Праздник "Прощай, Азбука"
методическая разработка (1 класс) на тему

Мадяева Галина Александровна

Материал предназначен для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться во внеурочной деятельности, в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_proshchay_azbuka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для младших школьников.

Сценарий праздника «Прощай, Азбука!»

Автор: Мадяева Галина Александровна учитель МБОУ «СОШ №7, город

Рузаевка Республика Мордовия

Описание работы.

 Материал предназначен  для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться во внеурочной деятельности, работе с родителями.

Форма: путешествие

Возраст: учащиеся  1 класс

Цель: формирование у учащихся стремления к активной интеллектуальной деятельности.

Задачи.

Образовательная: обобщить знания учащихся по изучению ключевых тем азбуки.

Воспитательная: формировать позитивные отношения в классном коллективе, развивать культуру общения с одноклассниками в процессе реализации общего дела, воспитывать интерес к учению, бережное отношение к книгам.

Развивающая: развивать умение высказывать своё предположение на основе изученного материала, развивать умение анализировать, обобщать изученное, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать творческие способности детей.

Предварительная работа: подбор информации о букве, стихов, загадок, частушек, заданий.

Оборудование: карточки для работы в группах, карточки «синий - зелёный», плакат «Алфавит», плакат «Прощай, Азбука», шары со слогами, «семафорчики», учебник «Азбука», костюмы букв,  домики-станции, железная дорога, семафор, мяч, ключ, музыкальное сопровождение.

Предполагаемые результаты.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других,

- оформлять свою мысль в устной речи,

- доносить свою позицию до других,

- совместно договариваться о правилах работы в группах и следовать им,

- формировать умения получать нужную информацию через общение.

Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения её результата,

- формировать умения  высказывать свои предположения на основе изученного материала,

- формировать умение осуществлять самооценку,

- формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или ил неуспеха в деятельности.

Ход мероприятия.

Ученик 1. 

Как хорош сегодня класс,

Весь горит огнем.

Мы на праздник наш веселый

Всех друзей зовем.

Ученик 2. 

Мы вас просим, заходите

В наш просторный светлый класс.

Очень просим, поглядите,

Как же хорошо у нас.

Ученик 3.

 Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет...

Все взволнованы немножко... В чем же тут секрет?

Ученик 4.

В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки красивые

На столах  своих нашли.

Ученик 5.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Ученик 6.

Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут,

И уже на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ученик 7.

Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна,

Но зато читать в полгода

Научила нас она!

Учитель. Ребята, о какой книге идёт речь?

Дети. Об Азбуке!

Учитель. Верно. Почему мы сегодня  здесь собрались?

Ответы детей.

Учитель. Сегодня мы будем прощаться с Азбукой, которая научила нас читать.

Я поздравляю вас, с этой первой школьной победой.

Почему мы наш учебник Азбукой зовем,

А другие называют книгу Букварем?

Ответы детей.

Учитель. Давайте спросим об этом у Азбуки.

Входит Азбука. Здравствуйте, ребята.

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварем назвали встарь.

В честь славянских "аз" и "буки"

Назван Азбукой букварь.

Букварем букварь назвали,

Потому что учит он

Записать звук-невидимку

Буквой – видимым значком.

Все.

Мы все сегодня говорим.

Спасибо азбуке!

За то, что ты научила нас читать.

Ученик 8.

Азбука – родная книжка

Для девчонки и мальчишки.

В азбуке – загадки, сказки,

И картинки в ярких красках,

Буквы, слоги и слова, закружилась голова!

Ученик 9.

Беру я «Азбуку» свою.
Ей говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть.

Азбука. 

Очень рада я, друзья!

Слышать добрые слова

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами должны помочь Азбуке передать ключ новым книгам. А для этого совершим путешествие в город Буквоград.

Смотрим на карту города Буквограда. Прочитаем, на каких станциях, мы сегодня побываем.

 Станция «Звуковичок».

