Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку

Курбанова Диля Рамиловна

 

 

Итоговая аттестационная проектная работа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации по теме «Метапредметное содержание начального образования в условиях реализации ФГОС»

Итоговая аттестационная проектная работа

Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.

Работу выполнила:

слушатель курсов

повышения квалификации

учитель начальных классов

МБОУ « Многопрофильный лицей № 188», г.Казани

Курбанова Диля Рамиловна

Казань, 2023г.

Содержание

1. Введение

2. Теоретическая часть

3. Заключение

4. Практическая часть

5. Библиографический список

7. Приложение

Введение

\\Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ

Окружающий нас мир за последние несколько лет стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что теперь нужно все время учиться, буквально всю жизнь. Сегодня уже нельзя однажды получив образование, на всю жизнь быть обеспеченным квалифицированной работой. Если кучера пересадить за руль спортивного автомобиля – быть аварии. Управление динамичным миром требует другого понимания и других навыков. Реалии современной действительности требуют высокого напряжения интеллектуальных и психических сил от человека, желающего быть успешным в любой сфере деятельности. Но была надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода было заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметный  подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, здесь требуется основательная подготовка. Попросту – создание учителя нового поколения.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Актуальность темы. Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО), определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут владеть универсальными учебными умениями информационно-логического,  организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и  при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.  Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Знания, полученные на таких уроках, дети смогут применять на протяжении всей жизни.

Успешное обучение в  школе невозможно без сформированности предметных и метапредметных компетенций у ребёнка, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности.

Цель работы: теоретически обосновать и на практике проверить возможность применения элементов  метапредметного подхода в обучении русского языка

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятия и сущность метапредметного подхода
  3. Разработать технологическую карту по русскому языку, направленную на формирование метапредметных умений и действий.

     

Теоретическая часть

Метапредметный подход в обучении не является  принципиально новым в отечественной педагогике. Идеи метапредметного подхода имели свое воплощение в начале прошлого века в отечественном образовании, однако сегодня метапредметный подход претерпевает возрождение с учетом современных требований к результатам обучения.

Обратимся к определению понятия «метапредметные».  По определению Андреевой  В.В «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»»

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов. В работах А. В. Хуторского четко прослеживается смысл метапредметности образования. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.

В работах Ю. В. Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

       Инновационный характер нового стандарта выражается и в том, что метапредметный поход выступает основой требований к результатам образования (цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности). Впервые в России образовательные стандарты разработаны как целостная система требований ко всей системе образования страны (новая редакция статьи 7 «Федеральные образовательные стандарты» Закона «Об  образовании»)[8].

Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с

целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход

подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий

учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и

развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование

способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е.

повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной

деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;

 метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;

метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения

С внедрением метапредметного подхода в образовании, метапредметные результаты вышли на первое место среди всех результатов обучения.

Метапредметные результаты могут быть достигнуты только путем формирования у обучающихся общих, многофункциональных способов деятельности, иначе говоря, универсальных учебных действий (УУД).

С введением стандарта нового поколения , урок претерпевает кардинальные изменения. Учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).

Современный  урок как раз является тем уроком, на котором развивается потенциал самих учащихся, побуждая их  к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах наряду с другими методическими вопросами значительная роль отводится  метапредметным связям.

Метапредметные связи способствуют развитию творческого,  логического и вариативного мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальных условиях, являются одним из существенных факторов воспитания внутренней культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям, труду и жизни.

Уроки русского языка на метапредметной основе позволяют решить следующие задачи:

объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;

вооружить обучающихся навыками правильного каллиграфического и безошибочного орфографического письма, устной и письменной связной речи;

создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

             -      развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненно     необходимого опыта, расширить социальное пространство личности. [1]

Наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера, которые используются на урока х  русского языка в начальных классах.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•        проговаривать последовательность действий на уроке;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

•        учиться работать по предложенному учителем плану

•        контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•        оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Ещё один из важных этапов - Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

•        ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, из схем;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Эффективным средством  считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат организация работы в парах и малых группах.

