Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.
учебно-методический материал по технологии на тему

Костина Марина Николаевна

Предметно-практическая деятельность  даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.  Чтобы она имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-практическая творческая деятельность

учащихся на уроках технологии в начальной школе.

В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и её потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.

Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие ребёнку чувственное (сенсорное) познание действительности. Она даёт  ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а средством познания мира и средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребёнка. При этом художественно-творческая деятельность предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическую реализацию замысла.

Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определённого интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление - это всегда искание и открытие существенно нового. Если задание не вызывает у ребёнка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим.

В отечественной методике трудового обучения используются инструкционно-технологические карты. Они разрабатываются по аналогии с технологической документацией, применяемой на производстве: в карте обозначаются необходимые материалы и инструменты, детали изделия, подробно и чётко расписываются все операции; по ней рабочий без лишних вопросов и без потерь времени может выполнить разработанное конструктором изделие. Методисты обосновывают образовательную роль подобных материалов тем, что чтение карты требует от ученика известного абстрагирования и тем самым не исключает умственного напряжения. Приходится, однако, констатировать, что уровень и качество умственной деятельности, задаваемой такими методами, очень невысоки. Если карта содержит лишь прямые предписания, которые нужно просто прочитать и точно выполнить, то, как учебный материал, она заслуживает, скорее, отрицательной оценки (повторим, что речь идет не о профессиональной, а об общеобразовательной школе). Ребёнок постепенно "набивает руку" в чтении подобных карт, и его работа на уроке превращается в сугубо механическое изготовление изделий. При этом он, действительно, затрачивает на работу минимальное время, поскольку в инструкции ему дается наиболее рациональный способ, исключается "непроизводительный" поиск.

Практические действия сами по себе могут быть достаточно сложными, новыми, основанными на неизвестных ученику приёмах, в процессе освоения которых ему приходится прилагать значительные усилия, в том числе и умственные. В таких случаях инструкции, прямые указания могут оказаться не только не лишним, но часто и наиболее эффективным средством, стимулирующим познание. Однако подобные инструкции следует отличать от таких, которые являются лишь руководством по выполнению поделки. Если для ученика, возможно, именно изготавливаемое изделие представляет основной интерес и основную ценность работы на уроке, то для учителя оно остается лишь средством, позволяющим активизировать познавательные процессы.

Задача состоит не в том, чтобы сделать из каждого ученика грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития детей. На уроках, разумеется, могут использоваться в числе других методов и средств и карточки с заданиями. Однако содержащаяся в них информация должна объективно моделировать такую ситуацию, которая заставляла бы ученика активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути её решения, а не просто выполнять.

Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Цель курса "Трудовое обучение" в начальных классах - развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:

  1. сельскохозяйственным трудом;
  2. бытовым трудом;
  3. основами художественной обработки различных материалов;
  4. трудом самообслуживания;
  5. техническим трудом и техническим моделированием.

Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел "Основы художественной обработки различных материалов". Он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.

Один из видов предметно - практической деятельности учащихся начальных классов – аппликация. Это способ создания орнаментов или художественных изображений путём наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Аппликация может быть выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, соломы, бумаги и т.д. Она может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликационная работа оказывает своё воздействие на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления и появление элементов творчества. Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. А когда идёт усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И всё это происходит на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы. Кроме этого, выполнение аппликационных работ воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и ещё это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

Работу над изделием следует начинать с формирования умения ориентироваться в задании. Учить детей проводить анализ образца изделия:

■ выделять и называть конструктивные части изделия;

■ определять признаки частей изделия (материал, цвет, форму, размер, расположение в пространстве и относительно друг друга);

■ осуществлять предварительный отбор деталей;

■ объединять их в единый целостный образ.

Ребёнок должен понять задание, его цель, что необходимо сделать, каков должен быть результат.

Параллельно необходимо формировать умения планировать предстоящую работу:

■ учить выполнять последовательно увеличивающееся число действий (по подражанию, образцу, словесной инструкции);

■ учить определять предстоящую знакомую трудовую операцию (с помощью педагога, самостоятельно);

■ учить выполнять работу по хорошо усвоенному плану.

Завершать работу над изделием необходимо организацией контрольных действий учащихся:

■ определение несоответствий между изделием учащегося и образцом;

■ исправление выявленных несоответствий;

■ оценка качества готового изделия.

Обучение контрольным действиям необходимо проводить в процессе предварительного отбора деталей и в ходе практической работы.

После завершения работы целесообразно учить ребёнка делать отчёт о выполненной работе.

Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ему не удаётся выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

Учебная программа построена по концентрическому принципу. Содержание учебного материала в рамках определённого раздела уточняется, углубляется, усложняется, обобщается, усиливается практическая направленность по годам обучения.

Заключение

Предметно практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста уделяется мало внимания. Основной упор, по сложившимся традициям, делается на теоретическое обучение, на усвоение моральных устоев и принципов, и всё это преподносится, в основном, в сухом словесном виде. В то время как ребёнок склонен запоминать то, что ему нравится, а не то, что надо. И когда тот же самый материал будет систематически представляться с основами практической деятельности, с яркими примерами, с тем, что можно подержать в руках, то у обучаемого ребенка младшего школьного возраста будет работать не только аудиальная память, но и визуальная, что закрепит результат запоминания. Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности ещё одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее "увидеть" многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается "в уме", мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. И тогда сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие. А эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приёмов обучения.

Урок труда далеко не самый главный в школе. И только в его время ребёнок что-то делает руками, мыслит, фантазирует, и уносит домой положительные эмоции, различные поделки и рисунки, и гордость за самого себя. Считаю, что если во все обязательные уроки внести элементы игры, в помощь предоставить такой реквизит, как: пластилин, гуашь, разные бусинки, шарики и маленькие кубики, и уменьшить часть теоретического материала, то продуктивность обучения увеличится в разы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к из...

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе

Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций  на уроках – экскурсиях в начальной школе....

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...

Организация творческой деятельности учащихся на уроке в начальной школе

Реализация педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников на уроках по одной учебной дисциплине обеспечивает повышение творческой деятельности учащихся начальных классов на...