Некоторые воспитательные возможности уроков технологии
статья по технологии

Владимирова Татьяна Федоровна

Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества. Проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной будущей профессиональной жизни встает в современном обществе с особой остротой. Труд у современных подростков не является значимым явлением. Поэтому трудовому обучению не только среди учащихся средней школы, но и среди младших школьников следует уделять особое внимание. Именно технология является той образовательной областью, которая синтезирует научные знания из других учебных предметов и показывает возможности их применения в различных сферах деятельности и в коммуникативных отношениях. Наряду с трудовыми навыками на уроках технологии развиваются творческие способности, эстетическое осмысление, формируются экономические знания, активизируются умения, необходимые для будущего профессионального осмысления – все это влияет на воспитание подрастающего поколения. В данной публикации рассматриваются возможности уроков технологии с точки зрения их воспитательного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_vospitatelnye_vozmozhnosti_urokov_tehnologii.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современное подрастающее поколение формируется в достаточно сложных социальных условиях смены ценностных ориентиров, реформирования общества. В этих условиях возрастает значение воспитательной функции начальной школы. При работе с обучающимися младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения учениками социально значимых знаний об основных нормах и традициях того общества, в котором они живут.

Целью изучения курса технологии является развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности. Такие качества воспитанного человека, как быть любящим, послушным и отзывчивым, уважать старших и заботиться о младших членах семьи, знать и любить свою Родину, беречь и охранять природу, формируются при изучении тем учебного предмета, связанных с государственными и традиционными российскими праздниками (9 Мая, 23 Февраля, 8 Марта, Пасха, Рождество и др.).

В статье хотим представить виды воспитания, которые можно сформировать преимущественно на уроках технологии, независимо от учебно-методического комплекта, используемого учителем. В качестве примеров взяты темы уроков из рабочих программ УМК «Школа России» и «Гармония».

Приведем примеры организации работы с детьми для решения задач начального образования на уроках технологии:

  1. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.

Детей нужно научить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Именно в игре ребенок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, формируются творческие способности личности...» [5, с. 50]. Поэтому на уроках технологии необходимо создавать проблемные ситуации, в которых школьники в игре учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. В работе по развитию творческих способностей учителю следует учитывать уровень детей. Важно использовать специальные тренинговые упражнения, совместное создание работы. Изучение учебного материала при этом осуществляется от более простого к сложному, от частного к общему. В этом случае проявляется самостоятельное творчество учителя.

Постоянное внимание и регулярная работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивают обогащение детской души, что в свою очередь способствует рождению и становлению настоящей личности.

Основными психолого-педагогическими условиями развития способностей учащихся к свободной импровизации являются:

– создание доброжелательной атмосферы на уроках технологии;

– стимулирование эмоционального отношения детей через содержание занятий;

– оптимальное соотношение технологий и принципов.

С первых дней обучения необходимо создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Использование вопросов «почему?», «для чего?», ролевых учебных заданий, при помощи которых дети в игре научаться оценивать и обосновывать свою точку зрения, способствуют созданию комфортной среды, в которой все эмоции ребенка будут направлены только на совершаемую им деятельность [1]. Следовательно, работы учащихся будут выполнены аккуратно и более творчески.

Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. При подготовке к уроку, учитель должен выбрать эффективные принципы и технологии с учетом доступности восприятия и освоения учащимся, возможностей для направленности на развитие его творческих способностей.

Например, при изучении тем в 4 классе «Лесенка-опора для растений», «Пирожное ‘‘картошка’’» уроки следует провести в настоящей столярной мастерской и в кабинете кулинарии. Здесь ребята не только знакомятся с этапами изготовления изделия, но и имеют возможность проявить творческие способности.

  1. Формирование привычки трудиться, практических умений и навыков; развитие понимания необходимости труда, как для общества, так и для самого человека; формирование потребности в профессиональной самоидентификации и последующем развитии.

Для развития сознательности взглядов и убеждений, способствующих формированию понятий о труде, трудовую деятельность учащихся необходимо методически правильно организовать [7]. Овладение элементарными трудовыми, технологическими, организационными знаниями и умениями трудовой деятельности возможно при использовании особой формы организации урока – экскурсии. Такой урок дает не только полное представление об изучаемых явлениях и процессах, но и способствует расширению и обогащению личностно-практического опыта учащихся, пополняет их знания и представления о профессиональной деятельности людей в различных областях трудовой деятельности.

В ходе экскурсии дети знакомятся со специфическими особенностями профессий, рассматривают трудовой процесс на реальном примере, как целостный, где от одной стадии работы зависят другие стадии и вся работа в целом [2].

