особенно это наблюдается в первом классе. И учитывать этого нельзя.

Поэтому на уроках математики я использовала отдых в сочетании с игрой и счётом. Важно проводить отдых и на уроках окружающего мира, и на уроках литературного чтения. Здесь лучше всего использовать стихи с упражнениями, так как они способствуют и отдыху учащихся и тренируют память. Упражнения на релаксацию мышц глаз, лица, век. Так как релаксо – аутогенная терапия, она снимает физическое утомление, а также предупреждает агрессивность и неадекватное поведение у учащихся.

Под спокойную музыку делаются упражнения на расслабление мышц, затем на напряжение, при этом веки закрыты.

Обзор глазами точек с предметом располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Следующие упражнения способствуют так же релаксации мышц кистей рук и глаз. Ладони потереть друг о друга, пока не станут теплыми.

  1. Под ладонями смыкать и размыкать веки.
  2. Расслабляются брови, веки, глазные яблоки.
  3. Теплыми пальцами массажируются мышцы около глаз, надбровные дуги.
  4. На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Называют цвет, дети глазами ищут, можно показать указкой. Вместо кружков, могут буквы: слагаются слова, числа (с числами провести устный счет); картинки (составляются предложения тексты).

 

Реализация программы «Разговор о правильном питании»

Реализовывается программа «Разговор о правильном питании» в течение четырёх лет не только во внеклассной работе, но и в оздоровительном пришкольном лагере в семьях учащихся.   

Приятной неожиданностью стали для меня признания многих родителей, утверждающих, что благодаря программе не только дети, но и взрослые члены семьи сумели освоить правила правильного питания.

Результаты работы, которую я проводила в течение 2003 -2007 гг., показывают, что программа «Разговор о правильном питании» реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Динамику отслеживания   представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности и полезности продуктов питания можно пронаблюдать по дневникам «Здоровья»  

да

нет

Пер-вично

итог

Пер-вично

итог

Есть ли связь между правильным питанием и здоровьем

98%

100%

2%

0%

Важно балансировать пищевой рацион

82%

100%

18%

0%

Знаешь основные продукты питания необходимости разнообразия в еде

64%

84%

36%

16%

Важно употреблять сырые овощи и фрукты

44%

100%

56%

0%

Полезные молочные и молочнокислые продукты

68%

100%

32%

0%

Важно соблюдать режим питания, гигиенические правила и безопасность в употреблении продуктов питания

84%

100%

16%

0%

уважаешь национальные традиции питания

68%

80%

32%

20%

Примерное тематическое планирование по программе «Разговор по правильному питанию»

1. Если хочешь быть здоров.

2. Самые полезные продукты.

3. Как правильно есть.

4. Удивительные превращения пирожка.

5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

б. Плох обед, если хлеба нет.

7. Время есть булочки.

8. Пора ужинать.

9. На вкус и цвет товарищей нет.

10. Как утолить жажду.

11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

12.  Где найти витамины весной?

13. Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты.                                              

14. Всякому овощу — своё время.                                                                                  

15.  день рождения Зелибобы.                                                                                                        

16. Проверь  себя.

17.Диагностика

18. давайте познакомимся                                                              

19. Из чего состоит наша пища                                                                                  

20. Что нужно есть в разное время года        

21.  Как правильно питаться, если занимаешься спортом        

22.  Где и как готовят пищу.                                                                                                                  

23.  Как правильно накрыть стол                                                                            

24.  Молоко и молочные продукты                                                                                                              

25.  Блюда из зерна                                                                                                                                

26.  Какую пищу можно найти в лесу                                                                                    

27. Что и как можно приготовить из рыбы                                                                  

28.  дары моря                                                                                                    

29.  Кулинарное путешествие» по России                                                                                  

30.  Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен  

3 1. Как правильно вести себя за столом        

32.   Диагностика до изучения и в конце.        

33.   Экскурсия в столовую.        

34. Практическая работа по приготовлению блюд        

1 этап Подготовительный 1класс 2007г

Вид деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика физического состояния учеников

апрель

Медработник

2

Диагностика психического состояния учеников

май

Психолог

3

Составление социального паспорта класса

май

Соц. Педагог учитель

4

Составление плана мероприятий по реализации проекта

сентябрь

Кл. руководитель, физрук, родители, социальный педагог, психолог,логопед



2 этап Основной этап реализации проекта «Школа здоровья»

 1класс программа «Разговор о правильном питании»

 2класс 2008г Программа  «Здоровье», В.Н.Касаткин

Тема

Вид деятельности

Цель

Сроки

Ответственные

Участники

Я и мое здоровье

Цели:

Формирование у детей представления о здоровье, приобщение к валеологической культуре

Становление здорового стиля жизни

1

Есть в травах и цветах живительная сила.