Метапредметные результаты включают в себя задания, направленные на развитие контрольно-оценочной самостоятельности, информационной грамотности, учебной грамотности (т.е. умения учиться), а также учебной сотрудничество.

Учебное сотрудничество

1.        Готовность действовать совместно с другими .

2.        Понимание точки зрения, отличной от собственной.

3.        Готовность к координации разных точек зрения.

Информационная грамотность

•        Работа с информационными текстами: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно-популярный текст, естественно-научный текст (независимо от скорости); определять главную мысль текста; находить незнакомые слова, определять их значение разными способами

•        Представлении информации разными способами: представлять результаты данных в виде простейших таблиц и диаграмм; читать простейшие графики, диаграммы и таблицы, содержащие информацию об объектах и социальных процессах; находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос; следовать инструкции по правильному выполнению задачи; работать  с модельными  средствами (знаковыми, графическими, словесными) в рамках изученного  материала

Для разработки  заданий используются три основных действия:

•        найти и извлечь (сообщение или информацию),

•         интегрировать и интерпретировать (сообщение), или: связывать и толковать,

•         осмыслить и оценить (сообщение).

Учебная грамотность (умение учиться)

Возможные типы заданий для оценки основ учебной грамотности в 1-4 классах

1) Задания с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный; б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать их причины;

2) Задания, в которых учащийся должен самостоятельно выдвинуть критерии и оценить свою работу по этим критериям;

3)  Задания с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценивать правильность выполнения задания по этим критериям;

4)   Дано нескольких заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на выявление границы применимости того или иного способа действия);

5) Дано задание и небольшой «справочник» (текст, не входящий непосредственно в задание, возможно, избыточный). При решении учащийся должен использовать справочник.(Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог);

6) Дано набор задач, одни из которых решить можно, а другие решить невозможно, так как не хватает каких-либо данных. Учащимся необходимо найти такие задачи и сформулировать запрос на недостающие данные;

7) Дано задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек с дополнительными заданиями (без решений). Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.

Контрольно-оценочная самостоятельность

Критерии оценивания различны.

Существует три варианта самооценки письменных работ:

- оценка учеником уже выполненной, но непроверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;

- оценка учеником уже проверенной, но неоцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля;

- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.

Задания можно использовать на разных этапах урока и типах уроков. На основе данных заданий можно продумать задания по всем предметам. Задания можно использовать с 1 класса.

Ожидаемый результат

Научатся работать с текстом, определять лексическое значение слова, научаться добывать информацию из разных источников, находить разные способы решения

Научатся работать в группе, в парах, научатся слушать друг друга и понимать, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку, эффективно сотрудничать

Научатся находить, систематизировать, обобщать материал и использовать

Научатся высказывать свое мнение, давать оценку поступкам, строить план своих действий, оценивать свои действия

Задания, используемые на уроках русского языка актуальны, направлены на формирование метапредметных и предметных результатов.

Современные образовательные технологии на уроке русского языка в начальной школе

Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

•        личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

•        содержания учебного материала;

•        применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

 Во ФГОС НОО акцентируется внимание на необходимости перехода «к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся».

В качестве первых этапов урока «открытия» нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон выступают этапы мотивирования к учебной деятельности, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявления места и причины затруднения. Это предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, постановку требований к учебной деятельности «надо, хочу, могу». Пробное действие помогает ученику осознать недостаточность, неполноту своих знаний для решения проблемы. Фиксация места (шага, операции), где возникло затруднение, выявление его причины помогает в постановке учебной задачи. Причем у каждого ученика эта задача может быть своей, отличной от других (при этом она сформулирована самостоятельно, а не навязана учителем).

В технологии «Развитие критического мышления» эти же цели реализует стадия вызова. Она актуализирует имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, пробуждает познавательный интерес к изучаемому материалу, помогает учащимся самим определить направления в изучении темы.

