Урок русского языка ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пирожкова Наталия Владиславовна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение глаголов по временам" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык.  Класс: 4.      Учебник (УМК):  Т. Г. Рамзаева. Русский язык. (УМК «Школа России»).

Тема урока:  « Изменение глаголов по временам». Тип урока:  Урок изучения новых знаний.

Оборудование: учебник, ноутбук, карточки для работы в группах и для индивидуальной работы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Учащиеся владеют:

  • Предметными УУД:

-  знают определение глагола;

-  находят глаголы в тексте;

- определяют число глагола;

  • Регулятивными УУД:

- формулируют тему урока с помощью учителя;

-  используют имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

- действуют по образцу заданного правила;

-  оценивают результат учебной задачи.

  • Познавательными УУД:

-  объясняют лексическое  значение слова;

- ориентируются в учебнике;

- строят   высказывание в устной форме;

  • Коммуникативными  УУД:

-  выражают своё мнение в процессе выполнения заданий;

- слушают одноклассников;

- знают правила работы в группе.

  • Личностными УУД:

- осознают собственные достижения при изучении темы;

- осуществляют рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;

- сотрудничают с учителем и одноклассниками.

Не все учащиеся   владеют:

  • Предметными УУД:

          - определять глаголы в тексте;

          - правильно указывать число глагола;

          - объяснять смысл фразеологических оборотов.

  • Регулятивными УУД:

- определять цель учебной деятельности при выполнении задания.

  • Коммуникативными УУД:

- составлять  монологические высказывания.

  • Личностными УУД:

- осуществлять рефлексию своих  умений по теме урока.  

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

(ученик)

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

 - называть, понимать, использовать в речи термин  время глагола;

-  находить глаголы в тексте и определять их время;

- распределять глаголы по временам;

-   задавать вопрос к глаголу и определять время глагола;

-  объяснять смысл фразеологических оборотов;

- вставлять в текст глаголы определенного времени;

-  находить основу в предложении, определять части речи.

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи;  

2 уровень – умение учащихся применять знания при  работе с текстом;

3 уровень – умение преобразовывать знания и приспосабливать к новой ситуации;  

3 уровень – умение преобразовывать знания и приспосабливать к новой ситуации;

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи;  

3 уровень – умение преобразовывать знания и приспосабливать к новой ситуации;

 

3 уровень – умение преобразовывать знания и приспосабливать к новой ситуации;  

Метапредметные

Познавательные УУД

 -  понимать цели и задачи учебной  деятельности;

- формулировать проблему, находить пути решения проблемы;

- объяснять понятие время глагола,  способы определения времени глагола.

-  находить необходимую информацию из  различных источников, пользоваться справочной литературой;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

1 уровень -   совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся  

1 уровень -   совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся  

2 уровень -  умение учащихся применять знания при  работе с текстом;

2 уровень -  умение учащихся применять знания при  работе с текстом;

2 уровень – осуществлять самооценку.

 

Регулятивные УУД

- осуществлять действия  по  заданному правилу;

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

- управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять самоконтроль, само регуляцию.

 

2 уровень -   совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся;

2 уровень -   совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся;

1 уровень – понимание;

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.

Коммуникативные УУД

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

1 уровень – совместные, выполняемые под руководством учителя, действия учащихся  

1 уровень -  взаимодействовать при совместной деятельности.

Личностные

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

- проявлять интерес к изучаемому материалу.

   - обосновывать личностную значимость нового знания.  

1 уровень - совместные выполняемые под руководством учителя действия учащихся;  

1 уровень – понимание;

1 уровень — понимание.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный этап.

1 минута

Дать возможность подготовиться к уроку.

Словесный

Фронтальная

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку.

- Приведем в порядок свое рабочее место. Проверим, все ли готово к уроку.

Учащиеся приводят в порядок свое рабочее место. Проверяют, все ли готово к уроку.

