«Сближение культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга» – виртуальное путешествие
материал (3 класс) по теме

Хаперскова Ольга Станиславовна

 

                2010 год объявлен Всемирной организацией ЮНЕСКО «Международным годом сближения культур». Наша  работа посвящена этой теме.  Мы ещё слишком мало знаем о других странах, их истории и культуре. О культуре народов России во многих странах знают порой еще меньше, чем мы о них.

                Начать знакомство с культурой других стран мы решили с нашего города.

                Главный вопрос, на который надо было дать ответ, был «Почему в Петербурге так много памятников архитектуры и скульптуры, почему, проходя по проспектам и улицам, ощущаешь себя как в музее?»

                К началу XVIII века в России существовал только один архитектурный стиль с центром в Москве. Петербургская архитектура с самого своего появления начала соперничать с московской. Москва, раскинувшаяся на «семи холмах», со своими вековыми традициями, консервативными взглядами больше тяготела к старине.

               Петербург, воздвигнутый «на болоте», строившийся по планам, имел в себе больше голландского, итальянского, немецкого. Был европейским городом. Главной причиной этого  был Пётр I. Он задумывал Петербург европейским городом, с европейской культурой, архитектурой, с европейскими нравами. Пётр хотел, чтобы Петербург не был похож на Москву. Поэтому он не приглашал в Петербург московских зодчих – предпочитал им европейских.

              Санкт-Петербург связан своей историей, культурой, архитектурой, мистическими символами с мировой историей и культурой древнего Египта, Греции и Рима. Он объединяет европейскую культуру всех веков и является от самого основания культурной территорией, удивительным и уникальным созвездием мировой цивилизации.

              В основу проекта легла идея яркого представления в виде познавательного виртуального путешествия.

              В результате мозгового штурма определили тему проекта: «Созвездие культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга».

              Анализируя ситуацию по выбранной теме, мы предполагали осуществить следующие идеи:

·        Посвятить нашу работу « Международному Году сближения культур».

·         Озвучить проблему необходимости знать и беречь культурное наследие нашего народа и бережного отношения к нему. Ведь «богатство национальных культур и цивилизаций, разнообразие языков-выразителей этих культур – это самое большое достояние и ценность, которую имеет человечество, и наша святая обязанность сохранить и преумножить его для нынешнего поколения, для наших детей и внуков».

·        Подарить праздник другим ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_proekta_2010.docx44.15 КБ
Microsoft Office document icon biznes-_plan_3-v_klassa.doc42 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

«Созвездие культур в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга»


Виртуальное путешествие


Фильм «Петербург с высоты птичьего полёта»

Слайд 1

Звучит музыка. Гостей встречают и сопровождают на места.

Звук убавить и выключить.

На сцене 2 ведущих.

Школьник 1: - Здравствуйте, уважаемые гости!

Школьник 2: - Добрый день! Мы приветствуем Вас на  презентации нашего проекта.

Звук эл.почты ( Школьники получают письмо по электронной почте):

Школьник 1: - Это почта. Прочитай-ка.

Школьник 1 (читает): « Мы, представители древних цивилизаций, просим Вас разрешить наш спор: почему наши творения оказались в Вашем городе и  кто из нас важнее, лучше?»

Школьник 2:  - Ну что, поможем?

Школьник 1: - А как?

Школьник 2: - Вот если бы они рассказали нам о своей культуре…

Школьник 1:  - Да, нужна помощь.

Звук эл.почты (Приходит второе письмо):

Школьник 1: - Снова они пишут.  (Читают) « Нужна помощь? Встречайте! »

(гаснет свет, звучит светомузыка)

Появляются представители древних цивилизаций (греки, римляне, египтяне).

Школьники в недоумении, перешёптываются. Гости  заполняют сцену.

Школьник 1: - А как с ними здороваться?

( В поклоне говорят всякую нелепость, бормочут разные приветствия, не связанные с этими странами.)

Свет включается, музыка останавливается.

Римлянин: Здравствуйте, ребята, мы попали в Санкт-Петербург?

Школьник 2: - Да, да!

Грек : - Пришли мы к вам, для разрешения спора нашего. И рассказать немного о наших культурах.

Пауза. Удивление.

Школьник 2: - А это что за делегация? (в зал входят родители, в руках флажки разных государств) Кажется, иностранцы.

Школьник 1: - Здравствуйте, проходите, рассаживайтесь.

Пауза. Музыка к началу.

Школьник 2: - Римляне говорят, что человек, проживший в городе 3 дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нём 3 месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведётся ему в этом городе прожить 3 года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.

