Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа по технологии

Наталья Анатольевна Блохина

Программа занятий, знакомящая с народным творчеством - устным, декоративно-прикладным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo_dlya_shkoly.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бугровская средняя общеобразовательная школа»

пос. Бугры Всеволожского района Ленинградской области

__________________________________________________________________

Рабочаяобразовательная программа

внеурочной деятельности (ФГОС)

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(комплексная программа: словесность, рисование и художественный труд)

Автор (составитель): Блохина Наталья Анатольевна

       педагог дополнительного образования

             II квалификационная категория

Направленность программы:художественно – эстетическая

Возраст детей, осваивающих программу: 7 лет

Срок реализации программы:1 год

Бугры

2022

Пояснительная записка

Направленность программы: художественно – эстетическая.

Социальная направленность программы: организация полезного и продуктивного досуга учащихся начальной школы во внеурочное время.

Адаптация ребёнка 1 класса к новым социальным условиям через организацию досуга во внеурочное время.

Актуальность: В современных условиях с особой остротой встаёт проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств школьника. Произведения народного творчества, имеющие многовековую историю, могут служить хорошим материалом для воспитания духовности, чувства патриотизма. Удивительно красиво сказал о чувстве патриотизма В.А. Сухомлинский: «На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей – святынь нашей идеологии, нашего Отечества, нашей истории, нашего народа. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении стать настоящим патриотом».

Данная программа составлена на ознакомлении, в основном, с народным творчеством России, её традиционными ремесленными центрами, а также предусмотрено знакомство с традиционным народным творчеством других народов.

Чувства, вызываемые произведениями народного декоративно – прикладного и устного творчества и самостоятельная деятельность ребёнка являются частью приобретения личностного опыта, самосознания. А это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, осознания сложности и богатства своего внутреннего мира.

Цель: программа направлена на интеграцию личности в национальную и мировую народную культуру, воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений народного творчества.

Приоритетные задачи:

  1. Расширение форм организации внеурочного времени.
  2. Знакомить с народным творчеством, его видами и традициями.
  3.  Формирование заинтересованности народной культурой и её формами.  
  4. Воспитание умения видеть красоту окружающего мира в обыденных вещах.
  5. Воспитание уважительного отношения к народной культуре России, малых народностей и культуре других народов.
  6. Побуждение активности обучающихся к различным видам творчества: декоративно – прикладным, литературным.
  7. Формирование теоретической базы в области народной культуры.
  8. Формирование базы практических умений и навыков в области народной культуры.
  9. Формирование чувства уверенности у учащихся в своих силах.

Возрастная аудитория и время реализации: Курс рассчитан на проведение занятия 1 раз в неделю в течение учебного года в отдельно взятом 1 классе во внеурочное время.

Срок реализации – 1 год

Режим занятий – 1 занятие в неделю.

Формы организации деятельности:

- групповые занятия

- экскурсии

- прогулки

- игровые занятия

Методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий),

- иллюстративный (сопровождение объяснения демонстрацией иллюст-раций, наглядного материала),

- продуктивный (творческий).

Следует помнить, что у младших школьников преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально – чувственное восприятие действительности и данный курс, сочетающий в себе теоретическую часть, включающую рассказ, наглядную демонстрацию и практическую часть, включающую в себя несколько видов работ: рисунок, конструирование, аппликация и др., может помочь как в развитии нравственных и эстетических чувств, так и формировании навыков практической деятельности.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области рук. Поэтому, для лучшего раскрытия потенциала ребёнка программой предусмотрена смена видов деятельности: рисование, конструирование, аппликация.

Практическая часть поможет в развитии мелкой моторики рук и является комплексом дополнительных упражнений в работе с ножницами, клеем, изобразительными материалами, помогает закрепить некоторые полученные теоретические знания на практике.

Занятия проводятся в форме игры – путешествия по центрам народных промыслов с демонстрацией изделий и рассказом о том или ином промысле, о технологии изготовления, специфических и отличительных особенностях. Игровая форма, насыщенная демонстрационным материалом и дальнейшее практическое закрепление изученного материала способствует также лучшему усвоению и запоминанию главного учебного материала: цвет, геометрические фигуры и формы.

Информационные и практические занятия о народных промыслах перемежаются с занятиями – беседами о народных праздниках, знакомством с устным народным творчеством: сказки и былины, потешки,  заклички.

В процессе знакомства с общепринятыми религиозными праздниками детям даются элементарные знания и представления о религиозных святынях (святые, иконы), некоторых старинных обрядах, традициях, обычаях.