Одним из приемов стадии вызова является заполнение первых двух граф таблицы «Знаю — хочу узнать — узнал». Этот прием позволяет каждому ученику актуализировать субъектный опыт (знаю) и определить направления изучения темы, обратив внимание на «белые пятна», на то, что ему наиболее интересно (хочу узнать). На основании заполнения таблицы может быть определена учебная задача урока.

Созданию мотивов, определению целей учебной деятельности способствует технология проблемного обучения. Отсутствие достаточных знаний для разрешения проблемной ситуации создает необходимость их пополнения. С этой целью могут быть использованы жизненные ситуации, которые необходимо объяснить с позиции изучаемого учебного предмета; задания, предполагающие разные способы решения, разные варианты правильных ответов.

В проблемно-диалогической технологии мотивация к учебной деятельности может создаваться в рамках диалога между учащимися и учителем или учащимися внутри учебной группы.

«Открытие» нового знания может происходить через работу с текстом, видеосюжетом, через практическую работу. Соответственно организационные формы обучения тоже могут быть разными: индивидуальная работа, групповая работа, коллективный способ обучения (КСО). В технологии КСО «открытие» нового знания происходит с помощью взаимообучения.

           На уроках русского языка можно использовать  следующие современные образовательные технологии:

Игровые технологии.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Игра детям важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная, использую буквально на каждом уроке, к примеру: к детям приходят сказочные герои, которые просят помочь выполнить задание; дидактические игры; «веселая карусель» «учитель- ученик»; «микрофон»…  

Технология проблемного обучения.

            Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение учащегося, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия.

      Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Например: определение темы урока или на этапе закрепления, где основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Групповые технологии.

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Групповая работа предполагает такую организацию, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой. Это влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению учащихся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Информационные компьютерные технологии.  

            Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках используются видеофильмы, презентации.

Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

Проектные технологии

            При выполнении каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания с помощью родителей и учителя, работать с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой, интернетом и проделывать конкретную работу.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога; для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов. Современный педагог обязан овладеть теоретическими и практическими знаниями особенности метапредметного подхода в образовательном процессе и сформировавшихся мнений в отношении данного направления в отечественной педагогической теории и практике.

На сегодняшний день создаются условия и возможности  для реализации метапредметного подхода, значение которого в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления, культуру формирования целостного мировоззрения и осваивать универсальные принципы  и стратегии познания. Именно учитель начальных классов способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Таким образом, успешность современного урока зависит от самого учителя, его профессионализма, правильности используемых методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ, формы подачи учебного материала, умения создавать ситуацию успешности, доброжелательности атмосферы на уроке. Современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего и заинтересованного ученика.

     

               

 

                                              Библиографический список.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897 // Вестник образования. – 2011. – № 4. – С. 11–77.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Вестник образования. – 2012. – № 13. – С. 4–75.

3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст] : распоряжение Правительства РФ от 24. дек. 2013 г.

№ 2506-р // Вестник образования. – 2014. – № 6. – С. 14–44 ; Режим доступа: http://минобранауки.рф/документы/3894.

4. Лысенко, Ф. Ф., Кулабухов, С. Ю. Математика. Подготовка к ГИА-2014 [Текст] : учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015. – 304с. – (ГИА-9)

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] : одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апр. 2015 г. –

Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru.

       6. Национальное исследование качества образования (НИКО) [Электронный ресурс] (НИКО). – Режим доступа: http://www.eduniko.ru

       7.        Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2012. 234 с.: ил.

       8.        Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний: Учебно-методическое пособие / Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. — Красноярск: ККИПКиППРО, 2008. — 157 с.

       9.        Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2013. — 540 с.

      10.        Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л.Н., Устиловской А.А. М., 2014.

        11.Статья 48. Закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

        12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Стандарты второго поколения. Пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. «Просвещение». Москва. 2012.