Школьник 1: -  Многие города на Земле насчитывают сотни и даже тысячи лет.  Крупнейшему северному городу мира  Санкт-Петербургу чуть более трёхсот. Он славен многим, но прежде всего – шедеврами градостроительного  искусства, памятниками зодчества, ансамблями, созданными трудами известных русских и европейских архитекторов, инженеров и строителей, безымянных мастеров, пришедших на берега Невы со всей России.

Школьник 3: - Здесь, на берегах широкой величавой Невы, соседствуют памятники барокко и классицизма, эклектики и модерна,  других стилевых направлений. Петербург в своей архитектуре – многоликий и в то же время необычайно целостный, единый организм.

Школьник 4: - Кажется, что здесь воплотились мечты лучших зодчих России и Европы, и, хотя многие творения первых зодчих города не дошли до наших дней, мы чтим их также, как и тех, кто оставил свой заметный след в архитектурной панораме города.

Представители древних цивилизаций уходят со сцены

Слайд 2 - 11

( Виды Санкт-Петербурга с птичьего полёта - площади, соборы, храмы)

Школьник 1: - В самом названии нашего города есть отголосок античного               Рима. Ведь город на Неве получил имя апостола Петра, небесного покровителя Рима. Рим – тоже город святого Петра.

Римлянин: - Петербург стал близок «вечному  городу»  просторами  площадей, очертаниями соборов и храмоподобных                      зданий в центре города. Не случайно его называли иногда «северным Римом».

Школьник 2:     Отголоски старины

                       Всюду в городе видны!

                       Есть Ростральные колонны,

                       Сфинксы древние, грифоны,

                       Храм – «Российский Парфенон» -

                       Для торговли сделан он.  

                      Украшает город славный –

                      Он на Стрелке самый главный!

( Вид Стрелки) Слайд 12

Школьник 1:  - О каком храме на Стрелке Васильевского острова идёт речь?

                        Его ещё называют «российский Парфенон».

Школьник 2: - Здание Биржи! Она построена по типу античного храма с

                       колоннадой по периметру.     (Вид Биржи)

Школьник 1: - А на площади перед Биржей – два маяка в виде Ростральных

                    колонн. Ростральные колонны называются так потому, что

                    украшены рострами – носами кораблей.

Школьник 2: - Зачем это? И почему носами?

Римлянин: -  Видите ли, в Древнем Риме было принято после морской

                     победы отрубать у вражеских кораблей носовую часть и

                     прибивать её к триумфальной колонне. Корабли были из

                     дерева, а их носы – ростры – украшали скульптурой.

Школьник 1: - Теперь в здании Биржи Военно-морской музей! Ох и

                     интересный же!

Школьник 2: - А по праздникам на Ростральных колоннах зажигают факелы.

                      Очень красиво!

(Вид Ростральных колонн) Слайд 13 - 14

Школьник 1: - На службе города стоят

                     На город с гордостью глядят.

                    И зажигаются огни

                    Во славу флота и страны!

Школьник 2: - Первые постройки нашего города были  из дерева, кирпича и природного камня. Они соответствовали назначению города как государственного, портового, торгового и военного центра и имели прежде всего оборонительные цели.

Школьник 1: - Молодой город ещё жил под постоянной угрозой нападения шведов, поэтому особое внимание уделялось военным сооружениям.

Школьник 2: - И Петербург начал строиться как город-крепость.

Петропавловская крепость

Остров маленький совсем

Под названьем Заячий

Хорошо известен всем,

Хоть и очень маленький.

Там, где плещется Нева,

Разделяясь надвое,

По велению Петра

Встала крепость главная.

С «поспешанием» большим

Эта крепость строилась,

А заложена была

В день Великой Троицы.

Встала крепость как оплот

Будущего города.

Где рождался русский флот

И Россия новая.

(вид Петропавловской крепости) Слайд 15 – 16

Школьник 1: - Вот мы и добрались до места, с которого начинался наш город. Петропавловская крепость. Она строилась под руководством приглашённого из-за границы первого архитектора Санкт-Петербурга итальянца Доменико Трезини. В ней находится Петропавловский собор с многоярусной, вознесённой над островом колокольней. Шпиль колокольни собора Петра и Павла – своеобразный символ новой, морской столицы России.

Школьник 2: - Пётр I велел сооружать высокие шпили, башни, колокольни, чтобы издали видеть свой город. Это был вызов и «надменному соседу» – шведу, и стихиям – болоту, топи, хляби, на которых возводили город.

 Слайд 17

Школьник 1: - Для парадного въезда в Петропавловскую крепость были построены деревянные, а затем каменные  Петровские ворота в виде триумфальной арки. Ставить арки в честь военных триумфов начали ещё в Древнем Риме. Оттуда и пошла эта традиция.

