Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Ахуджанова Роза Семеновна

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_poyasnitelnaya.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon 2_soderzhanie.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon 3_trebovaniya_k_zun.doc37 КБ
Microsoft Office document icon 4_ktp.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon 5_normy_ocenok.doc28.5 КБ
Файл 6_literatura.docx12.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса    составлена на основе  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007 год.

        Программа рассчитана на 70 часов,  в том числе на экскурсии.

  В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых   умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны  наиболее доступные для выполнения работы.

Цель программы обучения: 

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Задачи программы обучения:

  1. выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
  2. воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
  3. обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
  4. коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
  5. формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
  6. воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

       Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:    

  1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      
  2. предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);  
  3. контролировать свою работу (определять правильность действий и   результатов, оценивать качество готовых изделий).



Предварительный просмотр:

Содержание образовательной программы.

          На основании  «Образовательной  программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой 2007 года издания в программу 4 класса по занимательному труду включены следующие разделы:

       

Раздел

Кол.

час.

Темы

I четверть (17ч)

1.Работа с природным материалом

12ч

  1. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
  2. Поделки из природного материала. Изготовление сувениров.
  3. Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина и семян арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.
  4. Составление декоративных букетов – композиции из сухих веток, листьев, цветов.
  5. Выполнение панно из засушенных листьев на плотной бумаге.
  6. Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге.

2.Работа на пришкольном участке.

  1. Сбор семян цветов.
  2. Уборка территории школы  от мусора, опавших листьев. Перекопка почвы.

II четверть (16ч)

1.Работа с пластилином

  1. Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.
  1. Лепка посуды из жгутиков.
  2. Лепка посуды при помощи стеков.
  3. Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.

2. Работа с бумагой и картоном

10ч

  1. Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела.
  2. Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

      -Модель планера

  1. Выполнение мебели из спичечных коробок, обклеенных бархатной бумагой.
  2. Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.
  3. Подготовка елочных украшений.

- «Фонарик».

-«Звездочка».

  1. Выполнение карнавальных масок и полумасок. Отделка изделий аппликативными украшениями

III четверть(20ч)

1.Работа с металлоконструктором

  1. Конструирование различных моделей автомашин. Игра «Правила дорожного движения».

2.Работа с тканью.

  1. Экскурсия в швейную мастерскую.
  2. Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  3. Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы.
  4. Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  
  5. Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  
  6. Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

3. Работа с бумагой и картоном

  1. Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.
  2. Оригами «Рыба». Украшение водоёма.
  3. Оригами «Лебедь»
  4. Оригами « Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

4. Изделия из папье-маше.

  1. Выполнение головок к куклам кукольного театра

 IVчетверть(17ч)

1.Работа с тканью

12ч

  1. Изготовление игольницы «Подсолнух», украшенной орнаментом из тамбурных стежков.
  2. Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками. Раскрой ткани по шаблону. Отделка деталей тамбурным стежком.
  3. Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей. Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

2. Работа на пришкольном участке.

  1. Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.



Предварительный просмотр:

Требования  к уровню подготовки обучающихся.

                               I уровень.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
  2. названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности соединения их;
  2. планировать предстояющую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и        предметную инструкционную карту;
  3. составлять эскиз и пользоваться   им при самостоятельной работе;
  4.  сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
  5. дать отчет о выполненной работе, включающий: называние изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.

П уровень.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и основные свойства материалов;
  2. названия и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

  1. организовать работу по устной инструкции учителя;
  2. называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;  
  3. составить простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
  4. дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по занимательному труду, 4 класс

п/п

Тема

Кол-во час.

Кал. сроки

Факт сроки

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

I. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (12ч.)

1

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

06/09

Знать правила ТБ при сборе природного материала.

Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

     Практическая работа

2

3

4

Поделки из природного материала.

Изготовление сувениров.

Изготовление панно «Осень».

1

1

1

07/09

13/09

14/09

Знать свойства материалов, используемых при  работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки.

Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.

Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие.

Рационально использовать случайные материалы.

Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

5

6

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т. п.

1

1

20/09

21/09

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

7

8

Составление декоративных букетов. Композиции из сухих веток, листьев/ цветов.

1

1

27/09

28/09

Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов.

9

10

Выполнение панно “Осень» из засушенных листьев. Украшение панно.

1

1

04/10

05/10

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

11

12

Работа без клея - выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге. Изготовление рамки к работе.

1

1

11/10

12/10

Знать приёмы соединения без клея.

Уметь использовать эскиз и разметку мелом бархатной бумаги.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.)

13

Сбор семян цветов.

1

18/10

Знать названия цветковых растений, о роли семян, правила хранения различных видов семян.

Уметь различать семена цветковых  растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян.

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом, описывать объект наблюдения.

Практическая работа

14-17

Уборка территории школы  от мусора, опавших листьев. Перекопка почвы.

4

19/10

25/10

26/10

08/11

Знать правила безопасной работы.

Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

                                                        III. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (6ч.)

18

19

20

Лепка игрушек по типу изделий дымковских мастеров.

Игрушка «Петушок», лепка.

Украшение игрушки.

1

1

1

09/11

15/11

16/11

Знать свойства пластилина.

Знать основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.

Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Практическая работа

21

Лепка посуды из жгутиков.

1

22/11

22

Лепка посуды при помощи стеков.

1

23/11

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

Отчитываться о выполненной работе.

23

Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.

1

29/11

                                                   IV.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (10ч).