Станция «Слоговичок»

Стация «Улыбок

Станция «Словечко»

Станция «Сюрпризов»

Посмотрите на карту и определите на каком виде транспорта мы будем сегодня путешествовать.

Дети: На поезде.

Учитель. Оценивать вашу деятельность будет семафор. Если вы хорошо справитесь с заданием, на семафоре загорится красный свет, возникнут трудности – жёлтый.

Чтобы занять места в вагонах, каждый из вас должен представить букву.

Творческое задание «Живая азбука»

Каждый ученик представляет букву: костюм, стихи, рассказ, загадка. Учитель. Молодцы, ребята! На семафоре – красный свет, путь открыт.

Занимаем места: 1 вагон – гласные, 2 вагон – звонкие согласные, 3 вагон – глухие согласные.

Ученик.

Мчится поезд-первоклассник,

Скорость набирает.

Он пеналами гремит,

И губами шевелит,

Изучая алфавит.

Так садитесь в быстрый поезд,

Он помчит от А до Я.

Нынче в нашем классе праздник!

Праздник Азбуки, друзья!

Чтобы не скучно было ехать, споём песенку.

Все ребята поют песню «Голубой вагон»

Учитель.
Что за народ живёт в городе Буквограде?
А вы все помните буквы, которым вас научила Азбука?
- Сколько их? /чтение алфавита цепочкой/

Ученик.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж прикатили на еже

3, И, Й, К, Л, М, Н, 0 дружно вылезли в окно

П, Р, С, Т, У, Ф, Х оседлали петуха

Ц, Ч, Ш, Щ,  Ъ, Ы, Ь,Э, Ю – вот и всё мои друзья!

Учитель.

 Сколько всего букв в алфавите? (33)

 Сколько букв гласных? (10)

 Сколько букв согласных? (21)

Станция «Звуковичок»

Учитель.

Отгадайте, о чём это стихотворение?

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться,

Если где услышишь стук,

Значит, к нам добрался…. (звук)

Чем звуки отличаются от букв?

Какие бывают звуки?

Сколько гласных звуков? Покажите, какими значками они обозначаются?

Какие буквы гласных обозначают 2 звука, когда?

Какие бывают согласные звуки?

Покажите, как мы обозначаем глухие звуки? Звонкие?

При помощи чего обозначаем мягкость согласных звуков?

Сколько букв, не обозначающих звуков? (2)

Ученик 1.

 «Ель», «топор», «лопата», «руки» -

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные – гласные, согласные.

Ученик 2. 
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать, 
Могут в кроватке баюкать ребёнка, 
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 3. 
А согласные... согласны.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Работа в группах.

Каждой группе даётся конверт, в нём буквы.

1 группа - неукич     (учебник)

2 группа – укабза    (азбука)

3 группа – укьрбав  (букварь)

Из рассыпанных букв составьте слова и постройте им звуковой домик.

Игра «Твёрдый - мягкий»

У детей в руках карточки синего и зелёного цвета.

Учитель называет слова  с твёрдым согласным, дети поднимают синюю карточку, с мягким согласным – зелёную.

Книга, пенал, тетрадь, парта, дети, математика, праздник, портфель, рюкзак.

Учитель. На семафоре – красный свет, путь открыт.

Дети.

В поезд нам пора садиться

Мчится поезд-первоклассник

Скорость набирает.

Станция «Слоговичок»

Кто живет на этой станции?

Дети: слоги.
Ученик 1. 
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (а вместе Маша)
К нам явились на урок.
Ученик 2. 
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.

Слоговое лото

Изображены шары, на них написаны слоги.

Составьте слова из слогов: щу, чай, ща, нок. ро. ка. гол, ка, ще, ник

(щука, чайник, роща, щенок, щегол).

Дети берут шарики и составляют слова.

Учитель.

Закройте глазки, я буду называть слова, а вы пальчиками показывайте количество слогов: мальчик, воробей, снег, Буратино, библиотека.

Учитель. На семафоре – красный свет, путь открыт.

Дети.