Римлянин: - Греки таких сооружений не создавали!

Грек:         -   Практической пользы от них было немного!

Римлянин: - Через арки проходили войска, возвращающиеся с победой домой. Мощь арки прославляла не богов, а вполне реальных полководцев.

Школьник 2: - Первые деревянные триумфальные арки в России стали

                     строить по указу Петра Великого.

Школьник 1: - Нарвские триумфальные ворота были сооружены в 1814 году великим итальянским архитектором Джакомо Кваренги на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск.

( Вид Нарвских ворот) Слайд 18

Школьник 2: - Московские триумфальные ворота  были сооружены в память победоносного завершения Русско-турецкой войны 1828 года.

 В то время Московские триумфальные ворота являлись крупнейшим в мире сборным сооружением из чугуна.

( Вид Московских ворот) Слайд 19

Школьник 1: - Триумфальные арки являются выдающимся произведением

                        архитектуры.

Школьник 2: - Вместе с античной архитектурой пришли к нам и

                        классические образцы искусства ваяния – скульптуры.

Грек: -          Больше всего скульптурных произведений римляне вывезли из Греции.

Римлянин: - Вывезенные шедевры украсили Рим: улицы, парки, площади и  

                      дворцы. Их стали копировать.

Школьник 1: - Благодаря этому греческие скульптуры дошли до наших дней

                       в Римских копиях. Подлинных греческих скульптур осталось

                      очень мало.

(Вид Эрмитажа) Слайд 20 - 22

Школьник 2: - Тем, кто ценит и понимает античное искусство, тихие залы

                       Эрмитажа доставят большое удовольствие.

Школьник 1: - Скульптура «Венера Таврическая» - одна из жемчужин

                       Эрмитажа. (Вид Венеры Таврической в Эрмитаже) Слайд 23

Римлянин: - Статую обнаружили в 1718 году во время раскопок в Риме.

Школьник 2: - Около 1850 года скульптуру передали в Эрмитаж.

Школьник 1: - В центре зала римской скульптуры расположена огромная

                      Статуя Юпитера (Вид Юпитера) Слайд 24

Римлянин: - Юпитер – верховное божество и покровитель Рима. Найден

                      был в 19 веке в окрестностях Рима во время раскопок античного

                    храма.

Школьник 2: - А коллекция римских скульптурных портретов в Эрмитаже –

                       одна из лучших в мире.  

 Римлянин: - Да, у нас было принято снимать посмертную маску с лица умершего знатного человека. Поэтому изображения очень реалистичны.

Школьник 1: - Наш город, его дворцы и парки, богаты античной скульптурой. Мраморные бюсты, скульптурные группы на сюжеты древнегреческого баснописца Эзопа, статуи заказывались в Венеции и Риме известным мастерам.

Слайд 25

Школьник 2: - Памятник Петру I на площади Декабристов – воспетый  А.С. Пушкиным в произведении «Медный всадник», был воздвигнут в царствование Екатерины II. Достойная преемница Петра Великого, поставила своей задачей продолжить начинание Петра и возвести Россию до уровня европейских стран.

Медный всадник

Великий памятник Великому Петру

Как символ дерзновения людского

Навеки встал на берегу Невы,

Сказав своё решительное слово.

И на гранитно-каменной волне,

И время и пространство побеждая,

Вознёсся «Медный всадник» на коне,

От бед ладонью город закрывая.

В костюме «всех народов и времён»

Петра представил нам великий мастер.

И плащ-накидка на его плечах,

И лавровым венком чело украсил.

Величье не в одеждах, а в деяньях.

И Фальконе нам показал Петра,

Писавшего страницу мирозданья

Трудом своим и силою ума.

Две силы, два таланта, две судьбы

Слились в одно застывшее мгновенье,

И в мире нет прекраснее того,

Что создано умом и вдохновеньем.

Школьник 1: - В памятнике Петру I все просто, никаких барельефов с аллегорическими сюжетами, ничего лишнего. Петр властно удерживает на краю бездны вставшего на дыбы коня, под копытами которого извивается змея; скала, как символ отображает преодолённые Петром трудности, а её форма – выход России к Балтийскому морю, а змея – все, что мешало Петру в его делах.

Школьник 2: - «Монумент мой будет прост, - писал Фальконе о памятнике. - …Я ограничусь статуей героя, и его изображу не в качестве великого полководца и победителя, хотя, конечно, он был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя…»

Школьник 1: - В главной скульптуре Петербурга – Медном Всаднике – нашли отражение черты античности.  

                         (Вид Медного Всадника) Слайд 26

                   Это и лёгкий античный плащ Петра, и лавровый венок героя.