Беседа

Многие целительные силы природы сосредоточены в лекарственных растениях. И эти силы должны широко использоваться для сохранения здоровья человека. в наступающем XXI веке, веке высоких технологий и экологического неблагополучия, профилактическая фитотерапия будет особенно необходима для обеспечения высокого уровня здоровья населения, предупреждения заболеваний и эффективного их лечения. в этом разделе мы представляем читателям книги о лекарственных растениях, о способах применения различных растений для лечения заболеваний.


Октябрь

Родители, приглашают фитотерапевта, библиотекарь.

Ученики, родители, библиотекарь, фитотерапевт

2

Разработка выставки “Путь к долголетию”

Выставка

Продолжительность жизни измеряется годами, а ее качество - здоровьем. Пока мы молоды и счастливы, мы не задумываемся о здоровье, но к старости мы вспоминаем о нем и начинаем искать способы, чтобы сохранить здоровье, восстановить силы. Одни бегут к врачам, другие к нам, в библиотеку. И вот для таких наших друзей - читателей мы организуем эту выставку. В ней они должны найти те книги, которые помогут им справиться со своими недугами. Каждый должен выбрать свой путь, выбрать ту книгу, которая поможет вернуть утраченные силы, вдохнуть новую энергию жизни и преодолеть негативные моменты жизненных неурядиц.

ноябрь

Кл. руководитель

Ученики,

кл. руководитель

3

 Давайте не болеть!

Беседа-диспут

Человек всегда стремился жить долго, но никогда не хотел быть старым. тайна продления жизни заключается в том, чтобы не сокращать ее себе самому. что прекраснее всего на свете? Старая голова и молодое сердце.
Будут беседы о проблемах долголетия, о механизмах психологической защиты, о выходе из стрессовых ситуаций, о нервозах и прочих психоэнергетических методах лечения.

декабрь

Школьный медработник,

классный руководитель

Ученики, кл.руководитель, медработник

4

“Как следует питаться:
- здоровая пища
- витамины здоровья”
Познавательная программа

Классный час

Знакомить ребят с правилами правильного питания, с необходимостью следить за своим весом уже в детстве.

декабрь

Родители

Ученики, родители, кл.руководитель

5

“Веселые состязания на лесной полянке”
Спортивные состязания Кн. выставка “Как дела, здоровяки”

Спортивные соревнования

Прививать необходимость вести активный образ жизни , воспитывать взаимовыручку, чувство локтя товарища.

сентябрь

Физрук, родители

Ученики, кл.руководитель, физрук

6

“Я здоровье берегу - сам себе я помогу”
Познавательная игра Кн. выставка “Как не стать зябликом”

Познавательная игра

Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью, воспитывать уверенность в себе .

февраль

Кл. рук, психолог

Ученики, психолог

7

Долой грипп и ангину"
Театрализованное представление Кн. выставка “Советы доктора Апчхи”

Театрализованное представление

Учить ребят заниматься профилактикой заболеваний таких как грипп, ангина.

январь

Школьный медик, родители

Ученики, кл.руководитель, медработник

8

“Путешествие по Спортландии”
Спортивные игры, конкурсы

Игра-путешествие

Развивать в детях необходимость в занятиях спортом. Воспитывать выносливость.

февраль

Физрук

Ученики, кл.руководитель, физрук

9

Праздник Здоровья
Празднично-игровая программа

Праздничное представление

Воспитывать уверенность у детей в том, что сохранение здоровья – это самый важный аспект нашей жизни.

март

Кл. руководитель

Ученики, кл.руководитель, родители

10

“Путешествие в город Чистоты и Порядка”
Игра-путешествие .

Игра-путешествие

Прививать учащимся необходимость соблюдать порядок во всем.

апрель

Кл. руководитель

Ученики, кл.руководитель, родители

11

“Забота о глазах: Глаза - главные помощники человека”
Познавательная программа

Познавательная программа

Воспитывать правильное отношение к своему зрению, учить выполнять элементарные упражнения, сохраняющие зрение.

