Рабочая программа учебного курса технологии во 2 классе
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Мадяева Галина Александровна

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования, авторской  программы «Технология» Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой,  системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx57.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                Согласовано                                Утверждаю

на заседании        МО                        с зам. Директора                        директором

Председатель МО                        по УВР                                МБОУ «СОШ № 7»

______/ С.В. Бурмистрова/                ______/Е.А. Пилюгина/                ______/И.В. Строкова/

Протокол № ____                        «____» ____ 2015 г.                        Приказ № ____

от «____»_____2015 г.                                                        от «____»_____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса технологии

(2 «А» класс)

по учебнику Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.Технология.2 класс.

Учеб. для общеобразоват. учреждений:  М.: Просвещение, 2014.

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год.

Составитель:

Г.А. Мадяева,

учитель высшей

квалификационной категории

Рузаевка, 2015 г.


I/ Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования, авторской  программы «Технология» Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой,  системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.

Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.). Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения курса технологии — развитие социальнозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:

1. Включение адаптационного периода в 1 классе —8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.

3. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.

4. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.

5. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.

Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии. Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;

степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);

уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.

Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.

Виды учебной деятельности учащихся:

— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям1);

— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока.

В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Описание места учебного предмета в учебном плане (на 1год)

По учебному плану начального общего образования на 2015-2016 учебный год по предмету «Технология» во 2 классе отведено 1 час в неделю (34 недели), что составляет 34 часа. В соответствии с данным распределением часов в программе представлено тематическое планирование уроков на 2015-2016 учебный год.

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 А класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевка.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:

с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;

с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Учащийся научится с помощью учителя:

объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;

уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

формулировать цель деятельности на уроке;

выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

планировать практическую деятельность на уроке;

выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;

работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);

определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;

сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

находить необходимую информацию как в учебнике,

так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);

гармонии предметов и окружающей среды;

профессиях мастеров родного края;

характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Учащийся будет уметь:

самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

происхождение натуральных тканей и их виды;

способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;

основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;

линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;

названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Учащийся будет уметь:

читать простейшие чертежи (эскизы);

выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);

оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;

решать несложные конструкторско-технологические задачи;

справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

отличия макета от модели.

Учащийся будет уметь:

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.

4. Использование информационных технологий.

Учащийся будет знать о:

назначении персонального компьютера.


III. Тематическое планирование по предмету «Технология»

№ п/п

Наименование разделов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Кол-во часов

Провер. работа

1

Художественная мастерская

10

1

2

Чертёжная мастерская

6

3

Конструкторская мастерская

9

1

4

Рукодельная мастерская

9

2

Итого:

34

4



      IV.   Содержание учебного предмета

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

4. Практика работы на компьютере.

Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.



V. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Кол-во к/ р и с/р

Дата проведения занятия

планир.

фактич.

Художественная мастерская

10

1

Что ты уже знаешь?

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе.

Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.

Изготовление изделий в технике оригами.

Самостоятельно: организовывать рабочее место; узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; применять ранее освоенное для выполнения практического задания. С помощью учителя: анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; делать выводы о наблюдаемых явлениях; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на готовый план, рисунки; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); обобщать (называть) то новое, что освоено.

1

2

Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Изготовление композиций из семян растений.

Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя :классифицировать семена по тону, по форме; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (влияние тона деталей и их сочетаний на общий вид композиции); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции).

1

3

Какова роль цвета в композиции?       Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов.

Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя: отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для композиций; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; осуществлять контроль по шаблону; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, ,композиции); обобщать (называть) то новое, что освоено; обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); бережно относиться к окружающей природе.

1

4

Какие бывают цветочные композиции? Изготовление композиций разных видов.

1

5

Как увидеть белое изображение на белом фоне? Изготовление рельефных композиций из белой бумаги.

1

6

Что такое симметрия?

Как получить симметричные детали?

Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.

Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном, (рационально размещать материалы и инструменты); наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; осуществлять контроль по шаблону; отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции); обобщать (называть) то новое, что освоено; обсуждать и оценивать результаты труда одноклассников; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); бережно относиться к окружающей природе.

1

7

Можно ли сгибать картон? Как?

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике.

Самостоятельно: соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);осуществлять контроль по шаблону; отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: использовать полученные знания и умения в схожих ситуациях сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию; обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

1

8

Можно ли сгибать картон? Как?

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике.

1

9

Как плоское превратить в объёмное?

ППД. Наши верные друзья.

1

10

Как согнуть картон по кривой линии?

Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

1

1

Чертёжная мастерская

6

11

Что такое технологические операции и способы?