Игра «Элементы архитектуры»

Пока идёт игра, на сцену выходят римляне. Прячутся  за кулисами.

Игра закончилась. Мигает свет, звучит музыка. На сцену выходят римляне.

Виртуальное путешествие в Древний Рим Слайд 27 - 31

Римлянин 1: - Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют «вечным». Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя.

Слайд 32 - 34

Римлянин 2: - В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город. Ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим креп и разрастался, соседние племена одно за другим покорялись его власти, а через пять веков уже вся Италия была в его руках.

Римлянин 3: - Мудрые законы, талантливые полководцы, верные граждане – всё  служило залогом благополучия государства. Победоносные римские войска стали постепенно переходить за границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена, а целые государства.

Римлянин 3: - Взгляните на нашу карту!                                                                       Слайд 35

Слайд 36

Римлянин 4: - Особо гордились римляне Колизеем. Императоры, бывавшие на Востоке и находившиеся под впечатлением от громадности и величия египетских пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и грандиозный.

Римлянин 5: - В Колизее проводили и спортивные состязания,                                 Слайд 37

 ( сценка «Бой гладиаторов» лучше из фильма «Гладиатор»)

                      но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. Все главные развлечения римлян — гладиаторские бои, травли зверей, охоты — устраивались здесь. Это была самая настоящая битва жизни и смерти.

Римлянин 1: - В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием! (Вид Колизея)                                                        Слайд 38

       

Римлянин 2: - В архитектурных сооружениях мы активно использовали полуколонны и арки. В отличие от греческой архитектуры, римская была более прагматичной. На  первом месте стояла польза, затем прочность и красота.

Слайд 39

Грек: - Мы же, греки,  главным считали красоту. Впрочем, римляне тоже любили богатое убранство и пышную отделку зданий.

Римлянин 3: - Мы  уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения. Для нас важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие  нашей архитектуры  также состоит в том, что мы предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях, как греки.

Мигает свет, звучит музыка.

Школьник 2: - Ну что ж, давайте пройдём дальше по нашему городу. Пётр I – основатель Петербурга – хотел видеть город непохожий ни на один  из европейских городов, отличный от всех старых русских городов, включая Москву. И Петербург не стал похож ни на Амстердам, ни на Венецию, ни на Париж.

Школьник 1: - Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись. Поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России. Важное условие, которое Пётр ставил приглашённым иностранцам – обучение  русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.

Школьник 2: - Россия конца 17 начала 18 вв.- желанна для иностранцев. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.

(Портреты архитекторов)

Школьник 1: - Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы – расширить границы России и породить впоследствии целую плеяду талантливых людей.

Школьник 2: - А.Н. Бенуа писал, что Петербург «не общеевропейский город, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно прекрасный и грандиозный.»

Школьник 1: - Вся эта великолепная «непохожесть» города создавалась во многом усилиями приглашённых итальянских, голландских, немецких, французских зодчих, но они, переселившись в Россию, сами изменяли свою манеру под влиянием русских мастеров.

Школьник 2: - Одной из диковинок юного Петербурга был Летний сад –замечательнейший памятник садово-паркового искусства начала 18 века. Всего через год после основания города в мае 1704 года по указанию Петра I, который лично принимал участие в его проектировании, началось создание летнего сада – первого в России регулярного сада.

Школьник 1: - На территории сада размещалась летняя царская резиденция. По проекту архитектора Трезини для Петра I был возведён дворец, который сохранился и по сей день. Это один из первых каменных дворцов Петербурга – двухэтажное  здание с высокой крышей, внутренняя планировка которого отличается сравнительной скромностью. Во дворце в первоначальном состоянии сохранена отделка интерьеров.

                      Его аллеи и сегодня украшают скульптуры работы итальянских мастеров 17 – 18 веков.

Летний сад

Этот сад не просто сад!

Он в России первый,

Где деревья встали в ряд,

Где фонтаны пели.

И скульптуры

 Для  красы и для просвещения

Отовсюду привезли

Всем на удивление.

Слайды с изображением скульптур Летнего сада

Грек: -  Скульптура должна была не только украшать аллеи сада, но и прославлять подвиги России в Северной войне со Швецией. Вот почему среди мифологических персонажей в Летнем саду такие фигуры как Архитектура, Навигация, Слава и другие.

Игра «Юный скульптор».

Ведущие спускаются вниз.

Пока идёт игра, на сцену выходят греки. Устанавливают мольберт, скульптуру, гончар лепит, атлет занимает своё место.

Игроки лепят. Мигает свет, звучит музыка. На сцене творят греки.

Музыка закончилась.

