Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Назарова Ксения Станиславовна

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnoznach_i_mnogoznach_slova_3_kl.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района

Технологическая карта урока русского языка

в 3В классе.

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

УМК Школа России

Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Составил (а):

учитель 3В класса

Назарова К.С.

г.Тарко-Сале

2022

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.

Задачи: 

Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию

Планируемые результаты:

Предметные: 

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

- формировать умения работы в парах, в группах;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:  учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику, учебная презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Присаживайтесь.

Откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, запишите число, сегодня у нас 26 сентября, а внизу с большой буквы «Классная работа».

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Записывают в тетради

Регулят. УУД: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Актуализация знаний и мотивация

Скажите, что такое предложение?

Молодцы!

Какие бывают предложения?

Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения?

Ребята, откройте учебник на странице 39.

Кто прочитает название раздела?

Что вы видите? Ребята, а это какие слова? Сегодня это мы с вами и узнаем.

Кто мне прочитает, чему мы будем учиться в этом разделе? Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные.

Простые и сложные.

Слово.

Слово в языке и речи.

Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д.

Ответы учащихся.

Читают в учебнике.

Регулят. УУД: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

Коммуникат. УУД:  строят понятные речевые высказывания

Постановка учебной задачи

Ребята, отгадайте загадки:

1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки.

2. Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …
 

Правильно.

Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? Найдите в толковом словаре на с. 153 слово «мышь».

Какие значения имеет это слово?

Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба». Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений?

Значит, какое это слово?   Правильно.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? Какой будет тема нашего урока?

А какую цель мы с вами поставим?

Отлично!

Мышь.

Дружба.

В толковом словаре.

Ответы детей.

Многозначные.

Однозначное.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Узнать что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Познават.УУД:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Регулят. УУД: целеполагание, планирование

Открытие нового знания

Как вы понимаете однозначные слова? А многозначные?

Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить? Кто прочитает? О чем говориться в тексте?

Что хотел передать автор текста? Верно!

Согласны ли вы с ним?

Ребята, а какой смысл в первом предложении? Хорошо, а какое оно по цели высказывания? Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет?

Начинаем выполнять задания.

Спишите первое предложение. 

Запишите выделенные слова. Какие слова мы запишем?

Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова.  (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать, сколько значений имеет это слово)

А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает?

Ответы детей.

Читают задание.

О хороших, добрых словах.

Что русский язык – богатый язык.

Да.

Ответы детей.

Восклицательное.

Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.

Читают подсказку.

Познават.УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Личностн. УУД: формулирование проблемы

Первичное закрепление во внешней речи

Физкультминутка

Теперь смотрим на 65 упражнение. Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении? Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение  на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные.

Какие слова относятся к синонимам? Антонимам?

А что такое синонимы? А антонимы?(в учебнике определения)

А теперь в паре  составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его(после работы опросить троих учащихся)

Работа в пара

Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов(опросить двух учащихся)

Проведение физкультминутки.

Один учащийся читает задание.

Составляют устное сообщение.

Отвечают 2 обучающихся.

Ответы учащихся.

Синонимы – слова, близкие по значению, Антонимы – слова, противоположные по значению.

Приводят свои примеры.

Повторяют движения за учителем.

Коммуникат. УУД: строят понятные речевые высказывания

Самостоятельная работа с самопроверкой

Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника. Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам определении?  С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно.

Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?»

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Составляют предложение.

Ответы учащихся.

Коммуникат. УУД: строят понятные речевые высказывания, коррекция

Включение в систему знаний

Смотрим на 41 страницу, упражнение 66. Кто прочитает задание? О каком явлении природы идет речь? Правильно.

Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем.

Обратите внимание на слайд, вот какая бывает роса(картинка с видом росы)

А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок.

Читаем второе задание: Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение. Первый ряд определяет лексическое значение слова «ЛИСТЬЯ». Второй ряд - «ГРОЗДЬЯ». Третий ряд - «ИСКОРКИ».

Читают задание.

О росе.

Рассказ учащихся.

Списывают вторую часть текста.

Выбирают слово.

Ответы учащихся.

Регулят. УУД: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий;

Рефлексия деятельности

А сейчас мы будем работать в парах. Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы 1) однозначные 2) многозначные (верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря).

Теперь меняемся тетрадями, и проверяем с доской. Встаньте у кого все правильно.

Какая тема урока была сегодня? Какую цель мы ставили? Мы ее достигли?

Записываем домашнее задание: учебник: с.42 упр.67, р.т. с.20 упр.43

А теперь оценим свою работу на уроке. У кого все правильно поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки желтый карандаш, у кого более 2 ошибок красный карандаш.

Встают те, у кого все правильно.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Да.

Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

Коммуникат. УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа Россия

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа России...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Разработка урока русского языка. 2 класс. Тема: " Однозначные и многозначные слова"

Подробно описывается каждый этап урока. Выстроена система вопросов и заданий. Используются разные формы организации деятельности обучающихся...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...