Регулятивные УУД:

- саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя.

Актуализация знаний.

7 минут

1. Работать над каллиграфией

Словесный

Фронтальная

Проводит минутку чистописания.

____________________

____________________

Учащиеся записывают буквосочетания в тетрадь.

Познавательные УУД: 

- понимать цели и задачи учебной  деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя.

2.Работать над словами с непроверяемым написанием.

Словесный

Фронтальная

Организует работу над словом с непроверяемым написанием; по определению основы предложения и частей речи у слов в данном предложении.

- С каким существительным ассоциируется глагол сверкать?

-Запишите пару слов, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Запишите предложение, выделите основу предложения, определите части речи.

-К какой части речи относится выделенное слово?

-Выполните проверку и самооценку деятельности.

Сверкать-свет.

В Масленицу солнышко ярко св…ркает.

Учащиеся записывают в тетради ассоциативную пару слов. Выделяют безударную гласную в слове сверкать и ударную гласную в слове свет.

Учащиеся записывают предложение. Выделяют основу, определяют части речи.

Учащиеся определяют первое ключевое слово «глагол»

Выполняют проверку и самооценку деятельности.

Познавательные УУД: 

- понимать цели и задачи учебной  деятельности;

- формулировать проблему, находить пути решения проблемы;

- объяснять лексическое  значение слова;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Предметные УУД:

- подбирать к слову ассоциативный ряд;

- находить основу предложения;

- определять части речи;

Регулятивные УУД:

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

3. Проверка домашнего задания.

Словесный

Фронтальная

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Предлагает ответить на вопросы теста- игры «Знаю-хочу узнать»:

- Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки.

1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.

2. В предложении являюсь сказуемым.

3. Я называю слова обозначающие действия предметов.

4. С частицей «НЕ» меня пишут раздельно.

5. Могу изменяться по числам.

6.У меня есть спряжение, род, время.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о проделанной дома работе, отвечают на вопросы теста-игры.

Познавательные УУД: 

- понимать цели и задачи учебной  деятельности;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Предметные УУД:

- правильно определять изученные признаки глагола как части речи;

Регулятивные УУД:

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость полученного ранее знания.  

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 минуты

Дать возможность учащимся сформулировать цель и задачи урока; мотивировать учащихся на выполнение поставленной цели и задач урока.

Словесный.

Наглядный.

Побуждающий диалог.

Фронтальная.

Групповая.

Задает вопросы. Комментирует ответы.

Создает  ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке   темы и  задач урока.

- Итак, грамматические признаки глагола, упомянутые в последнем пункте, вам не знакомы. Из всех грамматических признаков мы рассмотрим пока только один. А какой – узнаете, решив кроссворд. Это и будет второе ключевое слово.

-Какое получилось слово в выделенном столбце?

- Как вы понимаете значение слова «время»?

-Постоянно ли время?

- Что происходит со временем?

- Назовите третье ключевое слово.

-Как связаны понятия «глагол», «время», «изменение»?

- Чему мы сегодня узнаем на уроке?

Кроссворд:

C:\Users\наталья\Desktop\таблица.jpeg

Вопросы к кроссворду:

1. Синоним слова «блестеть»;

2. Синоним слова «трудиться»;

3. Синоним слова «хотеть»;

4. Антоним слова «разморозить»;

5. Глагол со значением «сажать семена в землю».

«время»

- Смена дня и ночи; смена времен года; время на часах.

-Время изменяется.

«изменение»

- В языке  время – это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи.

Объедини понятия:

ИЗМЕНЕНИЕ

ГЛАГОЛ

ВРЕМЯ

Учащиеся обсуждают тему урока. Решают кроссворд, определяют второе ключевое слово.

Отвечают на вопросы, строят предположения о взаимосвязи понятий «глагол» и «время».

Определяют третье ключевое слово.

Выдвигают предположение.

- Сегодня на уроке мы узнаем как изменять глаголы по временам.

 Познавательные УУД: 

- понимать цели и задачи учебной  деятельности;

- формулировать проблему, находить пути решения проблемы;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Предметные УУД:

 - давать определение понятию «время глагола»;

- называть, понимать, использовать в речи термины  будущее, настоящее, прошедшее время;

- ставить вопросы к глаголам прошедшего, настоящего и будущего времени.

Регулятивные УУД:

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

Первичное усвоение новых знаний

7 минут

Дать учащимся возможность наблюдать над языковым материалом.

Словесный.

Наглядный.

Практический.

Фронтальная.

Организует работу по теме урока.

- Вернемся к глаголу «сверкать».

- Как изменить глагол по временам? Что надо сделать?

- Сколько форм времени есть у глагола? Какие?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего времени? Будущего времени?

-Проверим наше предположение по учебнику.

Предположения:

- Задать вопросы.

- представить действие по отношению ко времени, когда оно происходило (было ли оно в прошлом, происходит ли сейчас или оно только будет происходить)

- У глагола может быть три формы времени: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Правило, с. 64

Выдвигают гипотезу о том, как изменить глагол по временам, как определить время глагола.

Находят подтверждение в учебнике.

 Коммуникативные УУД:  

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

Познавательные УУД:

- находить пути решения проблемы;

- находить необходимую информацию из различных    источников, пользоваться справочной литературой;

осуществлять действия  по  заданному правилу;

Регулятивные УУД:  

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

Физкультминутка

2 минуты

Снять физическое, умственное и эмоциональное напряжение.

Словесный.

Практический.

Групповая

Учитель организует физкультминутку.

Выполнение движений под чтение стихотворения.

Дети выполняют различные упражнения.

Регулятивные УУД: 

-  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь,  выполнять поставленную задачу.

Первичная проверка понимания

7 мин минут

Дать учащимся возможность осмыслить полученные знания.

 

Словесный.

Практический.

Фронтальная.

Индивидуальная

Групповая.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости  проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

1.- Запишите глагол «сверкать» в трех временных формах.

- Чему учились, выполняя данное задание?

2.

- Прочитайте текст.

- Найдите глаголы.

- Одна группа находит глаголы настоящего времени, другая прошедшего, а третья – будущего времени.

- Как вы определили время глаголов?

- Чему учились, выполняя данное задание?

Образец правила на с.64.

- Учились изменять глагол по временам.

с. 64, упр. 404

- Учились определять, в каком времени употреблены глаголы в тексте.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выполняют самооценку, взаимопроверку.

Выписывают глаголы, указывают время.

Делают вывод: время глагола – это категория,  которая выражает отношение времени действия к моменту речи. В русском языке существуют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Познавательные УУД:  

-  находить необходимую информацию из   различных источников, пользоваться справочной литературой;

Предметные УУД: 

-  изменять предложенный глагол по временам;

- понимать, использовать в речи термин  время глагола;

- определять время глагола;

 Коммуникативные  УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- согласовывать свои действия с действиями других при работе в группе.

Регулятивные УУД:  

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять самоконтроль, само регуляцию.

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.

 

Первичное закрепление.

8 минут

Правильно писать и употреблять в речи  глаголы в разных временных формах, определять время глаголов в тексте.  

Установить степень усвоения учащимися темы урока.

Упражнения:

 

Вставить пропущенные глаголы в текст.

Парная.

Индивидуальная.

Групповая.

Дифференцированная.

1. Организует работу по учебнику и

проверку выполненного задания.

- Чему учились, выполняя данное задание?

2. Организует работу по составлению памятки «Как определить время глагола».

Учащимся предлагается 3 варианта памятки, в которой пропущены слова. Каждый вариант отличается уровнем сложности заполнения.

- Чему учились, выполняя данное задание?

с. 64 упр. 405 

- Учились вставлять глаголы в текст по смыслу и определять время глаголов.

Памятка «Как определить время глагола»:

1. Определить отношение времени действия к моменту речи.

2. Задать вопрос к глаголу.

3. Определить время.

- Систематизировать изученный материал.

1.Читают текст упражнения, вставляют пропущенные глаголы, определяют время глаголов, записывают упражнение в тетради, выполняют самооценку и проверку.

 

2. Отвечают на вопросы учителя, выбирают и составляют памятку по определению времени глаголов, дают самооценку  деятельности.

Предметные УУД: 

- называть, понимать, использовать в речи термин  время глагола;  

- вставлять в текст  глаголы разных форм времени, подходящих по смыслу текста.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;  

- слушать и слышать друг друга.

Познавательные УУД:  

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:  

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 минуты

Дать учащимся возможность получить инструкции по выполнению домашнего задания.

Словесный.

Фронтальная

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

- Чему учились, выполняя данное задание?

с. 65, упр.406

- Применять полученные на уроке новые знания на практике.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Выполняют упражнение самостоятельно, используя составленную памятку. Делают проверку и самооценку деятельности.

Предметные УУД:

- изменять по временам глаголы и правильно их записывать.

Познавательные УУД: 

-  находить необходимую информацию из  различных источников, пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные УУД:

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.

Регулятивные УУД:  

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

Личностные УУД:  

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

Рефлексия (подведение итогов занятия)

8 минут

Осмысление процесса и результата деятельности

 

Словесный.

Фронтальная.

 

1.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.

. Организует самооценку учащихся.

 

1.-  Какие  задачи стояли перед нами в начале урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

 - Что было трудно?

- Что было  интересно?

- Где вы сможете применить полученные знания?

     

2. Оцените свою работу на уроке с помощью  самоанализа и самооценки.

1.Высказывают свое мнение, повторяют термины. Отвечают на вопросы, делают выводы.

2.Осуществляют самооценку  учебной деятельности.

3. Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД:  

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать  свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Регулятивные УУД:  

-  использовать имеющиеся знания   для поиска ответа на проблемный вопрос;

Личностные УУД:

-   оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

- обосновывать личностную значимость нового знания.  

Приложение.

1. Игра: ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ

1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.

2. В предложении являюсь сказуемым.

3. Я называю слова обозначающие действия предметов.

4. С частицей «НЕ» меня пишут раздельно.

5. Могу изменяться по числам.

6.У меня есть спряжение, род, время.

2. Памятка.

Памятка:

«Как определить время глагола»

1. Определить отношение _____________

действия к моменту____________.

2. Задать ___________к глаголу.

3. Определить _________глагола:

настоящее, прошедшее, будущее.  

Памятка

«Как определить время глагола»

1. Определить отношение времени

_____________ к моменту речи.

2. Задать вопрос к __________.

3. Определить время глагола:

__________, ___________, будущее.  

Памятка

«Как определить время глагола»

1. Определить отношение времени

действия к моменту____________.

2. Задать вопрос к __________.

3. Определить время глагола:

н________, п___________, б__________.  

3. Кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

Вопросы к кроссворду:

1. Синоним слова «блестеть»;

2. Синоним слова «трудиться»;

3. Синоним слова «хотеть»;

4. Антоним слова «разморозить»;

5. Глагол со значением «сажать семена в землю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам» 3 класс

Класс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по временам»Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу.Планируемые результаты:·...

Конспект урока русского языка " Изменение глаголов по временам". ( УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умений  образовывать временные формы глаголов, правильно употребля...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по времени» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫКТема: «Изменение глаголов по времени»Цели деятельности учителя: развитие умений и учащихся изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи.Планируемые р...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по временам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об особенностях изменения глаголов по временам; об особенностях каждой временной формы глагола; формирование умений изменять глаголы по врем...

Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" (УМК "Школа России" 3 класс)

ТЕМА: Изменение глаголов по временамЦели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по временам.Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изменять ...