 (Виртуальное путешествие в древнюю Грецию)

Сценка: Художник пишет картину (на мольберте), гончар изготавливает изделия из глины (горшки), скульптор работает над скульптурой (статуя под белой тканью), девушка-гречанка танцует греческий танец, атлет упражняется с мячом (мяч или шар в руках, поднимает и опускает согнутую в локте руку).

Школьник 1: - Здравствуйте, а кто вы?

Грек: - Мы – греки!  

Грек (1): - Греческая цивилизация возникла в 16 веке до н.э. на материковой части Греции и острове Крит. Наиболее преуспевающим городом – государством  стали Афины. (Рукой указывает на карту).

Грек (2): - Афины стали центром искусства, литературы и философии. Афинские ремесленники изготавливали красивую керамику, украшенную приключениями богов и героев. Трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах.

Слайд - греческие росписи

                       Греческие мифы и религии оказали большое влияние как на античную, так и на всю европейскую культуру в целом.

Слайды с изображением греческих богов и богинь

Девушка-гречанка (1): Мы верили в богов и богинь, наделённых многими чертами людей. Им поклонялись, создавая статуи и храмы, устраивая празднества, шествия, жертвоприношения, игры и театральные представления. Поскольку почти всем видам деятельности – от охоты до добывания огня – покровительствовал свой бог или богиня, греки не забывали о них не на минуту.

Проверка изделий.

Слайды с Олимпийским стадионом, Олимпийскими играми, состязаниями

Атлет: - Спорт имел огромное значение в жизни греков. Физические упражнения были обязательны для атлетов, которые собирались со всего греческого мира на спортивные состязания. Самые знаменитые состязания – это Олимпийские игры. Их проводили в Олимпии в честь бога Зевса, который считался повелителем всех остальных богов и жил на вершине горы Олимп.

Слайд греческого театра

Девушка-танцовщица:  - Когда-то в театрах под открытым небом вмещалось до 10 тысяч зрителей, здесь ставили пьесы выдающихся драматургов – Еврипида, Софокла. В наши дни греческую литературу читают повсюду (например: эпические поэмы Гомера «Илиада», «Странствия Одиссея»), пьесы ставят и по сей день.

Художник: - Древним грекам были известны различные виды искусства.

Игра «Покажи скульптуру»

Слайд - Фасад Александрийского театра

Скульптор: -  Всемирно прославлены наши величественные храмы. Греческой архитектуре подражают и по сей день.

Школьник 1: - Но особенно было присуще грекам пластическое воплощение чувств в скульптуре. Даже в сложных архитектурных сооружениях греков прежде всего выступает их пластическая основа.  В Санкт-Петербурге фасад Александрийского театра украшен квадригой – колесницей греческого бога искусств Аполлона, запряжённой четырьмя конями.

Грек 1: - Между прочим, система правления, которая впервые была установлена греками, – демократия – до сих пор действует в большинстве стран мира.

Грек 2: - Создавая свою неповторимую культуру, искусство, философию, греки никогда не забывали о танце, который помогал им не только отдыхать, но и являлся способом поклонения богам.

Все оставляют свои дела и выходят на танец «Сиртаки».

Мигает свет, звучит музыка. Все  расходятся по местам.

На сцене 2 ведущих.

Школьник 1: - Вот мы и вернулись из тёплой и приветливой Греции в наш город.

Слайды с изображением грифонов (как отдельно, так и в архитектуре Петербурга).

Школьник 2: - Да это же грифоны! (вид у Банковского моста)

Школьник 1: - Какие ещё грифоны?

Девушка-гречанка (2): - Крылатые львы. Но чаще их изображали с птичьей головой, крыльями и туловищем льва. Грифоны в греческую мифологию пришли из древних государств Востока. Они считались самыми надёжными стражами золотых кладов.

Школьник 2: - Грифоны Банковского моста должны были охранять не только мост, но и золотые запасы, что находились в Ассигнационном банке. Сегодня в этом доме, где раньше был Банк, находится учебное заведение. В Петербурге существует множество зданий, на которых изображены грифоны, чаще всего с орлиными головами, смотрящие друг на друга.

Школьник 1: - Да, в Петербурге можно встретить много разных чудищ и животных в скульптуре и архитектуре. Среди них грифоны, тритоны, сатиры, речные нимфы – неяды, драконы и ши-цза. Все эти полулюди-полуживотные принадлежат античной мифологии.

(Вид набережной и сфинксов)

Школьник 2: - Это же сфинксы! Мы такие видели в Эрмитаже. А они настоящие?

Школьник 1: - Ещё какие настоящие! Знаете сколько им лет? Три с половиной тысячи! И на этом месте они стоят почти 170 лет! А перевезли их из Египта в 1832 году. Два года сфинксы стояли в круглом дворе Академии художеств, ожидая, когда им подготовят достойное место.