В каникулярное время по желанию детей и их родителей, классного руководителя можно организовать поездку в музеи г. Санкт – Петербурга:

- Петербургский музей кукол

- сувенирные лавки Гостиного двора

- Российский этнографический музей

- Музей микроминиатюры «Русский Левша»

- Санкт – Петербургский музей игрушки

Прогнозируемые результаты

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате обучения по программе «Народное творчество» обучающиеся должны иметь и представление и знать:

  1. Виды народных промыслов: игрушки, росписи, музыкальные инструменты, лаковая миниатюра, художественная обработка камня, кружевоплетение, резьба по дереву, иконопись;
  2. Виды устного народного творчества – малые фольклорные жанры   (пестушка, потешка), пословицы и поговорки, сказки.
  3. Виды музыкального народного творчества – народная (этническая) музыка, народные музыкальные инструменты, народные песни, частушки.
  4. Виды декоративно – прикладного искусства (игрушки, росписи, резьба, вышивка, кружевоплетение, народный костюм*).
  5. Материалы, технику исполнения.
  6. Основные ремесленные центры и виды декоративно – прикладного творчества Российской Федерации.
  7. Узнавать росписи – гжельская, городецкая, мезенская, уфтюгская, хохломская;
  8. Цветовую гамму, соответствующую той или иной росписи;
  9. Приёмы лепки и особенности форм лепных игрушек;
  10. Народные праздники, обряды и обычаи, их связь с религией*.
  11. Духовные святыни русского народа и народов, населяющих территорию Российской Федерации*.

Должны уметь:

  1. Воспроизводить произведения устного народного творчества.
  2. Самостоятельно воспроизводить элементы народных росписей.
  3. Самостоятельно воспроизводить простейшую технику изготовления игрушек : из глины, куколок из разных видов материала (ткань, солома, нитки).
  4. Самостоятельно выполнять изделия в технике оригами.
  5. Адекватно применять на практике полученные духовно – религиозные знания.

*Народные праздники и их связь с религией в большей степени изучаются на основе русских народных праздников, религиозные постулаты используются также в большей степени христианские. Тема традиционных праздников из других религий изучается по наличию той или иной конфессии в данной местности. Например, посёлок Бугры Всеволожского района Ленинградской области: финно – угорские народности (сеты, вепсы, ижорцы, водь, финны), русские, украинцы;татары, узбеки, таджики, религия – мусульманство.

Принципы построения программы:

  1. Единство обучения и воспитания.
  2. Связь эмоционального и рационального в обучении и воспитании.
  3. Систематическое развитие умения воспринимать и самостоятельно воспроизводить или создавать в соответствии с возрастными особенностями развития и практическим опытом.
  4. Повторение и расширение объёма теоретических знаний и практических умений.

Список необходимого для занятий во внеурочное время

по программе «Народное творчество России»

  1. Пластилин
  2. Доска для лепки
  3. Бумага для рисования
  4. Гуашь
  5. Кисти художественные № 1, 3, 5
  6. Цветные карандаши/фломастеры
  7. Простой карандаш
  8. Цветная бумага
  9. Картон цветной
  10. Картон белый
  11. Ножницы
  12. Клей ПВА
  13. Кисть клеевая
  14. Цветные нитки (пряжа: шерсть/акрил, средней толщины)
  15. Бумага для оригами
  16. Деревянные разделочные доски по количеству обучающихся (по 1 на каждого).
  17. Бумажные тарелочки по количеству обучающихся (по 2 на каждого)
  18. Листы ватмана

Формы подведения итогов

№ п/п

Форма

Периодичность

1

Выставка детских работ

По итогам изучения темы

2

Участие в конкурсах разного уровня

В течение учебного года при наличии положений и предложений

3

Участие в концертных программах

В течение учебного года при наличии в ОУ мероприятий, совпадающих по тематике

4

Открытые занятия

Обязательно: в середине и конце учебного года (январь, май), а также - по желанию родителей

5

Итоговое занятие (викторина/литературно-музыкальный утренник)

В конце каждого учебного года

Список дополнительной литературы

Для педагога:

  1. Воспитание в современном образовательном учреждении, Теория и практика: пособие для специалистов по воспитанию под научной редакцией С.А. ЛисицинаЮ С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2005
  2. Аттестация педагогов дополнительного образования: метод.реком./Л.Б. Малыхина, Н.Ю. Конасова, Н.И. Бочманова. – СПб.: ЛОИРО, 2010
  3. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/авт.сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009
  4. Творчество и воспитание /Аванесян И.Д. – СПб.: КАРО, 2004
  5. Дополнительное образование: норматив.док. и материалы/Л.Н. Буёлова, Г.П. Буданова. – Москва: Просвещение, 2008

