Технологическая карта урока по теме "Окончание слова" 2 кл.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кузьменко Елена Анатольевна

Технологическая карта урока по теме "Окончание слова" 2 кл по учебнику В,П, Канакиной. 2 кл. Данный урок разработан для обучающихся с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okonchanie_slova_2_kl_ovz.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окончание слова

Тип: урок открытия новых знаний

Цель: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова.

Задачи урока:

  • научить находить окончания, изменяя форму слова;
  • научить выделять окончания в словах;
  • воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, что такое окончание слова;
  • уметь находить окончания имен существительных;
  • уметь выделять окончание как часть слова.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • фиксировать в конце урока удовлетворение/неудовлетворение своей работой с помощью графических символов;
  • понимать и выполнять несложные обобщения.

Личностные:

  • осознавать личную ответственность за успешность в учебной деятельности;
  • ответственное отношение к урокам русского языка.

Ресурсы урока: учебник В.П. Канакина, В.П. Горецкий в двух частях, 1 часть, 2023г., презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников, выясняет, с каким настроением дети начинают урок, делится своим хорошим настроением с каждым обучающимся.

Высказывает пожелание:

- Я желаю, чтоб для всех на урок пришел успех.

- Ребята, а какие качества помогут вам быть успешным на уроке?

Приветствуют учителя. Делятся своим настроением

Высказывают свои предположения.

Актуализация необходимых знаний, постановка цели  и задач урока  

  1. Все на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, дождь – из капелек воды. А из чего состоит наша речь?

- Из чего состоит предложение?

- Что такое слово?

- Словами мы называем предметы, действия предметов, признаки предметов. А из чего же состоят слова?

- Что такое слог?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Корень – это главная часть в слове.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью слова – окончанием. Давайте подумаем, почему часть слова получила такое название – «окончание»? Где будет находиться в слове окончание?

- Что бы вы хотели узнать о новой части слова?

Учитель подводит итог: (Слайд 2)

- Тема урока: «Окончание слова»

Цели и задачи урока:

  1. Что такое окончание?
  2. Для чего служит окончание?
  3. Как найти в слове окончание?
  4. Как выделить окончание в слове?

Отвечают на вопросы учителя.

- Речь состоит из предложений.

- Предложения состоят из слов.

- Слова – это части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Возможен ответ: «Слова состоят из слогов»

- Часть слова, которую удобно произносить

Общая часть родственных слов – корень.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Принимают учебную задачу.

Работа по теме урока

1. Учитель предлагает прочитать текст на слайде (Слайд 3).

Чеснок

    В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.

- Выпишите слово, которое повторяется во всех трех предложениях.

- Какая часть слова меняется?

- Эта часть называется окончание. Окончание принято выделять в «окошечко».

- Для чего изменяется окончание?

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

- Окончание изменилось и помогло связать слов в предложении. При этом значение слова не изменилось, значит, поменялась только форма слова.

- Обратите внимание, что в слове «чеснок» окончание не обозначено буквами. Такое окончание называется нулевым, и оно тоже выделяется прямоугольником.

2. Работа с правилом.

Откройте учебник на стр. 62. Прочитайте правила.

- Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Каким знаком обозначается окончание?

3. Выполнение упражнения № 91 на стр. 63.

I вариант работает с первой строчкой упражнения, второй – со второй строчкой.

- Назовите, формы какого слова даны в каждом ряду?

- Как найти окончание?

- Выделите в словах окончания.

- Проверьте свою работу (Слайд 4)

4. Изменить форму слова можно несколькими способами:

А) изменить число, например, парта – парты;

Б) изменить форму слова могут помочь слова есть, нет, вижу, думаю (Слайд 5. Пример – слово лиса).

- Измените форму слов кошка, домик, ведро, выделите окончания.

Проверка работы на слайде.

Читают текст, выполняют задание.

Отвечают на вопрос учителя.

Выделяют окончания в словах.

Высказывают свои предположения.

Выделяют нулевое окончание.

Читают правила в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение по заданию.

Отвечают на вопросы учителя.

Выделяют в словах окончания.

Сверяют свою работу с образцом.

Наблюдают.

Изменяют слова с помощью слов-помощников.

Проверяют свою работу по представленному образцу.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

5. Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой.

Упражнение № 93 на стр. 63 выполняется по заданию.

Сравните свою работу с образцом (Слайд 6).

- У кого все получилось так же, как на доске?

- Кто выполнил работу с ошибкой? Что не получилось? Как рассуждали?

Выполняют задание.

Сравнивают свою работу с образцом, исправляют ошибки.

Дают оценку своей работе.

Рефлексия

Предлагает каждому вытащить из коробки вопрос и ответить на него.

- С какой частью слова познакомились?

- Где стоит окончание?

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

- Как выделяют окончание?

Учитель предлагает вспомнить задания, выполненные на уроке и оценить свою работу на уроке с помощью графических символов (Слайд 7).

Отвечают на вопросы по теме урока.

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

1. Выучить правила на стр.62, 63.

2. Выполнить упр. 92

Знакомятся с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...