Почувствуй «вкус» слова доброта.
план-конспект занятия по теме

Акулова Оксана Александровна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Почувствуй «вкус» слова доброта.

(проходит в форме исследования)

1 класс

                                                                                                Кл. руководитель: Акулова О.А.

- ассоциация веществ со словами;

- каким по характеру может быть слово;

- какой вкус и характер у слова доброта;

Цели и задачи: определение слова по количеству лексических значений, по его происхождению и употреблению:

- поиск главного;

- умение пользоваться толковым словарем;

- выделение частей слова;

- подбор родственных слов;

- высказывание своих чувств и настроений от вкуса веществ;

- воспитание добрых мыслей, слов, поступков;

- выводы;

Оборудование: компьютер, презентация, толковые словари, карточки с пословицами, сосуды с водой, соль, крахмал, сахар, палочки;

                                                              Ход работы:

1.ОРГОМЕНТ

- Сегодня я хочу вас пригласить в настоящую научную лабораторию, где вы будете выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы и обобщать полученную информацию.

 И вы теперь не просто ученики, а настоящие исследователи.

- Кого называют исследователем?

- Как вы думаете, что мы будем исследовать?

-Да, мы будем исследовать  слова великого русского языка.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ.

Дети работают над первой темой: «Ассоциация веществ со словами»

- Как всякий ученый, мы с вами проведем опыт. Будем определять на вкус слова, так как слово – это сосуд, оболочка, а то, что внутри – это значение этого слова.

В данных сосудах вещества, которые мы с вами каждый день употребляем в пищу. Наша цель не в том, чтобы назвать вещество, а почувствовав на вкус этого вещества, провести свои ассоциации с другими словами.

Опыт 1- сосуд с крахмалом

Дети, попробовав вещество на вкус, говорят такие слова, как равнодушие, спокойствие, безвкусица, небо.

Исследователи делают выводы о том, что эти слова нейтральны, безвкусны.

Опыт 2- сосуд с солью

Дети говорят слова: обида, рана, неприятность.

Вывод: Значение этих слов - дискомфортное, болезненное.

Опыт 3- сосуд с сахаром

Слова: радость, праздник, вкуснота, доброта, солнце....

Вывод: значение этих слов приятны, радостны.

3. РАБОТА НАД ВТОРЫМ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСОМ

- Что вы знаете о слове?

- Каким оно может быть по характеру, по своему внутреннему  содержанию?

Ответ детей

- В моем представление слово - живое существо, которое, как и человек, способно радоваться и грустить, обижаться и прощать. У каждого слова свой нрав, свой характер, своя душа. Слово может быть добрым другом и злым жестоким врагом. Словом можно излечить, а можно ранить (ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ)

- Многие писатели и поэты оставили нам интересные высказывания о жизни родного слова.

Дети читают высказывания Л. Толстого

«Слова - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом же можно и разъединить их, словом же можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от слова, которое разъединяет людей»

Опыт 4- можно ли ранить словом?

Учитель помещает соль в сосуд с водой. В воде появляется осадок  и изменяется вкус воды.

Вывод: если соль всыпать в воду, получится осадок, нарушающий чистоту воды. Так и неприятным словом можно испортить настроение.

Иллюстрацией к этому выводу является стихотворение А. Кешокова, которое читает ученик

Помню с братом как – то раз

Лбами мы в игре столкнулись,

Искры брызнули из глаз…

Боль прошла – мы улыбнулись

Но обидным словом друг

Рану мне нанес когда-то,

Стало очень больно вдруг…

Больно и сейчас ребята.

- О какой боли идет речь?

- Какая боль больнее?

Опыт 5 – можно ли, словом поднять настроение?

Всыпать сахар в воду. Дети делают умозаключения.

4. РАБОТА НАД СЛОВОМ ДОБРОТА.

- я задумала слово, которое всегда побеждает в сказках, это имя существительное. Угадайте его. (доброта)

- Какой вкус у этого  слова?

- Что означает это слово?

- Какого его лексическое значение?

Доброта  - человеческое качество, отражающее достоинство души.

Дети находят в словаре лексическое значение этого слова:

1.Все положительное, хорошее, полезное.

2. Отзывчивость, сочувствие, стремление делать добро.

Следовательно, по количеству лексических значений оно многозначное, по происхождению исконно - русское.

- Запишите его, обозначьте орфограммы.

- сколько букв и звуков в слове?

- соберите родственные слова. (работа по группам)

1 группа – записывает родственные существительные,

2 группа – родственные прилагательные

- придумайте и запишите предложение с этим словом.

5. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

- Какое значение имеет слово доброта для каждого из вас?

1) Дети слушают песню «Доброта» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка и высказывают свое мнение.

2) Подготовленный ученик читает стихотворение Л. Николаенко «Доброта»

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама - наша, мама!

Дети делятся своими впечатлениями.

-Научиться, по- настоящему быть добрым трудно. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Это нелегкий, и долгий путь. Поэтому человек должен чаще думать о своих сказанных словах и совершенных поступках.

6.РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

- Как вы понимаете пословицы?

Без добрых дел не будет и доброго имени.

Доброе дело само себя хвалит.

Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали – расскажи.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

 Прочитав пословицу, дети предлагают свои варианты ответов

  7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Дома попытайтесь представить себе образ доброты, изобразив его с помощью красок и карандашей.

8. РЕФЛЕКСИЯ

- Я благодарю вас за теплый разговор, за интересные мысли, за творческое отношение  к работе.

Ваши добрые сердца - это сад.

Добрые слова – это корни.

Добрые мысли – это цветы.

Добрые дела – это плоды.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполните его только добрыми словами и делами. Запишите такие слова на яблочках добрые слова и прикрепляют их на яблоньку.

- Вот сколько замечательных, добрых слов с вами вспомнили и исследовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Великое слово ДОБРОТА"

Внеклассое мероприятие для учащихся 1-2 классов....

Урок - исследование слова "Доброта"

Урок повторения и закрепление по теме "Имя существительное"...

Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".

Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс....

Выделение слов, которые обозначают признаки (качества) предмета: цвет, форму, вкус с помощью вопроса. Сравнение двух предметов по их качеству.

Формирование умения подбирать и называть ряд признаков (качеств) данного предмета и определять предмет по ряду признаков (качеств), закреплять умение выделять в тексте слова, обозначающие призна...

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:         исследовать слово в разных разделах языкознания.     формировать такие ...

Урок – исследование по русскому языку с применением информационных технологий в 4 классе по теме «Повторение знаний о существительном. Слово Доброта».

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»Спасского муниципального района Республики ТатарстанУрок – исследование по русскому языкус применением информационных технологий в 4 классепо теме...

Программа внеурочной деятельности "Почувствуй вкус слова"

Программа «Почувствуй вкус слова» по целевой направленности общекультурная, социально-педагогическая, так как помогает становлению и обогащению общей культуры детей.Даная  общеразвивающая програм...