В поезд нам пора садиться

Мчится поезд-первоклассник

Скорость набирает.

Физкультминутка. Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далёкие края»

Дети выполняют движения.

Станция «Улыбок»

Частушки про Азбуку:

1.Мы собрали пап и мам

Здесь не для потехи.

Мы сейчас вам пропоём

Про свои успехи!

2.Мы нарядные сегодня

И у всех счастливый вид.

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

3.Разбудите меня ночью

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

4.«Сотню» слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом проглочу!

5.Все я буквы изучила,

Буду я теперь читать.

А на празднике сегодня

Буду петь и танцевать.

6.   Мы простимся с азбукой 

 И рукой помашем.

 И «спасибо!» десять раз

 Дружно хором скажем!

Игра «Звук заблудился»

Учитель.

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки,

Не играл в футбол.

Оттого в тетрадке

Появился гол (кол).

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

Синеет море перед нами,

Летают майки ( чайки) над волнами.

Учитель. На семафоре – красный свет, путь открыт.

Дети.

В поезд нам пора садиться

Мчится поезд-первоклассник

Скорость набирает.

Станция «Словечко»

Игра «Наборщик»

Найти как можно больше слов в слове первоклассница (класс, санки, салки, кино, арена, колесница,  лица, кони, пони, лев, слон, салон, лиса, коса, конец).

Участвуют дети и родители.

Игра с мячом.

Учитель называет слова, бросает мяч ученику. Ученик называет противоположное по значению слово.

Высоко – низко,  далеко – близко, хорошо – плохо, труд – лень, день – ночь, лёгкий – тяжёлый.

Учитель. На семафоре – красный свет, путь открыт.

Дети.

В поезд нам пора садиться

Мчится поезд-первоклассник

Скорость набирает.
Станция «Сюрпризов»

Входят Литературное чтение и Русский язык.

 Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы книгам жилось хорошо?

Литературное чтение  читает напутствие (памятка выдаётся каждому  )

Я - книга! Я - товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной:

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Страницы пачкать - не годиться.

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Русский язык.

Бери книгу только чистыми руками.

Оберни книгу, вложи в нее закладку.

Не перегибай книгу при чтении.

Не загибай страницы.

Не делай в книге пометок.

Если книга порвалась, подклей ее.

- Я думаю, что если вы будете беречь книги, много читать, то они станут вашими лучшими друзьями. Успехов вам!

Азбука.

- Я вижу, что вы чудесно справились со всеми заданиями, преодолели все преграды, проявили любознательность, научились не только хорошо читать, но и дружить, быть наблюдательными, добрыми, заботливыми!

Я передаю ключ новым учебникам.

Ученик 1.

Мы теперь читаем сами,

Знаем слоги и слова.

Скажем Азбуке – спасибо!

Расставаться нам пора!

Ученик 2.

Мы хотим тебе сказать – спасибо!

Мы тебя за всё благодарим.

Говорим тебе мы – до свиданья!

Здравствуй – новой книге говорим!

Ученик 3.

Прочитаем новых книг немало,
С книгами мы будем все дружить.

Азбуку как первый наш учебник

Обещаем мы не позабыть!

Подведение итога.

Учитель.

С новыми книгами мы продолжим путешествие по Стране знаний.

Я думаю, вы обернёте книги,  вложите в них закладки и будете беречь своих новых друзей.

Сегодня на семафоре постоянно загорался красный свет, вы все хорошо справились с заданиями. Наше путешествие по городу Буквограду подошло к концу.

Рефлексия.

Зажгите теперь свои «семафорчики»

«Красный» (я молодец, мне было интересно),

«Жёлтый» (мне было неинтересно).

 Закончим праздник песней «В дорогу девчонки, в дорогу мальчишки».

Литература:

1. Волина В.В.,«Занимательное азбуковедение», Новая школа, 1994, Москва

2. Дерекаева Н.И.Справочник классного руководителя, ВАКО, 2004, Москва

3.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, ВАКО, 2006, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...