март

Родители, врач

Ученики, кл.руководитель, врач

12

“Дружи с водой: мойтесь чаще, мойтесь чище”
Веселые уроки здоровья, познавательная программа  Выст.рис. “В гостях у Мойдодыра”

Выставка

Познавательная программа

Прививать учащимся необходимость соблюдать чистоту во всем, следить за чистотой своего тела.

январь

Кл. руководитель

Ученики, кл.руководитель, родители

13

“Уход за зубами:
- почему болят зубы
- чтобы зубы были здоровыми”
Познавательная программа

Познавательная программа

Воспитывать правильное отношение к своим зубам, учить выполнять элементарные упражнения, сохраняющие зубы.

апрель

Врач-стоматолог, родители

Ученики, кл.руководитель, врач-стоматолог

14

Уход за ушами:
- чтобы уши слышали”
Познавательная программа "

Познавательная программа

Воспитывать правильное отношение к своему слуху, учить выполнять элементарные упражнения, сохраняющие слух.

май

Врач –ЛОР, кл. рук.

Ученики, кл.руководитель, врач-ЛОР

«Опасно-безопасно»

Цели:

Научение детей основам безопасности жизнедеятельности

1

Я по улице шагаю

Игра-путешествие

Расширить знания детей о безопасности на улицах и дорогах

ноябрь

Кл. руководитель

Ученики, кл. рук.

2

Природа-мать и мачеха

Поход

Формировать представления об опасности в природе

май

Родители

Ученики, учитель, родители

3

Опасность в доме

Клуб «Всезнайка»

Расширять представление об источниках опасности в доме, учить технике безопасности в быту

январь

Родители, учитель ОБЖ

Ученики, учитель ОБЖ, родители

Познай себя и соблюдай правила

Цели

Формировать потребность в выполнении правил поведения

Развивать умения контролировать и оценивать свою деятельность

“Хорошее настроение”
Час отдыха, викторины, игры. Кн. выставка “От улыбки хмурый день светлей...

Викторина, книжная выставка

Учить ребят контролировать свое настроение, находить и искоренять причины скверного настроения

ноябрь

Психолог

Ученики, психолог

“Поведение в школе”
Беседа, викторина

Беседа-викторина

Повторить правила поведения в школе. Объяснить, что организованность – это часть здорового образа жизни.

декабрь

Соц.педагог

Ученики, соц.педагог

Вредные привычки” 
Час здоровья. Диспут“Посеешь привычку - пожнешь характер”

Час здоровья, диспут

Пояснить ребятам, какую роль имеют отрицательные привычки и как в дальнейшем они отразятся на социальном статусе.

февраль

Психолог

Ученики, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа - территория здоровья"

Выступление по обмену опытом...

Родительское собрание "Школа-территория здоровья"+презентация

Родительское собрание "Школа - территория здоровья" с презентацией...

"Школа - территория здоровья"

Данный материал представляет собой статью из опыта работы школы по созданию здоровьесберегающей среды. МОУСОШ № 1 на протяжении многих лет работает над данной темы. За годы работы накоплен опыт, котор...

Школа территория здоровья

Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предел...

"Школа - территория здоровья"

Рабочая программа направлена на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, в ней описаны методики и технологии направленные на  организацию и реализацию здоровьесберегающей...

"Наша школа - территория здоровья"

Школа формирования здоровья. Модель по здоровьесбережению в школе...

Проект для начальной школы "Школа - территория здоровья"

Проект "Школа - территория здоровья" был реализован в начальной шокле в 2016-2017 учебном году. В опубликованном материале вы найдете не только положение о проекте, но и результаты его реализации с фо...


 

Комментарии

Ганжа Светлана Давыдовна

Попробуйте еще раз.У меня открывается.
Кудряшова Татьяна Александровна

Светлана Давыдовна! Очень хотелось бы просмотреть Вашу публикацию "Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья», но при нажатии на ссылку, появляются только иероглифы. Обратитесь к администратору сети.
Ганжа Светлана Давыдовна

Доброго времени суток.Посмотрите, я добавила другого материала.
Никитина Наталья Борисовна

Спасибо! Проект замечательный, интересный и очень полезный для каждого учителя.
Ганжа Светлана Давыдовна

Если чем-то помогла,то рада!