Школьник 2: - Таким местом стала большая гранитная пристань с                       пологим спуском к воде – первая пристань на пути иноземных кораблей, плывших в Петербург со стороны Финского залива. С тех пор они и стерегут наш город на набережной у Академии художеств.

Школьник 1: - А ещё есть сфинксы на Египетском мостике.

Школьник 2: - И не только. Но их выполнили уже отечественные мастера. Сфинксы  - образец высокого мастерства египетских каменотёсов!

Сфинксы

Из далёка-далека,

Словно мостик сквозь века,

И таинственный, и странный

К нам пришёл на берега,

И у храма красоты

Встал надёжной стражей ты.

Проплывают облака,

Рядом плещется Нева,

Ты ж вздыхаешь, вспоминая

Те, другие берега.

Нил – Неву, Неву и Нил  

Ты собой соединил.

Игра «Пирамида»

На сцену выходят египтяне.

Мигает свет, звучит музыка.

(виртуальное путешествие в Древний Египет)

Египтянин 1:   -  Расцвет Египта приходится на 16 – 15 века до нашей эры. Могучая священная река Нил течёт здесь между двумя рядами гор. Они, словно стены, защищают её от сыпучих песков пустыни. Около реки кипит жизнь. По обе стороны Нила раскинулись Фивы.

Египтянин 2:- Египтяне почитали реку Нил. Дорогу, ведущую к Нилу,

                      украшали ряды сфинксов.

Египтянин 3:- Сфинксы обладают огромной тайной силой, способны

                        устрашить любого злодея и защитить храм или гробницу

                       фараона от всяких враждебных сил.

Грек и Римлянин: - А кто такие фараоны?

Египтянин 4: - Фараонами называли правителей Египта.

Египтянин 5: - История Египта, как она известна вам, начинается примерно с 4 тысячелетия до нашей эры, когда появилась письменность.

Школьник 1: - Шли века. Старина забывалась, и никто не мог разобрать древние египетские письмена. Многие учёные пытались их расшифровать, но каменные документы хранили свою тайну.

«Розеттский камень»

«Форт укрепить на Ниле близ Розетты!» –

Такой Бушару отдан был приказ.

Французский офицер взялся за это

С солдатами своими. Как-то раз

На твёрдую плиту наткнулся заступ.

Её достали. Надписи видны.

Диковинки в песке встречались часто,

Но той находке не было цены!

 – Отдать учёным,  – приказанье кратко,

Но для науки важное весьма.

В куске базальта пряталась разгадка

Египетского древнего письма.

Школьник 2: - К счастью, французский офицер Бушар, роя траншею у деревни Розетте, обнаружил чёрный базальт с параллельным, на трёх языках текстом – древнегреческом, новоегипетском и древнеегипетском. Это дало в руки одарённого Шампольона ключ к разгадке. В 1822 году учёный сообщил Парижской академии о способе дешифровки египетских иероглифов. Египетская письменность была открыта.

«Шампольон»

                                 Жил на свете Шампольон.          Он Розеттский камень взял

В языках весьма силён,                И над ним поколдовал,

А в особенности древних.           И сложнейший этот ребус

 Говорят, был гений он!              Всё-таки он разгадал!

Он в свои двенадцать лет          Понял он, что каждый знак

 Удивил учёный свет,                 Можно так читать и сяк!

                              И в науках все считали,           Мог быть словом он и слогом,  

                                  Он оставит яркий след.          Даже звуком. Вот ведь как!

 Школьник 2: - Египет – волшебная   страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Александрийская библиотека и священный Нил, тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные пирамиды – эти  понятия известны всем!

Египтянин 6: - Египет дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла.

Египтянин 7: - Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.

Египтянин 8: - Как вехи, возвышаются на далёком горизонте истории египетские пирамиды – обветренные рукотворные каменные горы. Пирамиды повествуют об обществе настолько чётко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы.

Египтянин 1: - Несметно богатство Древнего Египта. Многое ещё погребено в его песках или на дне моря. Средиземное море – свидетель величайших исторических событий – хранит в своих глубинах ответы на множество загадок истории.

Игра «Море волнуется…»

Школьник 2: - Увлечение культурой Древнего Египта возникло  Петербурге в 18 и 19 веках. На набережных Невы появились сфинксы и грифоны, в пригородах – оригинальные строения; дворцы, сады, парки украсились античной скульптурой.

Школьник 1:- Среди развалин древнеегипетской столицы – Фив, русский

                      путешественник Авраам Сергеевич Норов обнаружил статую.

Школьник 2: - На прямоугольном каменном троне сидело странное существо.

