Классный час на тему: «Деревенские посиделки»
классный час по теме

Грунская Елена Николаевна

 

Классный час проходит в форме устного журнала. Дети знакомятся  с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях,  с детским фольклором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.rar9.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Деревенские посиделки»

Цель: знакомство с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях, воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить его как бесценную сокровищницу прекрасного, формирование целостного восприятия детского фольклора; развитие памяти, кругозора, эмоциональную сферу ребенка.

Оборудование: книжная выставка «Там русский дух, там Русью пахнет…», картина В.Васнецова «Три богатыря», выставка народных мастеров.

Хор мероприятия.

Ой, вы гости,

Красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали,

И видом не видали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

Собираются сюда гости желанные!

Звучит запись  мелодии спокойной народной песни.

В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтобы на людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было! И  мы тоже собрались сегодня в нашем классе на посиделки. Будем мы и загадки загадывать, и небылицы слушать, и былины читать.

Проведем посиделки в виде устного журнала.

Открываем первую страницу: «Загадки».

Что такое загадка? (Ответы детей)

Да, ребята, загадка – это выражение, нуждающееся в разгадке. Слушайте же мои загадки. (Загадываются три загадки).

Может быть кто - то из вас тоже хочет загадать загадки? (Дети загадывают свои загадки).

Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение ее в том, чтобы выявить насколько догадлив, сообразителен человек.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря, в поле, в лесу, на воде, в жилище, везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезни. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого надо уметь вести тайную условную речь.

Без знания этой условной речи, юноша не мог стать полноправным членом своего рода. Поэтому ему устраивали испытания на мудрость.

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать загадки.

У древних греков загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадку, мог, поплатится жизнью.

Открываем вторую страницу: «Скороговорка».

Пока мы загадки отгадывали, в классе появилась чудо – матрешка. Это непростая матрешка, а матрешка – скороговорка, внутри находятся скороговорки. Нужно открыть матрешку и прочитать скороговорку.

А что такое скороговорка?

Скороговорка – это фраза, с трудно произносимым подбором звуков, которые нужно произносить быстро, не запинаясь. Это маленькие стихи, но с секретом. Секрет скороговорки в том, что в ней подбираются звуки, слоги, быстрое произношение которых приводит к ошибке.

Произнесите первую скороговорку с вопросительной интонацией, с удивлением – вторую, а третью  - с чувством испуга. (Дети произносят скороговорки).

Молодцы, ребята, умеете скороговорки говорить. Слышите, кто-то стучится?

Это «небылицы в лицах».

Те, что сидят в теремах и светлицах.

Щелкают орешки

Да  твердят насмешки.

Небылицы.

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожог!

- Можно зашить?

- Да, иглы нет!

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался!

-Где ты брат Иван?

- В горнице!

- А, что делаешь?

-Помогаю Петру.

- А Петр, что делает?

- Да на печи лежит!

- Вставай, Дунюшка, уж день занимается.

- Пусть занимается. У  него до вечера дел много.

- Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет.

- Пусть поет. Петушок  маленький, ему и ночь долга.

- Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

- Пусть всходит. Ему далеко бежать нужно.

- Вставай, Дунюшка, каша готова.

- А я, уж матушка, за столом сижу!

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит!

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

- Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе терпеть можно!

Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение, рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Итак, о каких жанрах устного народного творчества мы поговорили?

Какие еще знаете малые жанры устного творчества русского народа? (Песни, потешки, дразнилки, прибаутки, пестушки, считалки, заклички, приговорки).

Дети рассказывают подготовленные дома песни, потешки, дразнилки, прибаутки, пестушки, считалки, заклички, приговорки.

Наша следующая страница устного народного творчества – «Былины».

Давным-давно, когда не ездили по земле машины и поезда, ходили от села к селу, от города к городу люди, которые рассказывали разные истории. Люди эти назывались сказителями, а сказания их – былинами. Сказители обычно владели одной, двумя мелодиями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. Сказители пользовались особым уважением как люди очень талантливые, обладавшие исключительной памятью. Часто они знали наизусть десятки тысяч стихов. Мастерству сказывания былин учились годами. Оно передавалось по наследству от родителей к детям, которые перенимали былины с детства, но сказывали их для других в пожилом возрасте.

Представьте себе седовласого старца, который сиди в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слега касаются струн гуслей, лежащих у него на коленях. Льется неторопливая плавная, спокойная мелодия. Певец-сказитель начинает свой сказ про Древнюю Русь, про старину стародавнюю.

У нас гуслей нет, но зато есть флейта.

Послушайте «Былинный напев».

(звучит мелодия в исполнении ученика)

Мы рассказ ведем

Про дела старые

Что про старые, про бывалые.

Чтобы море успокоилось,

Чтобы добрые люди послушали,

Чтобы молодцы призадумались!

Былины сочинялись как стихи, но о богатырях, героях былин, сочиняли и сказки. Они назывались богатырскими. При этом сохранялось

Каких русских богатырей вы знаете?

Известный русский художник В.М.Васнецов создал картину «Богатыри». Кого вы видите на картине?

В центре группы богатырей – побратимов главный герой Илья Муромец. Слева от Ильи княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он порыв и смелость. Справа – самый молодой богатырь  - Алеша Попович – лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый.

Что объединяет богатырей? (Богатыри могучи и справедливы, мужественны и сплочены). Богатыри показаны художником в момент дозора. Они охраняют покой этой  Земли. Пожухлый степной ковыль, золотистая грива коня Алеши Поповича, темно-зеленые холмы, темный силуэт богатырского коня Ильи Муромца, - отвечают идейному содержания замысла картины. И только белоснежный конь Добрыни Никитича и белые облака вносят элемент некоторой тревоги.

Три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе, и зорко охраняющих Русскую землю, воспринимаются так, словно весь народ охраняет свою землю.

Итак, мы рассмотрели еще один вид устного народного творчества.

Наша следующая страница устного народного творчества – «Пословицы».

Знаете ли вы пословицы о Родине?

 Вот вам задание:

  1. Прочитать пословицы и объяснить смысл.
  2. Собрать пословицы.
  3. Восстановить пословицы.

Что хотел передать народ в этих пословицах? (Любовь к своей Родине).

Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Их хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому народ оттачивал свои пословицы так, чтобы они становились похожими на стихотворные строчки. В пословицах выражается не мысль отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному явлению. Она стала крылатой, потому что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно, точно.

Трудно представить человека, выросшего в народной среде, вне словесного творчества. Сказку, колыбельную ребенок слышал в детстве. Фольклорное творчество естественно и просто входило в нашу жизнь.

Народные мастера росписи, гончары, резчики по дереву, вышивальщицы – так же не жили вне фольклорного творчества. Мотивы вышивки, образцы резной игрушки, узоры на шкатулках, все перекликается с устным народным творчеством русского народа.

 

(Выставка фольклорных изделий, изготовленных мамами, бабушками, папами, учениками класса).

Звучит запись  мелодии спокойной народной песни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Классный час в первом классе "Деревенские посиделки"

Классный час на фольклорную тему "Деревенские посиделки" воспитывает любовь к своей Родине, к народным традициям, песням, потешкам, играм....

Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"

Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"...

Классный час на тему "Поморские посиделки" для учеников 2-4 классов

Данная разработка содержит материал,. расширяющий представления детей о жизни и быте народов Поморья....

Классный час на тему: «Витаминкины посиделки»

Данный метериал способствует формированию у обучающихся представлений о правильном питании весной, о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку в это время года....

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Деревенские посиделки на Масленицу»

Цели и задачи: прививать интерес к русским народным традициям и играм;                                  ...