         13. Босова Л.Л. Пропедевтическая подготовка школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние, перспективы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

         14. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2015, с.197.

Приложение.

Технологическая карта урока учебного предмета «Русский язык».

Тема

Понятие о частях речи

Образовательная система

УМПК «Школа России»

 Класс

3

 Предметные результаты

-устанавливать принадлежность слова к определённой части речи;

-устанавливать основание для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;

- учить группировать слова, на основании того, какой частью речи они являются.

 Метапредметные результаты

- сравнивать различные части речи;

- определять существенный признак для классификации;

- находить в языковом материале закономерности и противоречия;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные результаты

-развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Планируемые результаты

- осмыслить обучающимися признаки, на основе которых слова объединяются в части речи;

- сформировать умение распознавать части речи.

Ресурсы

Для учителя

ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация.

Для учеников

учебник «Русский язык» автора В.П. Канакина, рабочая тетрадь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Технологические приёмы, методы и средства обучения

Мотивация учебной деятельности.

Организационный момент.

-Мы будем на уроке думать?

- А может будем спать?

-Мы будем рассуждать?

- А в облаках летать?

- Друг другу будем помогать?

-Да! (хором все вместе!)

- Нет!

-Да!

- Нет!

-Да!

Регулятивные УУД:

готовность к уроку,

Коммуникативные УУД:

позитивный эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная работа.

Целеполагание.

Подведение учащихся к формулированию темы и целей урока

Учитель предлагает прочитать слова, которые напечатаны на интерактивной доске, распределить их на  группы.  

Учитель задаёт вопрос:

- Ребята! Как вы думаете, на какие  группы можно распределить эти слова?

- Как вы догадались, на какие группы можно распределить

данные слова?

Предлагает проверить

правильные ответы.

-Кто распределил слова безошибочно?

Кому было сложно выполнить работу?

Сформулируйте тему урока.

Для нас это новая тема?

Чем  мы будем заниматься на уроке?

- Обучающиеся дают разные ответы. Анализируя, приходят к выводу, что слова можно разделить на 3 группы:

существительные, глаголы, прилагательные.

Учащиеся в паре классифицируют

слова по частям речи на основе изученных признаков.

Ребята высказывают

свои догадки.

Выполняют самопроверку.

Ответы детей.

-Части речи.

- Нет!

-Различать изученные части речи, классифицировать слова на основе изученных признаков.

-Анализировать изученные грамматические признаки частей речи.

-Подбирать примеры изученных частей речи.

Регулятивные УУД:

- принятие учебной задачи.

Познавательные:

-анализ и классификация

объектов;

умение аргументировать

своё мнение.

Работа в паре.

Открытие новых знаний. Работа в группах. Межгрупповое взаимодействие.

Учитель  распределяет ребят на шесть групп по четыре человека.

Первая группа составляет кластер об имени существительном.

Вторая группа составляет кластер об имени прилагательном.

Третья группа записывает всё, что знает о такой части речи как глагол.

Четвёртая группа работает с карточками «Имя существительное?» по родам.

- Сколько групп можно разделить данные слова?

- Что ты можешь сказать о них?  

По следующей карточке учитель задаёт аналогичные вопросы.

Пятая группа работает с карточками «Имя прилагательное?»

 

Задания учитель предлагает аналогичные имени существительному.

Шестая группа работает с карточками «Часть речи -глагол»

На карточках записаны загадочные вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Путешествие на машине  времени.

Учитель предлагает презентовать составленные детьми кластеры

«Имя существительное»

«Имя прилагательное»

«Глагол».

Задаёт вопрос группам детей кто не участвовал в составлении кластеров, а работал с карточками.

Чем вы можете дополнить ответы ваших одноклассников?

Почему так похожи морфологические признаки у имени существительного и имени прилагательного?

Как вы думаете почему у нас остались ещё стрелочки в наших кластерах?

