Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (учебный предмет) для 4 класса
рабочая программа по технологии (4 класс)

Жукова Людмила Викторовна

·         Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

            Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

            Задачи курса:

·         развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

·         формировать прикладные умения и навыки;

·         воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

            Кроме решения задач  художественного  воспитания,    данная  программа     развивает  интеллектуально-творческий  потенциал  учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности  для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей , проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса  уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего  школьника. Содержание программы представлено на 34 часа (1 час в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_umelye_ruchki_4_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Никольская ООШ»

                                                                                                                               

Рабочая программа

внеурочной деятельности  «Умелые ручки»

(учебный предмет)

для 4 класса

 2020-2021 г.

(срок реализации)

Разработчик программы:

___Жукова Людмила Викторовна____________________________________________

                                           (Ф.И.О. учителя)

___учитель начальных классов I квалификационной категории__________________

                                      (занимаемая должность, квалификационная категория)

Пояснительная записка.

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Умелые ручки»  построена и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12 2012г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в редакции приказов Минобразования России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011г. № 2357).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

        Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

        Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

        Кроме решения задач  художественного  воспитания,    данная  программа     развивает  интеллектуально-творческий  потенциал  учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности  для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей , проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса  уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания и формирования:  

  • патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;
  • трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду творческого  отношения  к  учению,  труду,   трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  
  • творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественными  ценностями  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетической  выразительностью предметов  рукотворного  мира,  эстетикой труда и  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • бережного отношения  к  природе,  окружающей  среде  (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  • ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития  младшим  школьникам  технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  курса «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция  предметных  областей  для  формирования целостной  картины  мира и  развития  универсальных учебных действий;  
  • формирование информационной грамотности современного школьника;  
  • развитие метапредметных умений.

        Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  

Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий  мир (создание образов животного и растительного мира).

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа с учебными пособиями.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

         Следует помнить,  что  задача  занятия  - освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  в  пособии.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.  

          Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

Содержание программы представлено на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы конкретного учебного предмета (личностные, метапредметные).

Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  Метапредметные  результаты:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 
  • внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка результатов работы;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Содержание программы.

4 класс

№ п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1. Работа с природным материалом (3 часа).

3

Фантазии из природных материалов.

Листья, мох, шишки, каштаны, перья.

Раздел 2. Работа с бумагой, картоном, фольгой (18 часов).

Оригами (3 часа).

1

Аппликация с раздвижкой.

Журнальная  бумага.

1

Веерное гофрирование, аппликация.

Картон, цветная бумага.

2

Оригами из окрашенной бумаги.

Белая бумага, краски.

2

Объёмное моделирование из бумаги.

Цветная бумага.

1

Трубочки из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага.

1

Аппликация из рельефной бумаги.

Цветная бумага.

1

Транспарантное вырезание.

Цветная бумага.

3

Аппликация  и объемные изделия из геометрических фигур.

Картон, цветная бумага.

3

Складывание бумаги-оригами.

Цветная  и белая бумага.

1

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.

Гофрированная бумага, проволока, ватные палочки, бисер.

1

Моделирование из фольги.

Фольга, проволока.

2

Скручивание жгутом, торцевание.

Гофрированная бумага, проволока, цветной картон.

1

Многослойное торцевание.

Гофрированная бумага, салфетки, картон.

1

Выпуклая аппликация из салфеток.

Гофрированная бумага, салфетки, картон, цветная бумага.

Раздел 3. Текстильные материалы (4 часа)

2

Аппликация из ткани. Петельный шов.

Ткань, мулине.

2

Шитьё мягкой игрушки.

Ткань, синтепон.

Раздел 4. Пластические материалы (4 часа)

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе.

Пластилин, проволока.

1

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими  техниками.

Пластилин, картон, сито.

1

Лепим посуду в технике «Гжель».

Пластилин.

1

Лепим в технике «Дымковская игрушка»

Пластилин.

Раздел 5. Оригами (2 часа)

3

Животные и цветы в технике оригами.

Цветная, белая бумага.

Планируемые результаты изучения программы.

Ученик научится:

  • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  •  применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции; – изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Ученик получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  •  понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
  •  создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
  2. Васина Н.Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  3. Васина Н.Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  4. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  5. Гончар В.В. Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2012.
  6. Галанова Т. Игрушки из помпонов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

Перечень материально-технического обеспечения.

  1. Набор цветной бумаги.
  2. Набор цветного картона.
  3. Клей-карандаш, клей ПВА.
  4. Пластилин.
  5. Гофрированная бумага.
  6. Упаковочная бумага.
  7. Проволока.
  8. Фольга.
  9. Салфетки бумажные.
  10. Мулине.
  11. Шерстяные нитки.
  12. Тесьма.
  13. Синтепон.
  14. Ткань.
  15. Ватные палочки.
  16. Краски.
  17. Природный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Музыка" 4 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, программе...

Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государ­ственного образ...

Рабочая программа и КТП по учебному предмету "Математика", 4 класс, 1 полугодие. (Система РО Л.В. Занкова)

Рабочая программа по математике ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Аргинская, И. И. Математика: учебник для 4 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Корми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...