Педагоги-методисты считают, что каждый урок технологии в начальных классах должен содержать определенные профориентационные сведения. Для этого необходимо проводить беседы по ознакомлению детей с миром профессий [4]. По времени они не должны быть длительными, а также могут быть включены в разные этапы урока. Например, в ходе организационного момента урока учитель знакомит детей с профессией, во время осуществления трудового процесса при выполнении изделия – учитель обращает внимание детей на технологический процесс и сравнивает его с трудовым процессом той профессии, о которой говорили в начале урока, на этапе подведения итогов урока – педагог проводит беседу о качествах человека, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

На уроках технологии в начальной школе уместно провести беседы о профессиях, связанных со строительством, архитектурой, дизайном при изучении во 2 классе следующих тем: «Дом сказочного героя», «Мозаика», «О чем рассказывают наши вещи».

  1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.

Эстетическое воспитание имеет значимую роль в формировании личности, ее всестороннем развитии. Оно составляет целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное или отвратительное, трагическое или комическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Понятие «эстетическое воспитание» включает в себя ряд зависимых от него понятий. Среди них следует отметить эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое чувство. Цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но и в практической жизни – в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, к искусству.

Задачами эстетического воспитания являются:

1. Формирование эстетического сознания.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей [3].

Основные направления эстетического воспитания на уроках трудового обучения в начальной школе нацелены на создание благоприятных условий труда; постановку цели труда; выбор объекта труда; эстетический анализ предметов. Уютный класс, эстетика рабочего места, рационально организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют те трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности. При постановке предметной цели на уроках труда нельзя ограничиваться только названием объекта труда, а следует демонстрировать изделие-образец, которое помогает детям конкретно, точно представить цель своего труда. Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. Значимость этого этапа обусловлена следующими положениями:

– школьник учится точному выражению своего эстетического суждения о предмете;

– выражая свое суждение, он активно развивает эстетический вкус;

– постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, особенно с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов.

Приведем пример фрагмента урока в 1 классе на тему «Образы осени». В начале занятия учитель обсуждает с детьми приметы времени года, обращает внимание на красоту природы вокруг. Затем предлагает рассмотреть образцы фотографий в учебнике и рабочей тетради, применяет прием олицетворения – «Если бы Осень была человеком – кем бы она была? Как выглядела? Почему?». Далее ребятам предлагается выбрать подходящие к теме фотографии, обсудить эстетическую составляющую украшений. После этого в ходе самостоятельной работы дети создают свой образ Осени. Здесь же организуется еще два вида воспитания: экономическое и воспитание творческих способностей. Первый вид воспитания реализуется через постановку практической задачи (девочкам необходимо сплести венки не из живых растений, а из опавших листьев), а второй вид воспитания – через введение критерия к изделию (произведение не должно быть похожим на другие).

  1. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, чувства долга, милосердия, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе; осознание своих прав и обязанностей.

Для формирования нравственных и правовых качеств учащихся педагоги успешно используют такие методы воспитания, как методы убеждения и упражнения. Метод убеждения может сопровождаться беседой, разъяснением, примером, общественным или трудовым поручением, встречей с представителями различных профессий, экскурсиями на предприятие и т.д.

В учебном процессе уроков технологии важно использовать такую форму обучения как экскурсия. Организуя ее на производство и рассказывая о том, как распределяются в бригаде обязанности, учитель может подтвердить свои слова на примере работы конкретной бригады.

Метод упражнений способствует выработке и закреплению определенных привычек, умений, навыков. Достигается это при помощи разнообразных приемов: показа и демонстраций, самостоятельного решения практических задач, выполнения различных поручений общественно полезного характера, самообслуживания. Специально направленные упражнения позволяют вырабатывать и закреплять у учащихся не только трудовые умения и навыки, но и нормы поведения, черты характера.

Воспитание нравственных качеств может быть организовано на уроке в 1 классе на тему: «Оригами. Песик». Для этого учитель проводит беседу о домашних и брошенных животных, создаст условия для выражения учениками сочувствия последним и поиска способов действий для помощи им.

В ходе занятий по технологии учащиеся всегда находятся в определенной взаимной зависимости друг от друга, что позволяет формировать такие качества как взаимопомощь, умение считаться с мнением окружающих, умение общаться и т.д. Для эффективного изучения тем предмета можно воспользоваться методом решения проектных задач [6].

Например, при изучении темы урока в 1 классе: «Работа с бумагой. Коллаж ‘‘Дикие животные’’», учащимся было предложено разработать и защитить проект «Сохрани животных».