Для детей, родителей и педагога:

  1. «Мастерилка» «Снесла курочка яичко», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
  2. «Мастерилка» «Сэкондхэнд», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
  3. «Мастерилка» «Шишка, жёлудь и ракушка…», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
  4. «Бумажная мозаика»/Ханна Линд, Москва, Айрис – пресс, 2007
  5. Демонстрационный материал «Жостовская роспись», Москва, Айрис – пресс, 2007
  6. Демонстрационный материал «Роспись Полхов - Майдана», Москва, Айрис – пресс, 2007
  7. Демонстрационный материал «Городецкая роспись», Москва, Айрис – пресс, 2007
  8. Раскраски «Хохлома», Екатеринбург, «Страна фантазий», 2005
  9. Раскраски «Жостовская роспись», Екатеринбург, «Страна фантазий», 2005
  10.  «Чудо – кони, чудо – птицы»/ Г. Блинов, Москва, «Детская литература», 1977
  11.  «Дом высокий, семь окошек»/Ю.А. Любимцева, Москва, «Малыш», 1980
  12. «Играй, гармошка», Москва, «Малыш», 1983
  13.  «Русский сувенир»/В.М. Якобсон, Москва, «Малыш», 1978
  14. «Филимоновская игрушка», Москва, издательский дом «Карапуз», 2002»
  15. Альбом аппликаций «Народные промыслы. Городец», Москва, ООО «Хатбер – пресс», 2006
  16. Альбом аппликаций «Народные промыслы. Мезенская роспись», Москва, ООО «Хатбер – пресс», 2006
  17. Народное искусство России, Москва, «Авиареклама «Аэрофлот», 1986
  18. «Секреты оригами для дошкольников»/Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова, Ярославль, «Академия развития», 2004
  19. «Делаем 50 поделок из бумаги», Минск, «Попурри», 2003
  20. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества/Ольга Вешкина. –Москва: Эксмо, 2008
  21. Декоративно – прикладное искусство/Жемчугова П.П.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006

Календарно – тематический план

Дата проведения

№  урока п/п

Тема

Практическая деятельность

Старинные игрушки

1 четверть

8 часов

1

Вступительная беседа. Рассказ о народных промыслах России в целом. Техника безопасности.

Рисунок «Моя любимая игрушка»

2

Виды народных игрушек. Глиняные игрушки. Особенности Дымковской глиняной игрушки. Ремесленный центр – Дымково.

Лепка. По мотивам Дымковской игрушки. (пластилин)

3

Виды народных игрушек. Глиняные игрушки. Особенности Филимонов-ской глиняной игрушки.Ремеслен-ный центр – Филимоново.

Лепка. По мотивам Филимонов-ской игрушки. (пластилин)

4

Народные росписи. Особенности росписей Дымковской игрушки: традиционная цветовая гамма и элементы росписи.

Роспись Дымковской игрушки (вылепленной ранее/трафарета на бумаге)

5

Народные росписи. Особенности росписей Филимоновской игрушки: традиционная цветовая гамма и элементы росписи.

Роспись Филимоновской игрушки (вылепленной ранее/трафарета на бумаге, гуашь).

Оформление выставки «Старин-ные гуляния»/ «Ярмарка» с использованием игрушек/трафа-ретов, выполненных детьми.

6

Беседа о народных праздниках осени. Осенние приметы, обычаи.

Аппликация из осенних листьев./ Конструирование розы из клено-вого листа (природный материал – кленовые листья/засушенные листья).

7

Старинные игрушки. История, материалы для изготовления. Куклы – обереги.

Конструирование куколки из ниток (нитки пряжа (шерсть/ акрил) средней толщины).

8

Старинные игрушки. История, мате-риалы для изготовления. Богород-ская резная игрушка. Ремесленный центр.

Конструирование куколки из ниток (нитки пряжа (шерсть/ акрил) средней толщины).

2 четверть

8 часов

9

Старинные игрушки. Семёновская матрёшка. История промысла. Ре-месленный центр. Особенности рос-писи. Игрушки – побратимы в других народных культурах.

Рисунок. Роспись трафарета матрёшки элементами традицион-ной росписи (гуашь).

Оформление выставки рисунков по теме.

10

Занятие – викторина на закрепление полученных знаний о традиционных русских народных игрушках, их росписи.

Оригами

11

Беседа об искусстве оригами. История. Базовая форма. Простое оригами. Головки животных.

Конструирование из бумаги.. Простейшие игрушки в технике оригами. Голова собачки/кошки (бумага для оригами)

12

Оригами. Виды и техники оригами. Самолёты и кораблики.

Конструирование из бумаги. Сложные фигуры в технике оригами. Самолёт/кораблик (бумага для оригами)

13

Оригами. Чтение сказки «Теремок».

Конструирование из бумаги. Выполнение заготовок для объёмной аппликации к сказке «Теремок»: детали для теремка, фигурки животных – заяц, лиса, мышка, лягушка и др. (бумага для оригами).

14

Оригами.

Конструирование + аппликация. Выполнение коллективной рабо-ты: объёмная аппликация к сказке «Теремок» (бумага для оригами, ватман, клей)

Народные росписи в быту

15

Беседа о народных росписях, их назначении. Основные ремесленные центры России. Основные виды орнаментов: растительный, живот-ный, геометрический.

Рисунок. Составление узора в полоске. «Узор для пояска» (гуашь)

16

Городецкая роспись по дереву. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора.

Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов городецкой росписи. «Доски расписные» (гуашь).

Оформление выставки рисунков.

3 четверть

10 часов

17

Уфтюгская роспись по дереву. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора.

Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов уфтюгской росписи. «Короб расписной» (гуашь).

Оформление выставки рисунков.

18

Мезенская роспись по дереву. Исто-рия. Цветовая гамма, основные эле-менты, принципы составления узора. Мезенская лошадка.

Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов мезенской росписи. «Доска для прялки» (гуашь).

Оформление выставки рисунков.

19

Гжельская роспись по керамике. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора.

Рисунок. Составление узора в круге (на бумажной тарелочке) с использованием цветовой гаммы и элементов гжельской росписи (гуашь).

Оформление выставки работ.

20

Занятие – викторина на закрепление полученных знаний о традиционных народных росписей.

21

Творческая мастерская.

Рисунок. Роспись деревянной раз-делочной доски с использованием элементов народных росписей (соответствие какой – либо одной росписи/придумать свой узор из элементов разных росписей) (гуашь).

22

Зимние народные праздники и обряды. Рождество. История.

Рисунок. «Рождественская от-крытка» (гуашь)

23

Зимние народные праздники и обряды. Колядки. История.

Конструирование. Изготовление маски (картон, бумага, клей, пайетки и нитки для декори-рования).

24

Творческая работа по изготовлению карнавальной маски.

Музыкальные инструменты

25

Музыкальные инструменты. Бала-лайка. История. Ремесленные центры.

Рисунок. «Балалайка». Украше-ние трафарета балалайки  с ис-пользованием ранее изученных элементов росписей.

26

Музыкальные инструменты. Гар-монь. История. Ремесленные центры.

Конструирование. Изготовление гармошки в технике оригами.

Обработка камня

4 четверть

8 часов

27

Изделия из камня. Знакомство с творчеством П. Бажова. Горные мастера в сказках и современности.

Рисунок. «В хоромах Хозяйки Медной горы» (гуашь)

Народный костюм. Вышивка.

28

Народный костюм. Элементы костю-ма. Декор в народном костюме. Вышивка. Традиционные цвета, элементы.

Рисунок. «Наряды Хозяйки Мед-ной годы» (гуашь).

Оформление коллективной рабо-ты «Горное царство» (ватман, клей)

29

Народный костюм. Элементы костю-ма. Декор в народном костюме. Вышивка. Традиционные цвета, элементы.

Рисунок. «Наряды Хозяйки Мед-ной годы» (гуашь).

Оформление коллективнойрабо-ты «Горное царство» (ватман, клей)

30

Весенние народные праздники и обряды. Пасха. История праздника. Пасхальное яичко – писанка.

Рисунок. «Пасхальное яичко».

Оформление выставки рисунков.

31

Весенние народные праздники и обряды. Пасха. Народные игры на Пасху.

Конструирование. Выполнение работы «Пасхальная горка».

32

Творческая мастерская.

Рисунок. Роспись Пасхальной горки с использованием элемен-тов ранее изученных росписей.

Религия и народное творчество

33

Символика в украшениях. Обереги.

Рисунок. «Дом с резными ставнями» (гуашь, карандаши/ фломастеры,

34

Иконопись. Святые и ангелы-хранители. Значение имени.

Рисунок «Мой ангел – хранитель» (карандаши/фломастеры)

Традиционная кухня

35

Пряники. Тульские и Архангельские пряники. История. Технология изго-товления.

Лепка. Рельефная лепка на карто-не «Тульский пряник» (картон, пластилин)

ИТОГО

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Природа и творчество"

   Дети должны  начать свой творческий путь естествен-но и непринуждённо.  Развитие  воображения,   фанта-зии, творческой интуиции и в целом художествен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...