                    ( Вид Скульптуры Мут-Сохмет – львиноголовая богиня)

Египтянин 3: - Мут-Сохмет –  львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество

                       войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также          покровительницей медицины и врачей.

Школьник 1: - А.С. Норов увёз порфировое изваяние «на родной север».

Египтянин 4: - Не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным

                        останкам великих Фив.

 Школьник 2: - После 15-летнего пребывания в Академии Художеств Мут-

                      Сохмет перевезли в Эрмитаж.

Египтянин 5: - Где она обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей

                     произведений искусства далёкой страны фараонов.

Школьник 1: - В коллекции Эрмитажа можно увидеть небольшую бронзовую

                     скульптуру бога Осириса.

(Вид скульптуры Осириса)

Египтянин 6: - В древнеегипетской мифологии Осирис – главный бог, научивший людей земледелию, садоводству, виноделию.

                   Он царь мёртвых и властелин подземного царства.

Школьник 2: - Так же в Эрмитаже есть статуя богини Исиды.

Игра «Мумия»

(Вид статуи Исиды)

Египтянин 7: - Исида – олицетворяла плодородие и материнство, была                      покровительницей мореплавателей и богиней ветра.

Школьник 2: - Замечательным скульптурным памятником в Эрмитаже                        является статуя фараона Аменемхета III.

(Вид скульптуры Аменемхета III)

Египтянин 2: - Да, в этой скульптуре из гранита мастер сумел показать                        человека, под взглядом которого когда-то трепетали                        вельможи.  

Египтянин 3: - В Египте возле входа в храм, по обеим его сторонам,                         устанавливались обелиски.

Школьник 1: - Грани обелисков были испещрены рисунками и иероглифами.

Египтянин 1: -  Там изображались огромные фигуры фараонов, богов, сцены                       битв и побед.

Школьник 2: - На площадях нашего города и в пригородах тоже устанавливались обелиски в честь знаменитых событий.

Школьник 1: - Кагульский обелиск в Царском Селе. (Вид обелиска)

                    - Обелиск « Коннетабль» в Гатчине. (Вид обелиска)

                    - Румянцевский обелиск. (Вид обелиска)

                    - Верстовой столб у Обуховского моста. (Вид Столба)

                    - обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания.

Школьник 2: - Между  Мраморным мостом и Турецкой баней в пейзажной

                     части Екатерининского парка был возведён павильон –

                     Пирамида.

(Вид павильона)

Школьник 1: - Один из красивейших фонтанов Петергофа представляет собой четырёхгранную пирамиду.  « Пирамида» относится к одному из самых многоводных фонтанов Петергофа.

(Вид фонтана)

Египтянин 2: - Древнеегипетское государство распалось в тридцатые годы до

                      новой эры.

Римлянин: - Когда на его территорию вторглись мы – римляне.

Египтянин 1: - Цивилизация Древнего Египта обладала потрясающими знаниями в области математики, геометрии, медицины, астрономии. Жрецы обладали магическими способностями. Египтяне строили огромные храмы, пирамиды, расписывали стены гробниц. При этом египтяне делали изящные вазы и украшения. У них был свой пантеон богов, он перекликается с другими языческими религиями.

Египтянин 2: - Египтяне создали свою культуру, богатую и своеобразную, оказавшую несомненное  влияние на греков и римлян, а через них и на всю последующую культуру европейских народов. Она складывалась на протяжении тысячелетий.

Мигает свет, звучит музыка.

Школьник  2: - Мы вернулись туда, где хранятся около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В составе его коллекций – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Школьник 1: - Государственный  Эрмитаж – это дворец-музей.

Эрмитаж

Есть у нас большой музей

Для тебя и для друзей.

В нём узнать о многом можно

С очень давних-давних дней.

Фараоны и цари,

Живописцы и ткачи,

Позолотчик и ваятель,

Древний рыцарь и мечтатель.

Лестница-красавица на второй этаж.

Множество чудес собрал  в себе наш Эрмитаж.

Школьник 2: - Эрмитаж сегодня — это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растёт число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире.

Школьник 1: - Величественное здание остаётся доминантой великолепного архитектурного ансамбля Эрмитажа и украшением Санкт-Петербурга.

Просмотр слайдов.

Школьник 2: - Хочется отметить, что мы лишь прикоснулись к великим творениям человечества с 4 тысячелетия до нашей эры до наших дней.

Школьник 1: - Санкт-Петербург от основания города, своей историей, культурой, архитектурой, мистическими символами не только теснейшим образом связан с мировой историей и культурой древнего Египта, Греции и Рима, а также европейской культурой всех веков, но и является от самого основания культурной территорией, удивительным и уникальным созвездием мировой цивилизации!