Первый этап включает погружение в проект. Для пробуждения у учащихся интереса к теме проекта учитель рассказывает об уникальности животного мира, о значимости животных в жизни человека, об экологической ситуации и т.д. В результате обсуждения ученики ставят проблему: «Что мы можем сделать для сохранения животных?». Для ее решения они предлагают разделиться на группы и каждой группе попробовать найти возможные пути решения обозначенной проблемы.

На втором этапе организована деятельность школьников. Учащиеся разделились на подгруппы (по желанию) и разработали план деятельности:

1. Познакомиться с информацией по теме проекта, найти нужные материалы, выяснить, что пишут об этом ученые.

2. Провести собственные наблюдения.

3. Обобщить результаты.

На третьем этапе школьники действовали самостоятельно. Помощь учителя была минимальна.

На четвертом этапе учащиеся представляли результаты своей работы. Они рассказали о том, как действовали, какие трудности у них возникли, представили изготовленные коллажи.

  1. Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).

Экономическое воспитание в школе включает усвоение учащимися первоначальных экономических знаний и умений, формирование актуального экономического мышления, приобретение знаний о производстве и потреблении материальных или духовных благ. В связи с тем, что в основе экономической подготовки в школе лежит практическая деятельность учащихся, все большее внимание уделяется педагогами методу проектов. Технология способствует формированию интереса детей к обучению через организацию собственной деятельности. Постановка перед собой целей и проблем, решение задач ведут к появлению новых знаний и умений.

Проектная деятельность в данном случае предусматривает и ориентирует школьников на экономное и рациональное использование материалов, определение себестоимости продукта, который получается, расчет результативности, поиск условий для повышения эффективности труда. Благодаря процессу трудового обучения экономическая деятельность носит познавательный и созидательный характер. При организации процесса большое внимание обращается на следующие аспекты:

– наличие и целесообразное расположение необходимого оборудования, материалов, инструментов, организация рабочего места;

– обеспеченность необходимой технологической документацией – чертежами, карточками-заданиями;

– планирование трудовой и экономической деятельности, т.е. организация трудового процесса;

– выполнение работы в определенных временных рамках, контроль качества выполнения.

В итоге экономическая деятельность позволяет учащимся овладеть навыками получения максимально возможного количества продукции соответствующего качества при небольших затратах труда, материальных и финансовых средств.

При использовании на уроках метода проектов в критерии проекта обязательно следует включить экономические аспекты, такие, как потребность в изделии, экономическое обоснование, рекомендации к использованию и реклама изделия [6].

Экономическое воспитание прослеживается на протяжении всего учебного предмета «Технология». В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономной разметке и раскрою, выбору технологических конструкций, экономного режима оборудования.

Экономическое воспитание можно успешно организовать при изучении следующих тем уроков технологии: «Правила мастера» (первый урок технологии в 1 классе), «Подставка для кисти», «Дорожная игольница» (2 класс), «Изготовление прихватки и грелки на чайник», «Закладка» (3 класс). «Записная книжка», «Мартиничка», «Вязание крючком» (4 класс). Данные уроки направлены на изучение правил аккуратной, безопасной и экономной работы. Для наибольшего эффекта следует использовать проблемные ситуации. Например, при раскрое деталей гирлянды можно предложить учащимся поразмышлять, почему у вымышленных героев Маши и Вити получилось неодинаковое количество элементов гирлянды.

В заключении следует отметить, что педагогический процесс может стать воспитательным только в том случае, если он способствует познанию учеником самого себя как личности, помогает саморазвитию и самосовершенствованию. Организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и умение их учитывать являются основными условиями, определяющими успешность проведения воспитательной работы учащихся на уроках технологии.

Литература

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. 157 с.

2. Басина Е.З., Берцфаи Л. В., Бугрименко Е. А. и др.Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. 136 с.

3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. 126 с.

4. Прядехо А.А. Алгоритм развития учащихся // Педагогика. 2002. № 3. С. 8–15.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 154 с.

6. Управление проектной деятельностью учащихся: методические рекомендации / сост. И.А. Кильмасова, Э.Ф. Шарипова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 79 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 519 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий

В современной образовательной среде проблема применения здоровьесберегающих технологий приобретает всё большее значение. Все эти технологии играют в  моделировании эмоций важную роль. Исходя из э...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Методические рекомендации "Некоторые возможности применения технологии РКМ на занятиях английского языка с детьми младшего школьного возраста".

Данная работа раскрывает некоторые методы ТРКМ детей на занятиях английского языка в стенах учреждений дополнительного образования....

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе

Воспитательные возможности урока литературного чтения в начальной школе...

Воспитательный возможности урока окружающего мира в начальной школе

Воспитание навыков культуры поведения ребенка начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети пр...