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

Самостоятельно: использовать ранее  приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резании ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты);осуществлять контроль по шаблону; отбирать необходимые материалы для композиций. С помощью учителя: сравнивать конструкции и технологии изготовления изделий из одинаковых и разных материалов, находить сходство и различия; отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); обобщать (называть) то новое, что освоено.

1

12

Что такое линейка и что она умеет? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.

Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой (рационально размещать материалы и инструменты); отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины); сравнивать результаты измерений длин отрезков; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи (назначение, приёмы пользования линейкой); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осуществлять контроль по линейке; оценивать результаты работы (точность измерений); обобщать (называть) то новое, что освоено. Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам; отбирать необходимые материалы для изделий. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; сравнивать изделия и их чертежи; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения ,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятие «чертёж», линии чертежа — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», окружность»,«дуга», «радиус»); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть) то новое, что освоено; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к людям труда и результатам их труда; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

1

13

Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.

1

14

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

Изготовление изделий с плетёными деталями.

1

15

Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам.

1

16

Можно ли без шаблона разметить круг?

Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.

1

Конструкторская мастерская

9

17

Какой секрет у подвижных игрушек?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали.

Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам, линейке, угольнику. С помощью учителя: сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям); отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, понятие «щелевой замок», понятие «макет машины»); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы, работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий; выполнять работу по технологической карте; осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть) то новое, что освоено; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к людям

разного труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др..

1

18

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик».

1

19

Ещё один способ сделать игрушку подвижной.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик».

1

20

Что заставляет вращаться винт-пропеллер?

Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница).

1

21

Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком.

1

22

День защитника Отечества. Изготовление изделия на военную тематику.

1

23

Как машины помогают человеку?

Изготовление моделей машин по их развёрткам.

ППД. Где можно играть?

1

24

Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений.

Самостоятельно: организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по линейке, угольнику и шаблонам; отбирать необходимые материалы для изделия. С помощью учителя: осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка с помощью чертёжных инструментов и др.); сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество; обсуждать изделие, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность сборки, общая  эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, общей композиции макета); обобщать (называть) то новое, что освоено; выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

1

25

Что интересного в работе архитектора?

Изготовление макета родного города или города мечты.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

ППД. На загородной дороге.

1

1

Рукодельная мастерская

9

26

Какие бывают ткани?

Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).

Самостоятельно: анализировать образцы изделий по памятке; организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам и лекалам. С помощью учителя: наблюдать и сравнивать ткань, трикотажное полотно, нетканые материалы (по строению и материалам основ), нитки, пряжу, вышивки, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий,

1

27

Какие бывают нитки? Как они используются?

Изготовление изделий, частью которых является помпон.

1

28

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу.

технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; классифицировать изучаемые материалы (нетканые, ткани, трикотажное полотно) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, обсуждения, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии; корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть) то новое, что освоено; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к труду мастеров; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

1

29,30

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу.

1

31

Как ткань превращается в изделие?

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

1

32

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

1

1

33, 34

Что узнали, чему научились.

Проверка знаний и умений за 2 класс.

ППД. Мы учимся соблюдать правила дорожного движения.

Учиться использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач.

2

1

Итого:

34

4


VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция                                                                                                                                                       

Лутцева Е. А., Зуева Т. П.Технология. Рабочие программы. 1—4 классы.

Учебники

Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Учебник. 2 класс.

Рабочие тетради

Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.

Методические пособия

Лутцева Е. А., Зуева Т. П. «Технология». Методическое пособие с поурочными разработками.

 2 класс.

Технические средства обучения

1.Мультимедийный проектор.

2.Экспозиционный экран.

         3.Компьютер.

   

Оборудование класса

1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2.Стол учительский с тумбой.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

VII. Список литературы

1.Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10.07.1992);

2.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов  Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241.

4.Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189.

5. Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. -  М.:  Просвещение, 2012 – 120 с. - (Стандарты второго поколения).

6.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 400с. - (Стандарты второго поколения).

7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2012 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.)

            8. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».  

            1 – 4 классы: пособие для учителей, Е.А. Лутцева. Т.П.Зуева. М. Просвещение, 2014. – 157 с.

            9.Система планирования результатов с учётом требований ФГОС: начальная школа.    

            Комплексно-целевые программы (А.Н.Трофимов и др.). Волгоград. Учитель, 2015 – 68с.

           10.Конышева Н.М. Чудесная мастерская. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 160 с.

           11. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своим руками. Ярославль. Академия развития, 1997 –

           208 с.            

           12.Николкина Т.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе. Волгоград.      

Учитель. 2006 – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Технология" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...

Рабочая программа учебного курса «Технология» 1 класс

Рабочая программа   учебного курса «Технология»1 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)

Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)...

Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)

Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа Учебного курса «Технология» 1 класс УМК « Школа России».

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего обра...