Танец «Большая прогулка»

Хлопать и отходить к сцене.

Школьник 1: - Наш проект вы можете оценить, выбрав один из жетонов. Пусть грусть редко посещает Вас.

Школьник 2: -  Пусть улыбка придаст Вам хорошего настроения.



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 112 Выборгского района

Проект:

«Сближение культур в архитектуре

 и скульптурах Санкт-Петербурга»  – виртуальное путешествие

 

Разработчики: ученики3 «В» класса

Руководитель: Хаперскова Ольга Станиславовна

Работа выполнена в рамках  конкурса проектов «Проект 2010»

Оценка жюри:___________

Санкт-Петербург

2009

Бизнес – план проекта

Цель проекта: организовать и провести виртуальное путешествие  

Задачи проекта:

  1. Определить дату, место и время проекта
  2. Собрать материал.
  1. Что такое культура
  2. Что такое архитектура
  3. Что такое скульптура
  4. Архитектура Санкт-Петербурга
  5. Скульптуры Санкт-Петербурга
  6. История древнего Египта
  7. История древней Греции
  8. История древнего Рима
  9. Найти музыкальное сопровождение
  1. Проанализировать и выбрать необходимый материал для проекта
  2. Составить сценарный план
  3. Разработать сценарий.
  4. Найти музыкальное сопровождение
  5. Распределить роли.
  6. Поставить виртуальное путешествие.
  7. Организовать репетиции.
  8. Организовать презентацию проекта.
  9. Провести презентацию проекта
  10. Провести рефлексию.

Этап разработки: начало – 1 сентября, окончание – 29 января

Этап реализации проекта: начало –1 февраля, окончание – 17 марта

Ожидаемые проблемы и пути их решения:

  1. Создать сценарий – собрать материал, выбрать необходимое, обратиться за помощью к родителям.
  2. Изготовить костюмы и декорации – родители.
  3. Определять время и место репетиций – обратиться к Ольге Станиславовне
  4. Не бояться выступать перед большой аудиторией – пригласить  учеников других классов.
  5. Громко говорить – микрофоны.
  6. Музыкальное и компьютерное оформление – помощь взрослых, родителей

Бюджет – 100 рублей (обратиться к родителям).

Ресурсы –  кадровые:

  1. Учащиеся 3 – «В» класса
  2. Руководитель проекта
  3. Родители
  4. Надежда Леонидовна – учитель танцев
  5. Ирина Борисовна – преподаватель ИКП

              –  материальные:

  1. Канцтовары (флажки, афиша, приглашения, бумага)
  2. Информация (фото, видео, аудио)
  3. Звуковая, видеотехника
  4. Освещение
  5. Костюмы
  6. Реквизит для игр (флажки, кирпичи, пластилин, бумага в рулоне – 3 штуки)

Способы оценки эффективности проекта: собрать отзывы учеников приглашённых классов, родителей.

Ожидаемый полезный результат:

  1. Познакомиться с культурами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима
  2. Узнать историю появления скульптур и архитектурных сооружений в Петербурге
  3. Получить удовольствие от собственного труда.

Список разработчиков и участников проекта:

Проектировщики 3 – «В» класса, родители.

Ведущие: Камынина Полина

                 Елисеев Виталий

                 Суханова Елизавета

                 Кулыгина Дарья

 

Римляне: Поженков Данила

      Воробьёв Александр

                                                        Лукашов Павел

                                                        Михайлов Иван

Новиков Данила

Греки:     Михалёв Кирилл

                Тырышкина Светлана

 Плехова Полина

 Довгаль Виктория

 Чуваева Елизавета

 Кулыгина Дарья

 Орлова Анастасия

 Елисеев Виталий

 Суханова Елизавета

Египтяне:     Буйнова Елизавета

Пазюк Михаил

     Петрова Кристина

     Чудаков Владислав

Лукина Евгения

Кайряк Валерия

     Осинцева Светлана

Чикинина Анна

Затейники:   Кулешо Мария

                      Иванов Евгений

Интуристы: родители проектировшиков

Суфлёры: Буйнова И. Д.

                 Михайлова

Презентация: Чудакова Н.Н.

Звукорежиссёр: Хаперскова О.С.

Освещение: Лукина Евгения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Созвездие культур в архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга Виртуальное путешествие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории Санкт-Петербурга "Скульптуры животных в Петербурге"

В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге....

Скульптуры-аллегории Санкт-Петербурга

Скульптуры-аллегории Санкт-Петербурга с презентацией...

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...

Виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу

Материал может быть использован на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе или на уроках в курсе "История Санкт-Петербурга"....

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...

Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".

Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного...

" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".

занятие является  продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...