Методическая разработка по русскому языку по теме "Корень слова. Однокоренные, родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гущина Диана Александровна

Конспект урока русского языка на тему: Корень слова. Однокоренные/родственные слова. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_yazyk_rodstvennye_slova.doc626.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень слова. Однокоренные/родственные слова.

Тип урока: урока открытия новых знаний.

Цель: познакомить с однокоренными словами.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Формировать умение образовывать и правильно писать слова с общим корнем.

2. Формировать умение различать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать грамотность учащихся.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Развивать аналитическое, образное мышление.

5. Развивать слуховое внимание.

6. Развивать познавательный интерес к предмету.

7. Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навык самопроверки.

2. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Ход урока

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте, чтобы на парте лежал учебник русского языка, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, зеленый карандаш. Портфели ровно стоят у парты. Спина прямая, ноги ровно стоят под партой. Все готовы к уроку? (Да.) Начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, возьмите ручки, отступите 2 строчки вниз. Пишем число, сегодня «четырнадцатое октября». Снизу пишем «Классная работа». Обратите внимание на орфограммы, которые я подчеркнула, пишите правильно.

- Сегодня пропишем заглавную и строчную букву Б.

Учитель прописывает большую и маленькую букву Б несколько раз.

- Пропишем узор от начала до конца строки.

- На какую букву будет начинаться словарное слово? (на букву Б)

- Послушайте меня внимательно и отгадайте загадку.

«Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.» (береза)

- Что такое береза? (это дерево с белым стволом и черными полосками)

- Сколько лексических значений у слова береза? (одно). Тогда какое это слово? Однозначное или многозначное? (однозначное)

- Запишите слово «берёза», поставьте ударение зеленым карандашом и подчеркните орфограмму зеленым карандашом.

- Составьте предложение со словом береза. Сначала проговорите про себя, потом поднимите руку.

Учитель слушает несколько вариантов ответов учеников.

- Запишем мое предложение: «Белая береза стоит в саду.»

- Зеленым карандашом подчеркнем большую букву в начале предложения и точку в конце предложения.  

Как назовем березу ласково? (березка, берозонька), лист березы (березовый), гриб, который растет под березой (подберезовик), березовый лес (березняк). Записали через запятую все слова. Ребята, что вы заметили. Во всех этих словах есть общая часть (берез или берёз), а еще эти слова имеют отношение к слову береза. Это слова-родственники.
Сегодня на уроке бы познакомимся со словами-родственниками
.

  1. Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 58, упражнение 77.

- Поставили пальчики на начало текста, сначала я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.

«Вдумайтесь в значение слова родственники. Кого так называют? А знаете ли вы родственников из своего рода? Можете ли вы составить свою родословную: кем был ваш дед, прадед? Спросите об этом своих родителей и родных

- Теперь прочитаем все вместе. Глаза в учебник, поставили пальчики на начало текста, читаем.

- О чем этот текст? (о родственниках)

Учитель просит прочитать выделенные слова по одному.

- Скажите, эти слова похожи? Что объединяет эти слова? Какая общая часть у этих слов? («род»)

- В русском языке тоже есть слова-родственники, родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено лексическое значение всех родственных слов.

- Итак, получается, что выделенные слова «родственники, род, родословная, родители, родные» - это родственные слова. Давайте все вместе – родственные слова. (дети повторяют вместе с учителем)

Упражнение 78, стр. 59

- Переходим к упражнению 78 на следующей странице (с. 59). Глаза в учебник, пальцы на странице.

- Прочитаем слова в первом столбике – (учитель просит одного ребенка прочитать)

«Брат, братик, братишка»

- Есть ли общая часть у этих слов? (да) Общая часть этих слов выделена жирным шрифтом. Имеют ли эти слова похожее лексическое значение? (да) Значит какие это слова? (родственные). Повторим все вместе – родственные слова.

Учитель вывешивает на доску схему дерева.  

- Родственные слова также называются однокоренными, потому что у них, как и у дерева один корень – одна общая часть.

- У слов из первой колонки: «брат, братик, братишка», общая часть – брат – это общий корень этих слов. Поэтому помещаем слово брат вниз, там, где у нашего дерева корень. (Учитель прикрепляет магнитом лист со словом «брат») Братик и братишка – родственные слова, помещаем эти слова на ветки дерева.

По аналогии второй столбик.

- Куда поместить слова из второго столбика? Какое слово поместим в корень слова?

- Слова из третьего столбика запишите на своих деревьях на карточках.

- Какое слово поместили в корень дерева?

- Дети, обратите внимание, у вас на карточках осталось одно свободное окошко для слова. Подберите свое однокоренное слово. Сначала подумайте, потом поднимите руку. Запишем однокоренное/родственное слово – «рыбный».

  1. Динамическая пауза

(https://youtu.be/a3pMqrjRciI)

  1. Обобщение изучаемого на уроке. Самостоятельная работа.

Упражнение 80 стр. 59

Учитель просит учеников по одному вслух прочитать задание и слова в первом столбике.

- У этих слов есть общая часть? (нет) У них похожее лексическое значение? (нет) Значит это родственные слова? (нет)

Учитель просит одного из учеников прочитать слова из второго столбика.

- У этих слов есть общая часть? (да) У них похожее лексическое значение? (да) Значит это родственные слова? (да)

Упражнение на карточках: самостоятельная работа

Задание №1.

Зачеркни лишние слова.

дом

ёлка

птица

домик

дерево

утка

изба

ёлочки

уточка

Задание № 2.

Соедини слова из левого столбика с родственными  Прочитать слова из первого столбика и из второго, одну пару найти коллективно.

словами из правого столбика.

лес

сад

вода

больной

море

лесной

садовый

водичка

боль

деревянный

дерево

моряк

- Дети, отложите ручки. Посмотрите на задание №1. Сейчас вместе сделаем первый столбик.

Учитель просит одного из учеников прочитать задание и прочитать слова из первого столбика.

- Какое слово лишнее? (изба) Почему? (у этого слова нет общей части с остальными словами). Возьмите простой карандаш. Простым карандашом зачеркните слово «изба».

Остальные два столбика дети делают самостоятельно, после выполнения – проверка задания. Учитель просит одного из учеников сказать правильный ответ.

- Посмотрите на задание № 2.

Учитель просит одного ученика прочитать текст задания. Учитель просит хором прочитать первое слово из левого столбика.

- Какое слово из второго столбика будет родственным слову «лес»? Почему?

- Возьмите простой карандаш. Простым карандашом соедините слово «лес» и слово «лесной».

Второе слово учитель разбирает вместе с детьми, остальные слова дети соединяют самостоятельно. Затем все вместе проверяют.

  1. Подведение итогов урока
  2. Рефлексия: назовите лишнее слово: вода, водичка, водить, водяной.

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке? (о родственных словах) Кому было легко сегодня на занятии - поднимите руку. Поднимите руку, кому было сложно. Что было самое сложное?

- Урок окончен, спасибо вам за работу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....