24

Экскурсия в мастерскую картонажно - переплётного дела.

1

30/11

Знать элементарные сведения о профессии картонажника - переплётчика.

Правильно вести себя в мастерской картонажно - переплётного дела.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Практическая работа

25

26

Изготовление игрушек с элементами движения.

-Модель парашюта.

      -Модель планера

1

1

06/12

07/12

Знать места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках.

У. использовать шаблон для получения деталей сложной формы. Применять шило для выполнения отверстий в деталях.

Уметь пользоваться технологической картой.

27

28

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

1

1

13/12

14/12

Знать понятие об интерьере жилища.

Использовать оправку для изготовления трубочек. Обрабатывать конец трубочки для закрепления на подставке. Оклеивать маски цветной бумагой, отделывать их блёстками. Крепить резинки, завязки.

Уметь контролировать и оценивать деятельность.

Практическая работа

29

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

1

20/12

Знать значение дорожных знаков,  правила дорожного движения.

Уметь анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Уметь организовывать рабочее место.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

30-31

Подготовка елочных украшений.

  1.  «Фонарик».
  2. «Звездочка».

1

1

21/12

27/12

Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении.

32

33

Выполнение карнавальных масок и полумасок.

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1

1

28/12

17/04

                                                  IV. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ (4ч).

34-37

Конструирование легковой машины.

Конструирование грузовой машины.

Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

1

1

1

1

18/01

24/01

25/01

31/01

Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.

Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

Привычно готовить рабочее место.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Отчитываться о выполненной работе.

Практическая работа

1IV. РАБОТА С ТКАНЬЮ (6ч.)

38

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

01/02

Знать элементарные сведения о профессии швеи.

Уметь вести себя в швейной мастерской.

Уметь слушать объяснения и рассказ учителя.

Практическая работа

39

Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

07/02

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей.

Уметь выполнять прямой стежок.

Закреплять нитку в начале и в конце работы.

Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства.

40

Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

08/02

Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку.

Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия.

41

Ремонт одежды.  Пришивание пуговиц.  

1

14/02

Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц.

Уметь определять место оторванной пуговицы. Пришивать пуговицы с образованием стойки. Закреплять нитку.    

Отчитываться о выполненной работе.

Практическая работа

42

Ремонт одежды.  Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.  

1

15/02

Знать о раскрое вешалки по долевой нитке.

Уметь делать разметку линий сгибов на заготовке для вешалки. Загибать и намётывать. Прошивать вешалку стачным швом. Пришивать вешалку к одежде.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

43

Ремонт одежды.  Стачивание распоровшегося шва.

1

21/02

Знать последовательность стачивания распоровшегося шва.

Уметь стачивать распоровшиеся швы одежды ручным стачным швом.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

VI. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (6ч).

44-45

Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.

1

1

22/02

28/02

Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур.

Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Практическая работа

46

Оригами «Рыба». Украшение водоёма.

1

01/03

Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги.

Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

47

Оригами «Лебедь».

1

07/03

48-49

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

1

1

08/03

14/03

                                                              VIII. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАПЬЕ- МАШЕ (4ч.)

50

51

52

53

Выполнение головок к куклам кукольного театра.

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение лиц игрушек.

1

1

1

1

15/03

21/03

22/03

04/04

Знать назначение изделий из папье-маше, технологию выполнения изделий из папье-маше.

Уметь заготавливать оправку из бумаги и пластилина. Последовательное оклеивание. Сушить, разрезать заготовку. Склеивать, окрашивать головки.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Практическая работа

                                                                           IХ. РАБОТА С ТКАНЬЮ (12ч).

54

55

56

57

Изготовление игольницы «Подсолнух».

Вырезание деталей.

Соединение деталей.

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

1

1

1

1

05/04

11/04

12/04

18/04

Знать  понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани.

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Знать правила безопасной работы с иглой.

Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Практическая работа

58

59

60

61

Изготовление прихватки  с обработкой срезов петельными стежками.

Раскрой ткани по шаблону.

Соединение деталей.

Отделка деталей тамбурным стежком.

1

1

1

1

19/04

25/04

26/04

02/05

Уметь обмётывать боковые срезы прихватки петельными  стежками. Кроить ткань по шаблону.

Уметь составлять план с помощью учителя.

62

63

64

65

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

Соединение краев деталей. Набивка заготовки ватой. Завершение сборки игрушки.

1

1

1

1

03/05

09/05

10/05

16/05

Уметь выполнять   разметку линий соединительного шва. Сметывать основные детали и стачивать обтачным швом. Вывертывать и набивать ватой. Пришивать и приклеивать дополнительные детали. Анализировать выполненное изделие.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.)

66-70

Очистка пришкольного участка от мусора и листьев; перекопка почвы; посадка газонной травы; закладка клумб, грядок; уход за насаждениями, побелка стволов деревьев.

5

17/05

23/05

24/05

30/05

31/05

Знать правила безопасной работы.

Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Практическая работа

.



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

При оценке знаний и умений учащихся по занимательному труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места.).
           
 

«Оценка 5» - выставляется за безоши бочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выб рать инструмент в соответствии с исполь зуемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    «Оценка 3» -выставляется, если изделие выполнено недостаточно   аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.



Предварительный просмотр:

Литература

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.
  3. «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
  4. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
  5. «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
  6.  «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
  7.  «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных  коррекционных образовательных учреждений  VIII вида  В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных школ. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки...