Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Зимарева Ирина Владимировна

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Цели-результаты:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Задачи:

Дидактические:

  1. Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.

Учить использовать свои знания для выполнения упражнений.

Развивающие:

1.      Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.      Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

Оборудование: Учебник,  «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари,  презентация, проектор, компьютер, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.v._zimareva_urok_russkogo_yazyka.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка, 4 класс, МБОУ Тальская СОШ

 Зимарева Ирина Владимировна

Тема урока: Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Цели-результаты:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Задачи:

Дидактические:

  1. Закрепить представления учащихся об основных правилах орфографии.

Учить использовать свои знания для выполнения упражнений. 

Развивающие:

1.        Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.        Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственное отношение к работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнение парных задний.

Оборудование: Учебник,  «Русский язык» Канакина,4 класс, УМК «школа России»; орфографические словари,  презентация, проектор, компьютер, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(П, М, Л)

I Организация начала урока.

Мотивация (самоопределение к деятельности)

3 мин

Итак, урок русского языка.

Рабочий день продолжается,  проверьте свои рабочие места и пожелайте своему соседу справа по плечу хорошего настроения  и хорошей работы.

Итак, приступаем

Запишите дату. Будьте внимательны, не допустите ошибки, подчеркните  орфограммы.

СИДЪМОЕ  ФЕВРАЛЯ.

КЛАСНАЯ РОБОТА. (ПРИЕМ ЛОВИ ОШИБКУ)

Проверяют рабочее место и пожелания соседу

ЗАПИСЫВАЮТ Дату, исправляют ошибки, подчеркивают орф

Л: самоопределение

Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 II. Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо посмотреть внимательно , подумать.

Слайд 1

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я;      б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы. 10 из которых вы знаете с курса 3го класса, и  сегодня мы их повторим, закрепим, проверяя тест домашний ВПР и ошибки по вчерашнему изложению

№п/п

Орфограмма

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

2

Звонкие и глухие согласные

3

Непроизносимые согласные

4

Разделительный ь

5

Разделительный ъ

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

7

Заглавная буква в именах собственных

8

Заглавная буква в начале предложения

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

10

ь на конце имен существительных после шипящих

11

Безударные окончания имен существительных

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого,

-его

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Читают информацию на слайде

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

П:анализ,синтез

П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

III. Тема урока. Постановка цели и задач

5 мин

Какая же тема урока будет сегодня?

…правильно формирование орфографической зоркости через осознание места возможного  возникновения орфографической ошибки  и способы  определения правильного написания

Давайте сформулируем цели-результаты

Что будем оценивать? (критерии) НА ДОСКЕ ВЫВОДИМ

Нахождение орфограмм

Способ решения  по правильному написанию

Объяснение правильное  - Применять правила для

читать и выполнять практические упр.

Работа (правописание) с орфограммами  и как х определять

  1. Нахождение орфограмм
  2. Способ решения  по правильному написанию
  3. Объяснение правильное  - Применять правила для
  4. Прочитать и выполнить практические упр.

П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

IV. Включение в систему знаний, повторение (24мин)

Проверка д/з ВПР

Физ мин

Работа в РЭШ

Фронт у эл. доски по очереди и в тетради

Работа  в группах по ошибкам изложения

Работа  по учебнику

работа в парах

Проверяем домашние тесты ВПР достаем другую пасту.  Ищем задания № 4,5,11

Какой критерий будем оценивать(ставя ++)  - 4

Запишите в тетрадях слово  СНЕЖНОГО – КАКИЕ ОРФОГРАММЫ МОГУТ БЫТЬ В ЭТОМ СЛОВЕ И у ОДНОКОРЕННЫХ ?

К КАКОМУ СЛОВУ СЛОВО  - СНЕЖНОГО -  ЯВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРОЧНЫМ? И КАКУЮ ОРФОГРАММУ ИМ МОЖНО ПРОЕРИТЬ? На экране

3 слайд  СНЕГА, СНЕГ, снежок )

ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ , беглая парная

Где в жизни вы встречаетесь со снегом? Что можно и нужно с ним делать? Есть от него польза в природе?

Оцените свою работу

Физ минутка на внимание и подвижная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126365/  безударные

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/train/126372/ 

работа в РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3897/train/204956/ парные

оценки

слайд 4 на экране слова, в которых вы допустили ошибки вместе в изложении ваша задача обсудить в группах на какие группы можно разбить слова записать слова вместе с проверочными или док из словаря

 Письмо с окошечками если затруднения…..прием

б,Б?…ксер, по…вился, б…лкон, см…трела, п…рила, д…мой, с…бака, прощ…ние, не?св…дил, С?в…рот, пот…хоньку, кК?остя, по?сп..не, гл…зами, у?ехали,  св…его, пр…гулки.

Загл б в клич и им

Слитное и раздельное прав

Без гл в к пров уд

Безуд гл непров уд

Прав ча ща

Прав приставок

Боксер

Костя

С ворот

По спине

Не сводил

уехали

Боксер

Появился

Смотрела

Домой

Своего

Не сводил

По спИне

Потихоньку

Глазами

бАлкон

Перила

Собака

прощание

прогулка

Выводим оценку группе и каждый себе

(используя памятки по выполнению проверки написания –р/ош)

проверяем другой пастой выслушивая каждую группу

оцениваем по критериям себя

правило стр 5

взаимопроверка- правила

стр 4  упр 2

        оцениваем вашу работу

4

( СНЕГА, СНЕГ)

ОРФ БЕЗ ГЛ В КОРНЕ И ПАРНЫЕ СОГЛ

Дети отвечают

Выполняем задания в РЭШ, определяют орфограмму, подбирают пров слово, соед с нужной буквой, записывают в тетрадь, выд корень и орфограмму

работают в группах: опр орф, делят по столбикам

проверка устно по очереди+с доски сверка , +- другой пастой ставят

Читают правила , пересказывают друг другу в парах

Выполняют упр.

взаимопроверка

П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания

М:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью М:согласоание общего решения

П: распределение по группам орф

П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму

П:построение логической цепи рассуждений

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

V.дом.задание

Правила стр 5, 11,16 упр16, 27 –по желанию

Записывают

VI. Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Выводы по критериям , цели-результатам

Над доской фразы, продолжите

Было интересно

Сегодня я повторил

Было трудно

Я выполнял задание и.  я понял, что

Теперь я могу

Проводят самооценку. Прощаются с учителем.

П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка

VII. Оценивание 2 мин

Посчитайте свои плюсы

Объявляем оценки за урок  

и выставляем за изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

«Работа над ошибкам, формирование орфографической зоркости у учащихся класса компенсирующего обучения»

Данная статья включает материал по формированию орфографической зоркости и работы над ошибками в классах компенсирующего обучения....

Педагогический опыт: "Различные способы решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"

Педагогический опыт: "Различные способы  решения текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов"...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...