Обучающиеся работают сообща в группах, обсуждая свои предположения. Они записывают, вспомнив точное определение, синтаксическую роль в предложении и некоторые морфологические признаки.

На три группы.

Эти существительные женского, мужского, среднего рода.

Дети выполняют работу раздели слова в две группы и сделав вывод, что существительные бывают единственного и множественного числа.

Дети делают вывод, что имя прилагательное тоже меняется по родам и числам.

- По этим вопросам мы определяем вид глаголов.

Указывают вид глаголов.

Делают вывод.

Определяют времена глаголов, распределяют на группы.

Обучающиеся

рассказывают о частях речи, опираясь на составленный кластер.

Учащиеся добавляют  своими выводами кластеры.

Имя существительное бывает женского, мужского, среднего рода, изменяется по числам.

Имя прилагательное

бывает женского, мужского, среднего рода, изменяется по числам.

Потому что прилагательное зависит от имени существительного.

Рассказывают, что глагол меняется по временам и бывает совершенного и несовершенного вида.

Потому что мы не все еще знаем об этих частях речи.

Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи

Самооценка

Познавательные УУД

Классификация объектов и анализ.

Коммуникативные УУД

Умение выслушать мнение товарищей, взаимодействовать в группе;

аргументированно сделать предположение.

Работа в малых группах.

Подводящий диалог.

Энергизатор.

Работа на слух. Определите к какой части речи относится слово и выполните указания учителя.

-Если услышите имя существительное – вытягиваем руки вперёд;

если услышите имя прилагательное – руки в стороны;

если глагол –бег на месте.

Выполняют задание.

Регулятивные УУД:

принятие правил игры.

Коммуникативные УУД:

позитивный эмоциональный контакт с учителем.

Игровая деятельность.

Закрепление изученного знания.

Синквейн.

Самостоятельная работа.

Составьте синквейн

1строка -что?

(имя существительное),

2 строка – какой?

(два прилагательных),

3 строка – что делает?

(три глагола),

4 строка-предложение

(4-5 слов)

5 строка –одно слово

обобщение.

Учитель зачитывает алгоритм самопроверки.

Обучающиеся  выполняют творческое

задание. Зачитывают

вслух полученные синквейны.

Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи, творческая

работа.

Познавательные УУД

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Контроль знаний.

Рефлексия. Подведение

итога урока.

Учитель проводит обобщающую беседу по уроку.

-Давай с помощью теста проверим  ваши знания о частях речи.

 Презентация. Тест «Части речи»

- Подведём  итоги теста.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам достичь этих целей?

-Как вы думаете на уроке мы поговорили обо всех частях речи?

- Знакомство с другими частями речи будет темой последующих наших уроков.

- Что нужно сделать, чтобы лучше запомнить материал?

Учитель благодарит учеников за работу на уроке.

Дети с помощью сигнальных карточек осуществляют выбор правильного ответа.

Дети оценивают себя, свои правильные ответы.

Повторить всё, что знаем о частях речи.

- Узнавать что-то новое о частях речи.

- Различать части речи.

- Да.

-Нет.

Потренироваться дома при выполнении домашнего задания.

Регулятивные УУД

Самооценка успешности при выполнении задания.

Осознание уровня и качества своих знаний

Коммуникативные УУД

Построение Я-высказываний

Личностные УУД

Способность адекватно судить о своих успехах\неуспехах

Рефлексия

Самооценка

Домашнее задание

Упр. 368, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.

Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.  Обучение написанию  сочинения    "Хочу рассказать о родном крае"....

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.

Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....

Применение образовательных технологий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов, особенности их использования на уроках русского языка в начальной школе.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрироват...

Методическая копилка для проведения уроков русского языка в начальной школе.

Загадки про части речи, шарады, ребусы, дидактическая игра, игра "Поработай корректором"....

Пакет разноуровневых заданий для проведения урока русского языка в начальной школе

Планируемые результаты начального общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процес...

Метапредметный подход в проведении уроков русского языка в начальной школе.

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жи...