Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шибкова Галина Александровна

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_glagol.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Роль глагола в предложении, в речи.

Цели:

знание:

знать происхождение слова «глагол»                                                                                             знать роль глагола в тексте, предложении                                                              

 понимание:

находить глаголы в тексте                                                                                  объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте                     объяснять роль глагола в предложении, в тексте                                              

применение:

записывать предложения с глаголами, находить глаголы в предложении, выделять грамматическую основу предложения

анализ:

анализировать текст с точки зрения смысловой роли глаголов                

синтез:

составлять рассказ по плану «Что мы знаем о глаголе»

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • знать происхождение слова «глагол»,                                                                                            знать роль глагола в тексте, предложении;                                                                                                                        
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи;
  •  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Ход урока

1. Мотивация.

-Доброе утро,ребята!.( Слайд 2-6 )

-Скоро наступит долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы после долгого зимнего сна. Появятся первые проталины. Зазвенит веселая капель. Все больше будет радовать нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе.  Оно улыбается. Улыбнемся и мы. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению.

Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

-Я, надеюсь, что эти слова сегодня к нам не относятся. Поэтому девизом сегодняшнего урока будет «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»  (Слайд 7)

2.Актуализация знаний.

1.Языковая разминка.

На доске слова  

По,  солнышко,  ясному, лучистое, небу, весело.  (Слайд 8)

-Используя слова, составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол, подходящий по смыслу.

Запишите предложение.

По ясному небу весело плывет  лучистое солнышко.

-Найдите грамматическую основу предложения.

- Какими частями речи выражена грамматическая основа?

3.Определение темы урока и целей.

 (карточка 1)                                                            (Слайд9-10)

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

                                                       Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

-Еще раз прочитайте слова, которые мы вставили. На какие вопросы они отвечают?  Какой частью речи они являются? (Глаголы)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть.

Глагол. Роль глагола в предложении , в речи.           (Слайд 11)

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

-Давайте определим цели нашего урока.                     (Слайд 12)

1.Проверить, что мы помним о глаголе.

2.Повторить изученное.

3.Выяснить, какова роль глаголов в предложении, в речи.

    4. Работа над новым материалом                                                                                               

– Прочитайте про себя и сравните два текста. (карточка №2)

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Чем они отличаются?

- Из каких частей речи состоит первый текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?

- Как изменился второй текст и что его изменило? Почему неподвижная картинка ожила и как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?

– Что называют слова, которые добавились во 2-ом тексте?

- Подчеркните все глаголы.

- Назовите их.

- Чем же они похожи? (обозначают действия предметов, отвечают на вопросы: что делает? Что делают? )

– Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)

-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?

-Тогда  у меня вопрос!

-Что означает слово глагол?

 «Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово : стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому -то глагол и бывает сказуемым?»

   Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной части речи.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-В современном русском языке есть слово разглагольствовать.

-Попробуйте догадаться, что оно означает?

-Давайте проверим по толковому словарю.

-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.

(Слайд 13)

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать, признак предмета

-Используя  ключевые слова, дайте определение глагола.

    Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

 В предложении является главным членом предложения –сказуемым.

(Слайд 14)

Физминутка.

Мы немного отдохнём

И глаголы назовём:

Прыгать, бегать и скакать,

Гладить, красить и  молчать,

Крутиться, вертеться,

Улыбаться, смотреть,

Ходить и подмигивать,

Шагать и петь.

Летать, умываться,

Кушать, решать…

Будем урок мы продолжать!

5. Применение знаний на практике.

Роль глагола в речи, предложении.

-Давайте послушаем стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» и попробуем выяснить, с помощью каких частей речи С.Есенин рисует картину летнего утра в стихотворении                                       (Слайд 15, 16)

-Стихотворение лежит перед вами. Перечитайте его еще раз и ответьте на вопрос.

-С помощью какой части речи Есенин рисует картину летнего утра?                                                                                                             

(С помощью глаголов.)

- Итак, для чего же нам нужны глаголы? (они делают нашу речь точной и выразительной; используются в речи для передачи движения; если писатель хочет отобразить картину, в которой предметы перестают быть неподвижными, он обращается к глаголам; глаголы способствуют эмоциональности и яркости текста)

- Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.    

Самопроверка                                          (Слайд 17)

-Какими членами предложения являются глаголы?

6. Работа с учебником

Откройте учебники и прочитайте задание к упражнению 169. Что нам нужно сделать в этом упражнении. (Определить к какой части речи относятся слова каждой группы)   По каким признакам вы это определили? Что нужно сделать с этими группами слов? (Составить и записать нераспространенные предложения и подчеркнуть в них основу). Приступайте к самостоятельной работе.

7. Самостоятельная работа

Проверка сам. работы

8. «Идеальное задание»

- На парте у каждого лежит карточка розового цвета. В каждой карточке задания  2-х уровней . Выберите для себя одно «идеальное задание», которое соответствует вашим знаниям и выполните его. (проверить, если успеем)

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _____________________          Завтрак - ____________________

Работа - _____________________          Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________          Путешествие - ________________

2 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы:

Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________.  Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.                                 

9. Итог урока

Борис Пастернак писал: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия».                                                     (Слайд 18)

-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?

-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке?                                                                                                   

-Конечно нет, ведь глагол- самая огнедышащая, самая живая часть речи.

И с ним знакомиться мы продолжим на следующем уроке.

10. Рефлексия            (Слайд  19)

Итак, давайте сделаем выводы. Что мы сегодня открыли для себя, чему научились, за что мы можем себя похвалить.

Закончить наш урок мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. 

11.  Домашнее задание.                                              (Слайд25)

Упр.170, стр. 100

РЕЗЕРВ

- Прослушайте два текста:

РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.

В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг  поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.

Жизнь так и кипит в нем.

РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.

В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…

Родничку показалось, что все его отвергли…

- Что общего между текстами? (оба текста о родничке)

- Чем они отличаются? (настроением)

- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? (глагол)

- Какова роль глагола в нашей речи? (глагол обозначает действие предмета, но может еще передавать настроения, чувства)

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

«Ряжская средняя школа №2»

«Журавинская основная школа»

Урок русского языка

«РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА»

4 класс

Учитель начальных классов Шибкова Г.А.

2023 г.

Карточка № 2

1.Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

2.Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Карточка № 2

1.Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

2.Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Карточка № 2

1.Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

2.Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Карточка 1

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … .

 (Л.Н. Толстой)

Карточка 1

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … .

 (Л.Н. Толстой)

Карточка 3

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _____________________          Завтрак - ____________________

Работа - _____________________          Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________          Путешествие - ________________

2 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы:

Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________.  Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.                                 

Карточка 3

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _____________________          Завтрак - ____________________

Работа - _____________________          Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________          Путешествие - ________________

2 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы:

Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________.  Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.                                 

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте....

Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...

Конспект урока русского языка по теме: "Разбор глагола как части речи" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Разбор глагола как части речиЦель: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результаты:Педметные:-знать грамматическое п...

Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе

Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...